Дело № 2-1510/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2010 года
Бугульминский городской суд РТ в составе:
председательствующего судьи Назаровой И.В.,
при секретаре Маликовой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кириллина В.В., Кириллиной О.В., Кирилина А.В. и Кирилиной Л.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о признании права общей долевой собственности на жилое помещение, признании недействительной регистрации права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее Управление Росреестра) и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» (далее – ГЖФ) в вышеуказанной формулировке, в обоснование указав, что в сентябре Дата обезличена они была заселились в двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: ..., ... ...» ..., договор найма квартиры Номер обезличен заключен с ними Дата обезличенаг., в ноябре Дата обезличена они в этой квартире зарегистрированы. Указанная квартира им была предоставлена взамен ранее занимаемого жилья по ... ... ... ..., признанного в установленном порядке ветхим, в связи с чем семья истцов была включена в список лиц, подлежащих переселению. С сентября Дата обезличена плату за наем истцы перечисляет на расчетный счет ГЖФ, в настоящее время они желают приватизировать квартиру, однако ГЖФ отказывает им в этом, ссылаясь на то, что их квартира не является государственной или муниципальной собственностью. Считают действия ГЖФ незаконными, поскольку дом был построен в Дата обезличена в рамках программы ликвидации ветхого жилья, регистрация права собственности за ГЖФ проведена ответчиками с нарушениями. Истцы также просят взыскать с ГЖФ расходы на оплату услуг представителя в размере ... руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере ... руб.
Истец Кириллин В.В., действующий также от имени своей несовершеннолетней дочери Кирилиной О.В. как ее законный представитель, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Истцы Кириллина Л.В. и Кириллин А.В. в суд не явились, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, поддержав при этом свои исковые требования.
Представитель истцов Миронова И.Н. исковые требования и доводы искового заявления поддержала. Пояснила, что судебные расходы и расходы на оплату услуг представителя истцы просят взыскать с ГЖФ, а не с Управления Росреестра, поскольку основным виновником сложившейся ситуации они считают именно ГЖФ.
Представитель ГЖФ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве исковые требования не признал, мотивируя свои возражения тем, что дом принят в эксплуатацию в Дата обезличена когда программа ликвидации ветхого жилья была уже завершена. Истцы в добровольном порядке заключили договор найма жилого помещения, на основании которого право пользования квартирой принадлежит им только на период действия договора. Из просительной части искового заявления следует, что дело возникает из публичных правоотношений, поэтому ГЖФ не является надлежащим ответчиком, в связи с наличием спора о праве производство по делу подлежит прекращению.
Представитель ответчика – Управления Росреестра – Щелокова Т.А. письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в суд не явилась.
Представитель третьего лица - исполнительного комитета муниципального образования «город Бугульма» - Чернова Е.В. письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, решение просит принять на усмотрение суда. В письменном отзыве третье лицо указало, что семья истцов вошла в Программу ликвидации ветхого жилья, ввиду завершения в Дата обезличена этой программы граждане заселялись в дом ... ... ... по программе социальной ипотеки.
Выслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
В силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. № 1541 – 1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 144 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектами РФ.
В соответствии со ст.ст. 1, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г. № 1541-1 приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991г. № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года №392 от 15.10.2001г. №764, жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту.
Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2004г.:
- основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья;
- для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда
Согласно п.2.1 ст.2 Устава НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом.
Согласно ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативной управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Судом установлено, что истцы пользуются спорной квартирой ... в ... по ... ... на основании договора найма жилого помещения Номер обезличенФ от Дата обезличенаг., заключенным с ГЖФ.
Программа ликвидации ветхого жилья, которая была начата в 1996 году, завершена в 30 декабря 2004г., с 1 января 2005г. программа ликвидации ветхого жилья официально завершена на основании Указа Президента РТ от 30 декабря 2004 года №УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ». Государственный жилищный фонд при Президенте РТ был реорганизован в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» по передаточному акту.
Судом установлено, что в соответствии с договором Номер обезличен от Дата обезличена г. Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ выступил государственным заказчиком строительства д. ... по ул. ..., в котором находится спорная квартира. Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден в декабре Дата обезличена. года, что свидетельствует об окончании его строительства до указанной даты. Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта Номер обезличен ... по ... ... принят в эксплуатацию Дата обезличена г.
Исследовав все представленные доказательства, суд считает, что суду представлено достаточно достоверных сведений, свидетельствующих о возведении указанного дома до Дата обезличенаг. Следовательно, жилой дом по адресу: ... ... ... был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, который выступал инвестором, и правопреемником которого является ГЖФ.
Установлено, что по окончании строительства жилой дом в муниципальную собственность передан не был.
Истцы с момента начала приватизации жилья в РФ проживали на территории ..., представили документы, подтверждающие, что в приватизации жилого помещения на территории района они не участвовали, жилья в собственности не имеют. Следовательно, они право приватизации ранее занимаемого жилого помещения не реализовали.
В связи со сносом ветхих домов истцам, которые проживали в доме Номер обезличен по ... ..., признанного ветхим, было представлено спорное жилое помещение в доме, построенном за счет государственных средств, по договору найма. Вместе с тем, что, по мнению суда, спорное жилое помещение истцам в соответствии с требованиями законодательства РФ должно было быть предоставлено на условиях социального найма, поскольку фактически оно должно относиться к муниципальному жилищному фонду.
В письменном отзыве ответчик утверждает, что дом был повторно принят в эксплуатацию комиссией Дата обезличенаг., в связи с отменой ранее вынесенного акта распоряжением главы администрации ... и ... от Дата обезличенаг., подтверждающие документы не представлены. Однако данное обстоятельство существенного значения на разрешение дела по существу не влияет, поскольку дом, как следует из представленных доказательств, был построен на средства Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан до Дата обезличена года.
Право собственности ГЖФ зарегистрировано в ЕГРП на основании акта о приемке в эксплуатацию дома от Дата обезличенаг, вины Управления Росреестра в регистрации права за ГЖФ суд не усматривает, спор о праве имеется у истцов именно с ГЖФ, в связи с чем Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по делу.
Истцами не заявлено требование обязать ответчика передать жилье в муниципальную собственность, однако учитывая вывод суда о том, что жилье фактически является муниципальным и истцы проживают в квартире на условиях социального найма, их исковые требования о признании недействительным права собственности ГЖФ на их квартиру и признании за истцами права долевой собственности на спорную квартиру подлежат удовлетворению, право собственности у них возникает в порядке приватизации.
Принимая настоящее решение, суд считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства представителя Фонда о прекращении, в соответствии со ст. 247 ГПК РФ, производства по делу, поскольку дело рассмотрено в порядке искового производства; настоящее дело не относится к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцами заявлено ходатайство о взыскании с ГЖФ в пользу Кириллина В.В. расходов на оплату услуг представителя в размере ... руб. Исходя из степени разумности и справедливости, учитывая степень сложности дела, суд считает возможным удовлетворить это требование частично и взыскать с ГЖФ пользу Кириллина В.В. расходы на оплату услуг представителя в размере ... руб.
В силу ст.98 ГПК РФ с ГЖФ подлежит взысканию уплаченная истцом Кириллиным В.В. сумма государственной пошлины в размере ... руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным и прекратить право собственности некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на жилое помещение - трехкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: ..., ... ... ....
Признать за Кириллиным В.В., Кириллиной О.В., Кирилиным А.В. и Кирилиной О.В. право общей долевой собственности на жилое помещение - трехкомнатную квартиру общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: ..., ... ... ..., по 1/4 доли в праве за каждым.
Взыскать с некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» в пользу Кириллина В.В. расходы на оплату услуг представителя в размере ... руб., в счет возврата государственной пошлины ... руб.
В удовлетворении исковых требований Кириллина В.В., Кириллиной О.В., Кирилина А.В. и Кирилиной О.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Бугульминский городской суд.
Судья: И.В. Назарова
Копия верна:
Судья: И.В.Назарова
Решение вступило в законную силу «____»__________________201__ года.
Судья: И.В.Назарова