о признании недействительной государтсвенной регистрации права



Дело № 2-2447/10 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 декабря 2010 г. г. Бугульма

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Гатиятуллина Р.Р.

при секретаре Фатхуллиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токмачевой М.В., Давыдовой А.А., Афанасьевой Л.А. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о признании недействительной государственной регистрации права собственности на квартиру, признании права на приватизацию жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма в вышеизложенной формулировке. В обоснование указано, что с 1986 г. они проживали и были зарегистрированы в <адрес> который был признан ветхим, их семья включена в список лиц, подлежащих переселению в новую квартиру. В ДД.ММ.ГГГГ им была предоставлена спорная квартира. Вселившись, они продолжали оставаться на регистрации в старой квартире, оплачивали за нее коммунальные услуги.. После заключения договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» им в ДД.ММ.ГГГГ г. была разрешена регистрация в новой квартире. В ДД.ММ.ГГГГ они обратились с просьбой о приватизации их квартиры, в чем было отказано на том основании, что приватизации подлежат только жилые помещения государственного и муниципального жилого фонда, а их квартира не является государственной или муниципальной собственностью. Жилой <адрес> РТ был построен по программе период действия программы по ликвидации ветхого жилья в РТ. Техническая инвентаризация дома была проведена в ДД.ММ.ГГГГ. Дом был принят в эксплуатацию на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке <адрес> Дом подлежал передаче в муниципальную собственность, но фактически не был принят. Просят суд признать недействительным право собственности НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на спорную квартиру, признать за ними право общей долевой собственности на квартиру, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, сумму уплаченной госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Истица Токмачева М.В. и ее представитель ФИО7 в судебном заседании исковые требования уточнили, просили признать за Токмачевой М.В., Давыдовой А.А., Афанасьевой Л.А., несовершеннолетней ФИО1, несовершеннолетним ФИО2 право на приватизацию спорной квартиры, в части признания недействительным права собственности на квартиру за НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» иск поддержали.

Истцы Давыдова А.А., Давыдова Л.А., одновременно являясь законными представителями несовершеннолетних третьих лиц ФИО1, ФИО9 на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, доверили представление своих интересов истице Токмачевой М.В.

Представитель НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Представил отзыв, в котором указал, что иск не признает, поскольку дом был построен ДД.ММ.ГГГГ г., право собственности в законном порядке признано за Фондом.

Представитель исполнительного комитета муниципального образования <адрес> на судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Бугульминского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ ФИО10 разрешение вопроса оставила на усмотрение суда.

Третье лицо ФИО11 в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель отдела опеки и попечительства <адрес> ФИО12 удовлетворению уточненных исковых требований не возражала.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. № 1541 – 1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 144 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектами РФ.

В соответствии со ст.ст. 1,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на приобретаемое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года №392 от 15.10.2001 г. №764, жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту.

Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2009 г.:

- основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья;

- для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда

- для выполнения своих задач Фонд имеет право:

осуществлять функции инвестора и направлять средства на решение задач, определенных настоящим Уставом, в том числе: а) строительство жилья для переселения граждан из ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья; б) приобретение жилых помещений для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, в том числе в порядке, предусмотренном Уставом о выкупе государством у граждан, нуждающихся в социальной защите, приватизированных жилых помещений и другого жилья, принадлежащего им на праве частной собственности; в) кредитование жилищного строительства или приобретение жилья для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, без получения лицензии на банковскую деятельность…

В силу ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что истцы пользуются спорной квартирой <адрес> на основании договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. с НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ».

Ответчик в обоснование своих возражений на иск, считая, что дом был построен на средства именно НО ««Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» сослался на акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

Суд не может согласиться с доводами ответчика о строительстве дома на средства только НО ««Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», являющимся правопреемником Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан.

Судом установлено, что программа ликвидации ветхого жилья, которая была начата в ДД.ММ.ГГГГ году, завершена ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, целью которого было выполнение программы Президента Республики Татарстан о ликвидации ветхого жилья, был реорганизован, его устав утратил силу.

В соответствии с договором №/Ф от ДД.ММ.ГГГГ Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ выступил государственным заказчиком строительства <адрес>, в котором находится спорная квартира.

Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об окончании его строительства до указанной даты, при этом поэтажный план, согласно отметке, составлен ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта № <адрес> принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ

Исследовав все представленные доказательства, суд считает, что суду представлено достаточно достоверных сведений, свидетельствующих о возведении указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, жилой дом по адресу: <адрес> был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, который выступал инвестором.

По окончании строительства жилой дом в муниципальную собственность передан не был.

С 1 января 2005 года программа ликвидации ветхого жилья официально завершена на основании Указа Президента РТ от 30 декабря 2004 года №УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ». Государственный жилищный фонд при Президенте РТ был реорганизован в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» по передаточному акту.

Согласно п.2.1 ст.2 Устава НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативной управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Истцы и 2 несовершеннолетних ребенка двоих истиц на территории Бугульминского района и г. Бугульма в приватизации жилого помещения не участвовали, жилья в собственности не имеют. Следовательно, они право приватизации ранее занимаемого жилого помещения не реализовали.

В связи со сносом ветхих домов истцам, которые проживали в <адрес>, признанного ветхим, было представлено спорное жилое помещение в доме, построенном за счет государственных средств, по договору коммерческого найма. Вместе с тем, по мнению суда, спорное жилое помещение истцам, в соответствие с требованиями законодательства РФ, должно было быть предоставлено на условиях социального найма, поскольку фактически оно должно относиться к муниципальному жилищному фонду.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что дом был повторно принят в эксплуатацию комиссией ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой ранее вынесенного акта распоряжением главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Однако данное обстоятельство существенного значения на разрешение дела по существу не влияет, поскольку дом, как следует из представленных доказательств, был построен на средства Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан до ДД.ММ.ГГГГ.

Истцами не заявлено требование обязать ответчика передать жилье в муниципальную собственность, однако, учитывая указанный вывод суда, их исковые требования о признании за ними права на приватизацию спорного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Третье лицо ФИО11 отказался от участия в приватизации спорной квартиры в пользу истцов.

Исковое требование о признании недействительным права собственности за некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на спорную квартиру в связи с удовлетворением исковых требований в части признания права на приватизацию подлежит удовлетворению, по вышеизложенным мотивам.

В удовлетворении исковых требований к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» следует отказать, поскольку единственным надлежащим ответчиком, с которым у истцов возник спор о праве, является НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ».

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истицей Токмачевой М.В. заявлено ходатайство о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя, в размере <данные изъяты> руб.

Исходя из степени разумности и справедливости, учитывая степень сложности дела, суд считает возможным удовлетворить требование истицы и взыскать с Фонда в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.

В силу ст.98 ГПК РФ с Фонда подлежит взысканию уплаченная Токмачевой М.В. сумма государственной пошлины, в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным право собственности некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на <адрес> зарегистрированное в управлении Федеральной регистрационной службы по Р.Татарстан.

Признать за Токмачевой М.В., Давыдовой А.А., Афанасьевой Л.А., Давыдовой Е.Д., Афанасьевым О.Д. право на приватизацию <адрес> общей площадью <данные изъяты> по <адрес>.

Взыскать с некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» в пользу Токмачевой М.В. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб., в счет возврата государственной пошлины <данные изъяты> руб.

В удовлетворении исковых требований Токмачевой М.В., Давыдовой А.А., Афанасьевой Л.А. к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Бугульминский городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Р.Р. Гатиятуллин

Решение вступило в законную силу «___»________________201___года

Судья: Р.Р. Гатиятуллин