о признании права общей долевой собственности на жилое помещение



Дело № 2-1094/11РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 г. г. Бугульма

Бугульминский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Гатиятуллина Р.Р.,

при секретаре Фатхуллиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старцевой З.П., Старцева В.А., Матвеевой Л.В., действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Матвеева А.С. к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» о признании договора социальной ипотеки недействительным, признании права общей долевой собственности на квартиру,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ», исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» в вышеуказанной формулировке, в обосновании указав, что в ДД.ММ.ГГГГ году их семье администрацией <адрес> была предоставлена квартира по адресу: <адрес> взамен ранее занимаемой квартиры по адресу: <адрес>, которая была муниципальной. Данный дом был признан в установленном порядке ветхим, и включен в программу ликвидации ветхого жилья по <адрес> и <адрес> РТ. В настоящее время они проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ с ними был заключен договор социальной ипотеки , по условиям которого они могу приобрести квартиру в собственность только после оплаты ее стоимости. В ДД.ММ.ГГГГ году они обратились к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» с просьбой о приватизации данной квартиры, в чем было отказано. Вместе с тем жилой <адрес> был построен по программе ликвидации ветхого жилья, поэтому квартира в нем должна была быть передана им по договору социального найма.

Истица Старцева З.П. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Истец Старцев В.А. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Истица Матвеева А. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель исполнительного комитета муниципального образования «г. Бугульма» на судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд, с учетом мнения истцов, счел возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, не явившихся на судебное заседание.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживавшие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991г. № 1541 – 1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектами РФ.

В соответствии со ст.ст. 1,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на приобретаемое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 16 мая 1996 года №392 от 15.10.2001 г. №764, жилые дома, построенные за счет средств Государственного внебюджетного жилищного фонда РТ, подлежали передаче в коммунальную (муниципальную) собственность по подписываемому сторонами передаточному акту.

Согласно Уставу Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан, утвержденному Указом Президента Республики Татарстан от 9 июня 1997 г. N УП-284, действовавшему до 30.12.2009 г.:

- основной задачей фонда, в том числе, является финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья;

- для реализации основных задач Фонд осуществляет функции: инвестора по финансированию работ, направленных на ликвидацию ветхого жилищного фонда и реконструкцию кварталов ветхого жилья; кредитования жилищного строительства для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде; к правам Фонда

- для выполнения своих задач Фонд имеет право:

осуществлять функции инвестора и направлять средства на решение задач, определенных настоящим Уставом, в том числе: а) строительство жилья для переселения граждан из ветхого жилищного фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья; б) приобретение жилых помещений для переселения граждан из ветхого жилищного фонда, в том числе в порядке, предусмотренном Уставом о выкупе государством у граждан, нуждающихся в социальной защите, приватизированных жилых помещений и другого жилья, принадлежащего им на праве частной собственности; в) кредитование жилищного строительства или приобретение жилья для граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, без получения лицензии на банковскую деятельность…

В силу ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 04.07.1991 года № 1541-1 в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Судом установлено, что истцы пользуются спорной квартирой <адрес> на основании договора социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4 - 6). Указанная квартира им была предоставлена взамен ранее занимаемого жилья по <адрес>, признанного ветхим, и включенным в программу ликвидации ветхого жилья по <данные изъяты>.

Программа ликвидации ветхого жилья, которая была начата в <данные изъяты> году, завершена в ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан, целью которого было выполнение программы Президента Республики Татарстан о ликвидации ветхого жилья, был реорганизован, его устав утратил силу.

В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте РТ выступил государственным заказчиком строительства <адрес>, в котором находится спорная квартира.

Технический паспорт на объект завершенного строительства был утвержден ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует об окончании его строительства до указанной даты, при этом поэтажный план, согласно отметке, составлен ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта № ГП 08358 <адрес> принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суду представлено достаточно достоверных сведений, свидетельствующих о возведении указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, жилой дом по адресу: <адрес> был построен по программе ликвидации ветхого жилья за счет средств Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ, который выступал инвестором.

С ДД.ММ.ГГГГ программа ликвидации ветхого жилья официально завершена на основании Указа Президента РТ от 30 декабря 2004 года №УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ». Государственный жилищный фонд при Президенте РТ был реорганизован в некоммерческую организацию «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» по передаточному акту.

Согласно п.2.1 ст.2 Устава НО «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного фонда при Президенте РТ. К Фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 4 июля 1991 года №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативной управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведении органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Истцы Старцева З.П., Старцев В.А., Матвеева Л.В. и несовершеннолетний Матвеев А.С. в приватизации жилого помещения не участвовали, жилья в собственности не имеют (л.д. 10 - 15). Следовательно, они право приватизации ранее занимаемого жилого помещения не реализовали. Спорная квартира была предоставлена им в связи со сносом ветхого жилья - <адрес>, по договору социальной ипотеки. Между тем, по мнению суда, спорное жилое помещение истцам, в соответствии с требованиями законодательства РФ, должно было быть предоставлено на условиях социального найма, поскольку фактически оно должно относиться к муниципальному жилищному фонду. При таких обстоятельствах, истцы Старцева З.П., Старцев В.А., Матвеева Л.В. и несовершеннолетний Матвеев А.С. имеют право на приобретение спорного жилья в собственность в порядке приватизации.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что дом был повторно принят в эксплуатацию комиссией ДД.ММ.ГГГГ в связи с отменой ранее вынесенного акта распоряжением главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы от ДД.ММ.ГГГГ Однако данное обстоятельство существенного значения на разрешение дела по существу не влияет, поскольку дом, как следует из представленных доказательств, был построен на средства Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан до ДД.ММ.ГГГГ.

По окончании строительства жилой дом в муниципальную собственность в нарушение указанных требований законодательства передан не был. При таких обстоятельствах требование о возложении обязанности на ГЖФ передать <адрес> в собственность муниципального образования «город Бугульма» подлежит удовлетворению.

Принимая настоящее решение, суд пришел к выводу о необходимости восстановления истцам пропущенного срока исковой давности, по причине введения их в заблуждение ГЖФ относительно времени строительства дома, в котором находится спорная квартира. Только при судебном разбирательстве гражданского дела по иску по иску ФИО6, ФИО7 и ФИО8 (решение принято ДД.ММ.ГГГГ, вступило в законную силу после кассационного рассмотрения) впервые было установлено, что дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ г. на средства Внебюджетного государственного жилищного фонда при Президенте РТ, по программе ликвидации ветхого жилья, что дает безусловное право на проживание в спорной квартире на условиях социального найма, с возможностью последующей приватизации квартиры, после чего суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

В силу вышеизложенного заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор социальной ипотеки, на основании которого истцы вселились в спорную квартиры, суд считает ничтожным, как не соответствующим требованиям указанных нормативно-правовых актов. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым иск в части признания недействительным договора социальной ипотеки удовлетворить.

Учитывая все изложенные обстоятельства, суд считает необходимым исковые требования истцов Старцевой З.П., Старцева В.А., Матвеевой Л.В. и несовершеннолетнего Матвеева А.С. к ГЖФ удовлетворить.

Исковые требования к исполкому подлежат оставлению без удовлетворения, так как действиями последнего интересы истцов не нарушены, он является ненадлежащим ответчиком.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать договор социальной ипотеки , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Потребительским кооперативом «Строим Будущее», с одной стороны, и Старцевой З.П., Старцевым В.А., Матвеевой Л.В., действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Матвеева А.С., с другой, недействительным.

Признать за Старцевой З.П., Старцевым В.А., Матвеевой Л.В., Матвеевым А.С. право общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> по <данные изъяты> доли за каждым.

В удовлетворении исковых требований Старцевой З.П., Старцева В.А., Матвеевой Л.В., действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка Матвеева А.С. к исполнительному комитету муниципального образования «г. Бугульма» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Бугульминский городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Р.Р. Гатиятуллин

Решение вступило в законную силу «___»_______________2011 года

Судья: Р.Р. Гатиятуллин