завяление об оспаривании решения, действия органа местного самоуправления



Дело № 2-2151/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 октября 2010 г.

Бугульминский городской суд РТ в составе

председательствующего судьи Касатовой Е.В.,

при секретаре Тихоновой Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Блохнина П.М. об оспаривании действий Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ по отказу в реализации права на улучшение жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Блохнин П.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ в лице руководителя Никулиной Т.П. по отказу в реализации его права на улучшение жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. С Дата обезличена г. по Дата обезличена г. он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возил бетон непосредственно на разрушенный атомный реактор, жил в 30-ти километровой зоне отчуждения. В результате радиационного воздействия получил онкологическое заболевание и инвалидность 2 группы. 7 августа 2010 г. он обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Письмом от Дата обезличена г. руководитель Исполнительного комитета Муниципального образования город Бугульма Никулина Т.П. отказала в реализации его права на улучшение жилищных условий как участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, ссылаясь на п.п. «е» п. 5 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.». При этом, она не обратила внимания на то, что решением Верховного Суда РФ от 8 августа 2007 г. № ГКПИ07-435, оставленным без изменения Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г. № КАС07-526, подпункт «е» пункта 5 Правил признан недействующим и не подлежащим применению в той мере, в которой он исключает распространение порядка реализации права на обеспечение жилой площадью, установленного для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на семьи умерших инвалидов, имевших такое право, а также на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Также руководителем Исполнительного комитета оставлено без внимания, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. № 17-П положения п. 1 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы представление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты. Просит признать действия Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма в лице его руководителя Никулиной Т.П. по отказу в реализации его права на улучшение жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭМ незаконными, а также обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Блохнин П.М. в суде поддержал заявление и вышеизложенное подтвердил. При этом он пояснил, что своего жилья он и члены его семьи не имеют, он со своей семьей – супругой ФИО7 и сыном ФИО6 проживает в жилом доме по ... ..., принадлежащим на праве собственности его дочери ФИО5 Финансовых средств для приобретения жилья в собственность он не имеет.

Представитель Блохнина П.М. - Гимадиев И.И. в суде заявление поддержал и вышеизложенное подтвердил.

Представитель Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма Старостина Т.Н. в суде заявленные требования Блохнина П.М. признала частично и пояснила, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта. 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета имеют «граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий». Блохнин П.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право войти в данную подпрограмму при условии постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. С заявлением о постановке на учет на имя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма Блохнин П.М. не обращался, в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий при Исполнительном комитете муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района не состоит. В письме руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма от Дата обезличена г. Блохнину П.М. было разъяснено, что для участия в подпрограмме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, ему необходимо встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также пояснен порядок постановки на учет.

Выслушав явившихся лиц, свидетеля ФИО10, исследовав материалы дела, суд считает требования Блохнина П.М. обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.

В соответствии с п.п. «е» п.5 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.», право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся а улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании п.2 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 июля 2009 г., с изменениями от 10 ноября

2009 г.), гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантируется: обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. № 17-П положения указанного п.2 части первой статьи 14 признаны не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам- инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты).

В силу п.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно п. З ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения... предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что Блохнин П.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции согласно удостоверения серия Р Номер обезличен, выданного Дата обезличена г. Кроме этого, заявителю Дата обезличена г. установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию. 7 августа 2010 г. Блохнин П.М. обратился с заявлением к Главе Бугульминского муниципального района РТ ФИО17 об оказании ему содействия в получении квартиры как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Письмом руководителя исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма Никулиной Т.П. от Дата обезличена г. Номер обезличенТН Блохнину П.М. фактически было отказано в реализации его права на улучшение жилищных условий как участнику ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС со ссылкой на п.п. «е» п. 5 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.». Суд считает действия Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма в лице его руководителя Никулиной Т.П. по отказу в реализации права Блохнина П.М. на улучшение жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными, поскольку решением Верховного Суда РФ от 8 августа 2007 г. № ГКПИ07-435, оставленным без изменения Определением кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г. № КАС07-526, подпункт «е» пункта 5 Правил признан недействующим и не подлежащим применению в той мере, в которой он исключает распространение порядка реализации права на обеспечение жилой площадью, установленного для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой,… вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. Кроме того, руководителем Исполкома муниципального образования город Бугульма не было принято во внимание, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г.

№ 17-П положения п. 1 ч. 1 ст. 15 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы представление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 г., так и после этой даты. Суд полагает, что действия Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма в лице его руководителя Никулиной Т.П. по отказу в реализации права Блохнина П.М. на улучшение жилищных условий нарушают его права, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение жилья по сравнению с другими лицами, принимавшими участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и вставшими на учет до 1 января 2005 г. Доводы представителя Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма в суде о том, что заявитель не обращался к ним с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и ответ руководителя Исполкома муниципального образования ... от Дата обезличена г. является лишь разъяснением, а не отказом в постановке его на этот учет, суд считает несостоятельными, поскольку в поданном им заявлении речь идет о получении им квартиры, как участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суть же полученного им ответа подразумевает отказ в реализации его права на улучшение жилищных условий, в том числе, права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и в последующем на получение жилья (квартиры). Суд полагает, что положения ст. 51 ЖК РФ (действующего с 1 марта 2005 г.), устанавливающие основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не может служить препятствием для постановки заявителя Блохнина П.М. на учет в качестве нуждающегося в улучшении

жилищных условий участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В суде также установлено, что Блохнин П.М. и члены его семьи: супруга ФИО7, сын ФИО6 какого-либо жилья в собственности (по другим основаниям) не имеют, все зарегистрированы и проживают одной семьей в жилом доме, расположенном по адресу: ..., ..., ..., принадлежащим на праве собственности дочери заявителя ФИО5, не являющейся фактически членом семьи Блохнина П.М. и проживающей отдельно от своих родителей. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При таких обстоятельствах, требования, заявленные Блохниным П.М. суд считает необходимым удовлетворить.

Руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия Исполнительного комитета муниципального образования город Бугульма в лице его руководителя Никулиной Т.П. по отказу в реализации права Блохнина П.М. на улучшение жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными.

Обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района РТ признать Блохнина П.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 суток через Бугульминский городской суд.

Судья: Е.В. Касатова