ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 июня 2011 г. г. Бугульма Бугульминский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Гатиятуллина Р.Р., при секретаре Фатхуллиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базарбаевой Н.Ф. к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма», некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о признании недействительным договора, признании права собственности, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» и некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» о признании недействительными договоров, признании жилого помещения муниципальной собственностью. В обоснование указано, что она проживала по месту регистрации в <адрес> Решением Бугульминского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ года данный дом был признан ветхим, данную квартиру она приобрела в собственность по договору приватизации. В ДД.ММ.ГГГГ году ей взамен указанной квартиры была предоставлена спорная квартира, при этом по инициативе ответчика был заключен договор социальной ипотеки. Старую квартиру Государственный жилищный фонд обязал ее передать ему в собственность на безвозмездной основе. Считает договор о передаче квартиры в собственность некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» недействительным в части условия о предоставлении права выбора квартиры, так как оплата должна быть произведена путем предоставления ей новой квартиры взамен занимаемой.. Жилой дом <адрес> РТ был построен по программе ликвидации ветхого жилья в РТ. Техническая инвентаризация дома была проведена в декабре ДД.ММ.ГГГГ г. Дом был принят в эксплуатацию на основании акта государственной приемочной комиссии о приемке дома <адрес>. Дом подлежал передаче в муниципальную собственность, а ей квартира должна быть передана в собственность взамен старой квартиры. В ходе судебного разбирательства истица изменила исковые требования, просила суд признать недействительным указанный договор социальной ипотеки, признать за ней право собственности на спорную квартиру. В судебном заседании истица измененные исковые требования поддержала и пояснила, что решением Бугульминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в иске к НО «ГЖФ при Президенте РТ» о признании права собственности. Считает, что данное обстоятельство не препятствует разбирательству по настоящему делу, поскольку изменились основания. В том иске она не просила признать договор социальной ипотеки недействительным. Считает, что в данном случае право собственности должно у нее возникнуть только после расторжения указанного договора, который свидетельствует, что квартирой владеет ответчик. Представитель НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал. Представитель исполнительного комитета муниципального образования «г. Бугульма» на судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, иск не признал, считает исполком ненадлежащим ответчиком. Суд, с учетом мнения сторон, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, не явившихся на судебное заседание. Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. В силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. № 1541 – 1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. В соответствии со ст.ст. 1,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретаемое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года №392 от 15.10.2001 г. №764, жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту. Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2009 г.: - основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья; - для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда - для выполнения своих задач Фонд имеет право: осуществлять функции инвестора и направлять средства на решение задач, определенных настоящим Уставом, в том числе: а) строительство жилья для переселения граждан из ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья; б) приобретение жилых помещений для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, в том числе в порядке, предусмотренном Уставом о выкупе государством у граждан, нуждающихся в социальной защите, приватизированных жилых помещений и другого жилья, принадлежащего им на праве частной собственности; в) кредитование жилищного строительства или приобретение жилья для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, без получения лицензии на банковскую деятельность… В силу ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Судом установлено, что истица пользуется спорной квартирой <адрес> на основании договора социальной ипотеки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6 - 8). Указанная квартира ей была предоставлена взамен ранее принадлежащего на праве собственности жилья – <адрес>. Данный дом признан ветхим на основании решения городского совета народных депутатов исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ, включен в программу ликвидации ветхого жилого фонда, подлежащего сносу (л.д.15). Суд не может согласиться с доводами ответчика о строительстве дома на средства только НО ««Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», являющимся правопреемником Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан. Судом установлено, что программа ликвидации ветхого жилья, которая была начата в ДД.ММ.ГГГГ году, завершена в ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, целью которого было выполнение программы Президента Республики Татарстан о ликвидации ветхого жилья, был реорганизован, его устав утратил силу. Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об окончании его строительства до указанной даты, при этом поэтажный план, согласно отметке, составлен ДД.ММ.ГГГГ дом (л.д.17). Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта № ГП 08358 (л.д. 21 ), <адрес> принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Исследовав все представленные доказательства, суд считает, что суду представлено достаточно достоверных сведений, свидетельствующих о возведении указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, жилой дом по адресу: <адрес> был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, который выступал инвестором. По окончании строительства жилой дом в муниципальную собственность передан не был. С 1 января 2005 года программа ликвидации ветхого жилья официально завершена на основании Указа Президента РТ от 30 декабря 2004 года №УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ». Государственный жилищный фонд при Президенте РТ был реорганизован в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» по передаточному акту. Согласно п.2.1 ст.2 Устава НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом. Представленными доказательствами достоверно установлено, что дом <адрес> был построен по программе ликвидации ветхого жилья. Следовательно, действия ГЖФ, по инициативе которого заключен указанный договор социальной ипотеки, суд законными признать не может. Договор социальной ипотеки заключен незаконно, поскольку квартира подлежала передаче на безвозмездной основе. В данном случае ответчику следовало передать квартиру взамен занимаемой, принадлежащей истице на праве собственности, квартиры <адрес> Между тем, последняя квартира получена ГЖФ в собственность на основании договора передачи, после чего предоставлена спорная квартира, однако на возмездной основе, по договору социальной ипотеки. При таких обстоятельствах, следует признать право собственности истицы на спорную квартиру. Право собственности возникает в порядке мены старой квартиры, находившейся в собственности, на спорное жилье. Договор социальной ипотеки в силу вышеизложенного подлежит признанию недействительным. Принимая настоящее решение, суд пришел к выводу о необходимости восстановления истице пропущенного по уважительной причине срока исковой давности, поскольку истице не было известно, что дом, в котором расположена спорная квартира, построен по программе ликвидации ветхого жилья. Только при судебном разбирательстве по гражданскому делу по иску ФИО3, ФИО4 и ФИО5 (решение принято ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу после кассационного рассмотрения) впервые было установлено, что дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ г. на средства Внебюджетного государственного жилищного фонда при Президенте РТ, по программе ликвидации ветхого жилья. Кроме того, истицей ранее предпринимались действия по оспариванию действий ГЖФ. Судом установлено, что решением Бугульминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (за 8 месяцев до обращения в суд с настоящим иском) отказано в удовлетворении иска к ГЖФ о признании права собственности. Между тем, в данном случае основания для рассмотрения иска изменились, поскольку истица просит признать право собственности, предварительно указав о незаконности договора социальной ипотеки, на основании которого квартирой фактически владеет ГЖФ. Суд в данном случае признает право собственности истицы после признания недействительным договора социальной ипотеки. Таким образом, оснований для прекращения производства по делу суд не усматривает. Иск к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку интересы истицы по настоящему иску им не нарушены. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать договор социальной ипотеки №, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты>», с одной стороны, и Базарбаевой Н.Ф., с другой, недействительным. Признать за Базарбаевой Н.Ф. право собственности на жилое помещение - <данные изъяты> квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Взыскать с некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» в пользу Базарбаевой Н.Ф. в счет возврата государственной пошлины <данные изъяты> руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Бугульминский городской суд. Судья: подпись. Копия верна. Судья: Р.Р. Гатиятуллин Решение вступило в законную силу «___»_______________2011 года Судья: Р.Р. Гатиятуллин