Дело № 2 – 1102/11 Р Е Ш Е Н И Е 14 июня 2011 года Бугульминский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Касатовой Е.В., при секретаре Тихоновой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма об оспаривании решения Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района, о восстановлении в статусе детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделении жилищных сертификатов, УСТАНОВИЛ: Истцы Гадельшина А.У., Гадельшина А.У., Гадельшина А.У. обратились в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма об оспаривании решения Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района, о восстановлении в статусе детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выделении жилищных сертификатов, указывая, что решением Бугульминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ их отец ФИО6 был лишен родительских прав, их мама ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ Опекуном была назначена их тетя ФИО8, которой ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в Александровское сельское поселение в их интересах о постановке на очередь по улучшению жилищных условий. Согласно решению общественной жилищной комиссии Муниципального образования «Ново-Александровское» сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ и протокола заседания жилищной комиссии № о т ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исполнительным комитетом Бугульминского района от ДД.ММ.ГГГГ № они были включены в резервный список получателей жилищных сертификатов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения в РТ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет г. Бугульма уведомил их о том, что они исключены из сводного реестра получателей Государственных жилищных сертификатов, а Гадельшиной А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в списке детей-сирот. В своем ответе Исполнительный комитет муниципального образования г. Бугульма указал на тот факт, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> что за ними закреплена данная жилая площадь. После лишения их отца родительских прав они не проживали в данной квартире. В этой квартире проживал и проживает их отец, который в настоящее время злоупотребляет спиртными напитками. Они проживают на съемных квартирах, а одна из нас Гадельшина А. до настоящего времени проживает у тети. Считают действия Общественной комиссии по жилищным вопросам исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об исключении их из сводного реестра получателей Государственных жилищных сертификатов по РТ незаконным, а также считают, что Гадельшина А.У. незаконно исключена из списков детей сирот нуждающихся в улучшении жилищных условий. В суде истцы Гадельшина А.У., Гадельшина А.У., Гадельшина А.У. уточнили свои исковые требования и просили суд признать незаконным решение Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У. из сводного реестра получателей Государственных жилищных сертификатов, признать незаконным отказ Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Гадельшиной А.У. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включить их в Сводный реестр получателей Государственных жилищных сертификатов, как детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Истица Гадельшина А.У. в суде исковые требования поддержала и пояснила, что в настоящее время проживает на съемной квартире, поскольку в квартире по <адрес> <адрес> проживать с отцом невозможно, поскольку он злоупотребляет спиртными напитками, нигде не работает и у него собираются друзья. После прекращения опеки она пыталась проживать в этой квартире с отцом, но не смогла. Считает, что их не должны были исключать из реестра получателей Государственных жилищных сертификатов, как детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку они состояли на учете в очередности на улучшение жилищных условий на протяжении нескольких лет, периодически обновляли необходимые для этого документы и никто их с очереди не снимал. Представитель истицы Гадельшиной А.У. – Алтабаева Р.М. в суде исковые требования поддержала. Истица Гадельшина А.У. исковые требования поддержала и пояснила, после возвращения из школы-интерната она также пыталась некоторое время проживать в одной квартире с отцом по <адрес> <адрес>, но ничего не получилось, так как он злоупотребляет спиртными напитками. В данное время она проживает на съемной квартире. Истица ФИО2 в суде пояснила, что до настоящего времени она проживает со своей тетей (бывшим опекуном) ФИО8 в <адрес>. В марте 2011 г. она обращалась с заявлением в Исполком муниципального образования г. Бугульма по поводу постановки её на учет на улучшение жилищных условий и это было сделано ею только с целью получения Государственного жилищного сертификата. Она не оспаривает того, что в данное время состоит на учете в очередности на улучшение жилищных условий в МО «Ново-Александровское сельское поселение». Вселяться в квартиру отца она никогда не пробовала, но у него в квартире иногда бывала, проверяла его. Представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Старостина Т.Н. в суде иск не признала и пояснила, что истица Гадельшина А.У., ДД.ММ.ГГГГ рождения, осталась без попечения родителей в возрасте <данные изъяты>, в связи с чем она не относится к категории лиц, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством. Распоряжением руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № за истцами закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: РТ, <адрес>. В настоящее время истцы зарегистрированы по указанному адресу и имеют право проживать в данной квартире. Заключение о невозможности возвращения истцов, либо невозможности их проживания в закрепленном жилом помещении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не принималось. В удовлетворении заявленных требований просит отказать. Представитель Исполнительного комитета Муниципального образования «Ново-Александровское сельское поселение» Бугульминского муниципального района РТ Валиева А.Ш. в суде иск не признала и пояснила, что решением общественной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления опекуна ФИО8, проживающей в <адрес>, несовершеннолетние Гадельшины были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий после окончания нахождения детей под опекой и включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. О том, что за ними было закреплено жилье по <адрес> <адрес>, им известно не было. В 2008 г. по запросу Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ она передавала на Гадельшиных сведения, как на сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на включение их в реестр на получение жилищного сертификата, а впоследствии передала их учетные дела, которые потом были им возвращены. До настоящего времени Гадельшины с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не сняты. Однако считает, что они не вправе претендовать на получение Государственных жилищных сертификатов, как дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, поскольку имеют закрепленное за ними жилье по ул. <адрес> <адрес>, в котором проживали. При постановке на учет общественная комиссия их жилищные условия на месте не проверяла. Выслушав лиц, явившихся в суд, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования не подлежащими удовлетворению. В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, оставшиеся без попечения родителей- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На основании ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.п.б п. 4. Постановления Кабинета Министров РТ от 16 мая.2008 г. № 326 (в редакции от 15 июня 2009 г.) "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 г. № 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения", право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты). Заключение о невозможности возвращения детей-сирот в ранее закрепленное жилое помещение принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения жилого помещения. В суде установлено, что решением Бугульминского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 лишен родительских прав в отношении дочерей: Гадельшиной А.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Гадельшиной А.У., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Мать истцов ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Гадельшиной А.У., попечителем Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У. была назначена ФИО8 и закреплена за ФИО1 жилая площадь по адресу: РТ, <адрес>, в которой они все по настоящее время зарегистрированы совместно с их отцом ФИО6, проживающим в этой квартире. Согласно решению общественной жилищной комиссии Муниципального образования «Ново-Александровское» сельское поселение» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и протокола заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании поданного опекуном ФИО8 заявления от ДД.ММ.ГГГГ Гадельшины признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Исполнительным комитетом муниципального образования г. Бугульма Бугульминского района они были включены в резервный список получателей жилищных сертификатов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения в РТ на 2008 г., что ответчиком не оспаривается Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет муниципального образования г. Бугульма Бугульминского района уведомил Гадельшину А.У., Гадельшину А.У. об исключении из сводного реестра получателей Государственных жилищных сертификатов, а Гадельшиной А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в списке детей-сирот. В своем решении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указал на то, что они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> на закрепленной за ними жилой площадью. Суд считает решение Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения их из сводного реестра получателей Государственных жилищных сертификатов обоснованным, поскольку право на получение сертификата имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение. Гадельшины такое закрепленное за ними жилое помещение, площадью <данные изъяты> кв.м, в двухкомнатной квартире по <адрес> имеют, что подтверждается вышеуказанным распоряжением руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. В указанном жилом помещении они зарегистрированы по настоящее время, хотя фактически и не проживают в нем. Иски о прекращении права пользования ими этим жилым помещением, снятии их с регистрационного учета из квартиры никто им не предъявлял, право пользования их этой квартирой никем не оспаривается. Доводы истцов в суде о том, что в указанной квартире им совместно с отцом ФИО6 проживать невозможно, суд считает необоснованными, поскольку доказательств, подтверждающих это обстоятельство, не представлено. Заключение комиссии по делам несовершеннолетних о невозможности возвращения их в ранее закрепленное жилое помещение в суд не представлено. Распоряжение руководителя исполнительного комитета Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № в части закрепления за ФИО1 жилой площади по адресу: РТ, <адрес>, не отменено. С учетом вышеизложенного, суд полагает, что оснований для включения истцов в Сводный реестр получателей Государственных жилищных сертификатов, как детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеется. Несостоятельными также суд находит исковые требования Гадельшиной А.У. о признании незаконным отказа Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании её заявления, поданного руководителю исполкома муниципального образования г. Бугульма ДД.ММ.ГГГГ В суде истица Гадельшина А.У. не отрицала того факта, что уже состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в МО «Ново-Александровское сельское поселение» Бугульминского муниципального района по месту её фактического проживания в д. Ново-Александровка и необходимость подачи указанного заявления ответчику она объяснила именно целью получения Государственного жилищного сертификата, а не постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях. Однако, как уже было указано выше, Гадельшина А.У., также как и другие истцы, не имеет оснований для включения в Сводный реестр получателей Государственных жилищных сертификатов, как сирота, оставшаяся без попечения родителей, в связи с наличием закрепленного жилого помещения по <адрес> <адрес>. Кроме того, законом не предусмотрена постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в разных местах: по месту фактического проживания и по месту регистрации. Согласно справки исполкома Ново-Александровского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, Гадельшина А.У. действительно проживает с опекуном ФИО8 по <адрес> в <адрес> РТ. Суд считает, что истица Гадельшина А.У. вправе обращаться с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях по месту регистрации к ответчику в случае снятия её с такого учета в МО «Ново-Александровское сельское поселение» Бугульминского муниципального района, поскольку имеет закрепленное жилье, площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес>, в котором зарегистрированы 4 человека, на каждого из которых приходится <данные изъяты> кв.м, тогда как учетная норма жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан жилыми помещениями в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определена на основании решения восьмой сессии Совета Бугульминского муниципального района РТ от 17 октября 2006 г. в размере не более 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи. При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска Гадельшиной А.У. о признании незаконным отказа Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий следует отказать Руководствуясь ст.195 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о признании незаконным решения Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения их из сводного реестра получателей Государственных жилищных сертификатов отказать. В удовлетворении иска Гадельшиной А.У. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о признании незаконным отказа Общественной комиссии по жилищным вопросам Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать. В удовлетворении иска Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У., Гадельшиной А.У. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о включении их в Сводный реестр получателей Государственных жилищных сертификатов, как детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, отказать Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней чез Бугульминский городской суд РТ. Судья: Касатова Е.В.
ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ