Дело № 2-15/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2011 г.
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гатиятуллина Р.Р.,
при секретаре Фатхуллиной А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугульминской городской прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ «Отдел внутренних дел по г. Бугульме и Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан», исполнительному комитету Бугульминского муниципального района, финансово-бюджетной палате Бугульминского муниципального района, Министерству Финансов Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить недостатки,
УСТАНОВИЛ:
Бугульминский городской прокурор обратился с исковым заявлением в суд в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по г. Бугульма и Бугульминскому району о признании бездействия незаконным и о приостановлении деятельности спецприемника Бугульминского ОВД указывая, что по обращению жителей г. Бугульма и Бугульминского муниципального района РТ проведена проверка соблюдения законодательства при содержании арестованных за совершение административных правонарушений в спецприемнике Бугульминского ОВД, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В настоящее время в спецприемнике ОВД административно-задержанным не обеспечивают для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями, полотенцем, столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи (миской, кружкой, ложкой). Камеры спецприемника не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора. Комната раздачи пищи в спецприемнике отсутствует. Кран с водопроводной водой для мытья посуды не предусмотрен. При входе в санузел, сразу чувствуется неприятный запах, стены некрашеные с отколовшейся штукатуркой. В туалете имеется два унитаза, раковина с холодной водой. Душевая кабинка в спецприемнике отсутствует. Состояние здания, в части неукомплектованности устройством для оповещения о пожаре подразделения пожарной охраны, а также отсутствие самозакрывающихся устройств и уплотнителей в притворах на дверях лестничных клеток и непроведение планово-предупредительного ремонта электроосветительной сети создают опасность возникновения угрозы жизни и здоровью людей. Просит признать бездействие в части отсутствия бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, пожарной безопасности в спецприемнике ОВД по г. Бугульма и Бугульминскому муниципальному району незаконным, также обязать ОВД по г. Бугульма и Бугульминскому муниципальному району приостановить деятельность спецприемника Бугульминского ОВД до устранения выявленных нарушений.
В хорде судебного разбирательства в качестве соответчиков по делу привлечены: исполнительный комитет Бугульминского муниципального района, финансово-бюджетная палата Бугульминского муниципального района, Министерство Финансов Республики Татарстан.
Представитель прокуратуры в суде изменил исковые требования, просил признать бездействие Бугульминского ОВД, исполнительного комитета Бугульминского муниципального района, финансово-бюджетной палаты Бугульминского муниципального района, по содержанию спецприемника в ненадлежащем состоянии незаконным, обязать Бугульминский ОВД, исполнительный комитет Бугульминского муниципального района и финансовую бюджетную палату Бугульминского муниципального района устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГследующие недостатки: обеспечить спецприемник Бугульминского ОВД, в целях надлежащего содержания доставляемых для содержания лиц, спальным местом, постельными принадлежностями, полотенцем; оборудовать санитарный пропускник в спецприемнике для проверки доставляемых для содержания лиц, обеспечить камерную дезинфекцию их личных вещей; камеры № спецприемника оборудовать принудительной вытяжной вентиляцией; все камеры спецприемника оборудовать индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора; оборудовать комнату раздачи пищи и душевую кабинку в спецприемнике; помещения спецприемника оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой экстренного оповещения людей о пожаре, запасным эвакуационным выходом; обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами защиты органов дыхания; установить таблички с номером телефона вызова пожарной охраны, план эвакуации людей на случай пожара.
Представитель Бугульминского ОВД измененные исковые требования признала, за исключением срока устранения недостатков, и пояснила, что недостатки не устранены в связи с отсутствием финансирования. Переписка с исполкомом с просьбой предоставить средства на ремонт спецприемника ведется постоянно, кроме того, был заключен муниципальный контракт на его ремонт, однако до настоящего времени средства не поступили, в связи с чем устранить недостатки в настоящее время не представляется возможным.
Представитель исполнительного комитета Бугульминского муниципального района исковые требования не признала и пояснила, что исполком выполняет обязательства по содержанию спецприемника надлежащим образом. Кроме того, содержание спецприемника отнесено к Республиканскому бюджету.
Представитель финансово-бюджетной палаты Бугульминского муниципального района исковые требования не признала и пояснила, что денежные средства в ОВД перечисляются, исходя из средств, представляемых на его содержание Министерством Финансов РТ. Запрошенные в ДД.ММ.ГГГГ году средства на ремонт спецприемника Минфином РТ не предоставлены. Действительно, в ДД.ММ.ГГГГ г. был заключен муниципальный контракт, считает, что средства не выделены, поскольку работники ОВД не предоставили в срок надлежащие документы. Средства на ремонт ОВД могут быть выделены только Минфином, поскольку <адрес> является дотационным, своими средствами на ремонт спецприемника не располагает, что подтверждается документальными сведениями о полученных районом доходах и затраченных районом денежных средствах.
Представитель Министерства Финансов РТ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие; представил отзыв, согласно которому иск не признал и пояснил, что Минфин РТ не является органом, уполномоченным выступать от имени казны муниципального образования, финансирование спецприемников осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.
Представитель отдела государственного пожарного надзора <адрес> в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что выявленные нарушения правил противопожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Представитель территориального отдела управления Роспотребнадзора по РТ в <адрес> и <адрес> исковые требования поддержала и пояснила, что выявленные нарушения правил содержания в спецприемнике создают реальную угрозу жизни и здоровью людей.
Выслушав явившиеся стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 02.10.2002 N 726 "Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста") камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации.
П.7 указанного Постановления определено, что в специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна); согласно п.8 арестованные, вновь поступившие в специальный приемник, проходят первичный медицинский осмотр, осуществляемый медицинским работником с целью выявления лиц, нуждающихся в медицинской помощи, и больных; в соответствии с п.9 медицинская помощь оказывается арестованным в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, медицинское и санитарно - противоэпидемическое обеспечение арестованных осуществляется в порядке, устанавливаемом Министром внутренних дел Российской Федерации;
Согласно п.14 Приказа МВД РФ от 22.11.2005 N 950 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел" в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку (лица, имеющие признаки педикулеза, - незамедлительно) в санпропускнике ИВС, а при его отсутствии - в санпропускнике (бане) общего пользования населенного пункта. Одежда (иные носильные вещи) подлежат обработке в дезинфекционной камере.
В силу п. 18 Указанного Приказа больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.
П. 42 указанного Приказа определено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Согласно п.45 указанного Приказа камеры ИВС оборудуются:индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере;шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
В силу п. 47 указанного Приказа не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены: 1) расчетным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании, сооружении или строении; 2) устройством для контроля работоспособности установки 3);устройством для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения; 4) устройством для задержки подачи газовых и порошковых
огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из
помещения пожара; 5) устройством для ручного пуска установки пожаротушения.
В соответствии с Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции), утвержденным указом Президента РФ от 12.02.2003 г. № 209 финансирование специальных приемников производится за счет республиканских бюджетов Республик в составе Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проверки Бугульминской городской прокуратурой спецприемника Бугульминского ОВД выявлено следующее: спецприемник не обеспечен индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, полотенцами для каждого из содержащихся в нем лиц; не оборудован санитарный пропускник для проверки доставляемых в него лиц; не оборудована камерная дезинфекция личных вещей доставляемых в спецприемник лиц; - камеры № спецприемника не оборудованы принудительной вытяжной вентиляцией; - все камеры спецприемника не оборудованы индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора; не оборудована комната раздачи пищи; не оборудована душевая кабинка; помещение спецприемника не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой экстренного оповещения людей о пожаре, запасным эвакуационным выходом, обслуживающий персонал не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания, установить таблички с номером телефона вызова пожарной охраны, план эвакуации людей на случай пожара.
Считая, что выявленные недостатки помещения спецприемника свидетельствуют о нарушении указанных норм законодательства РФ, Бугульминская городская прокуратура в интересах неопределенного круга лиц просит обязать устранить выявленные нарушения. Представитель Бугульминского ОВД выявленные нарушения и необходимость их устранения не оспаривал, в этой части иск признал, в связи с чем следует возложить обязанность по их устранению. При определении срока устранения недостатков суд считает необходимым согласиться с доводами прокурора о необходимости их устранения до ДД.ММ.ГГГГ Суд этот срок считает разумным достаточным для устранения недостатков, также учитывает, что выявленные нарушению в области санитарной и пожарной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей. Между тем, суд отмечает, что при объективной невозможности их устранения заинтересованное лицо вправе поставить вопрос об отсрочке исполнения решения на определенный срок.
Обязанность по устранению недостатков, учитывая характер спорных правоотношений, объем устраняемых недостатков, порядок финансирования спецприемника Бугульминского ОВД, суд наряду с ОВД считает необходимым возложить на исполнительный комитет Бугульминского муниципального района в лице финансово-бюджетной палаты Бугульминского муниципального района, Министерство Финансов Республики Татарстан. Возлагая гражданско-правовую ответственность по настоящему спору на исполнительный комитет Бугульминского муниципального района, суд принимает во внимание, что, несмотря на неоднократные требования обеспечить ремонт спецприемника, в ходе которого подлежали устранению установленные недостатки, денежные средства на его ремонт не выделялись совсем. Более того, в ДД.ММ.ГГГГ г. был заключен муниципальный контракт на ремонт спецприемника, определен подрядчик – <данные изъяты>», однако денежные средства так и не были выделены, срок действия договора истек ДД.ММ.ГГГГ( л.д. 56-59). Согласно представленным документам также установлено, что <данные изъяты> является дотиационным, что подтверждается документальными сведениями, согласно которым расходы в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ г. значительно превышали доходы района, в связи с чем финансирование в значительной степени осуществляется за счет бюджета Р.Татарстан (л.д.182-187). Финансирование спецприемника бюджетом муниципального образования осуществляется через Минфин РТ, в соответствии с указанным положением, который выделяет средства <адрес>, при этом, как следует из пояснений представителя ФБП, которая является заместителем руководителя ФБП, Минфином РТ делается прогноз по финансированию, после чего в этой же сумме выделяются средства на финансирование спецприемника (л.д.182-187). В ДД.ММ.ГГГГ г. была запрошены запрошены средства на ремонт спецприемника в 2011 г. (л.д.139-143, 186), однако Минфином РТ они не выделены. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность по устранению недостатков также на Министерство Финансов РТ.
По изложенным основаниям доводы представителя Министерства Финансов РТ суд считает несостоятельными, опровергающимися представленными доказательствами.
Принимая настоящее решение, суд, учитывая, что представители исполкома и ФБП заявляют об отсутствии средств на капитальный ремонт спецприемника в размере <данные изъяты>руб., считает необходимым обратить внимание, что в соответствии с настоящим решением на ответчиков возложена обязанность устранить прежде всего установленные судом недостатки.
Учитывая все изложенные обстоятельства, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бугульминской городской прокуратуры удовлетворить.
Признать бездействие ГБУ «Отдел внутренних дел по г. Бугульме и Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан», исполнительного комитета Бугульминского муниципального района в лице финансово-бюджетной палаты Бугульминского муниципального района, Министерства Финансов Республики Татарстан незаконным.
Обязать ГБУ «Отдел внутренних дел по г. Бугульме и Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан»,, исполнительный комитет Бугульминского муниципального района в лице финансово-бюджетной палаты Бугульминского муниципального района, Министерство Финансов Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГследующие недостатки:
- обеспечить спецприемник ГБУ «Отдел внутренних дел по г. Бугульме и Бугульминскому муниципальному району Республики Татарстан», индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями, полотенцами для каждого из содержащихся в нем лиц;
- оборудовать санитарный пропускник в спецприемнике для проверки доставляемых в него лиц;
- обеспечить камерную дезинфекцию личных вещей доставляемых в спецприемник лиц;
- камеры № спецприемника оборудовать принудительной вытяжной вентиляцией;
- все камеры спецприемника оборудовать индивидуальными нарами или кроватями, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой, бачком для питьевой воды, радио динамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора;
- оборудовать в спецприемнике комнату раздачи пищи;
- оборудовать в спецприемнике душевую кабинку;
- помещение спецприемника оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой экстренного оповещения людей о пожаре, запасным эвакуационным выходом, обеспечить обслуживающий персонал индивидуальными средствами защиты органов дыхания, установить таблички с номером телефона вызова пожарной охраны, план эвакуации людей на случай пожара.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Бугульминский городской суд.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Р.Р. Гатиятуллин
Решение вступило в законную силу «___»________________2011 года
Судья: Р.Р. Гатиятуллин