Дело № 2 – 1199/11 Р Е Ш Е Н И Е 21 июня 2011 года Бугульминский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Касатовой Е.В., при секретаре Тихоновой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сукач А.А., Сукач Т.А. к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ, Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о признании распоряжения Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы недействительным, понуждении поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Истец Сукач А.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ, Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о признании п. 2 распоряжения Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы № от ДД.ММ.ГГГГ г. недействительным, признании его не утратившим статуса «сироты» и понуждении Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения сертификата для обеспечения жильем, указывая в обоснование, что его мать ФИО4 решением Бугульминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. Отец ФИО5 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в розыске, решением Бугульминского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ был признан умершим. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы за ним и его братьями было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. На основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонным филиалом № 14 РГУП БТИ МСА и ЖКХ РТ зарегистрировано право собственности за ФИО6, ФИО7 Закрепление распоряжением Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульма жилого помещения фактически лишило его права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на получение сертификата. В связи с данным распоряжением он не смог своевременно до достижения 23 лет встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец Сукач Т.А. обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ, Исполнительному комитету муниципального образования г. Бугульма о признании п. 2 распоряжения Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, указывая, что закрепление этим распоряжением Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО6, ФИО7, также фактически лишило и его права на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и на получение сертификата. Определением Бугульминского горсуда РТ от 3 июня 2011 г. исковые заявления Сукач А.А. и Сукач Т.А. были объединены в одно производство. В суде истец Сукач А.А. уточнил свои исковые требования и просил суд обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Бугульма поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения сертификата для обеспечения жильем. В части исковых требований о признании распоряжения Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы недействительным он просил прекратить производство по делу в связи с отказом от иска. Истец Сукач Т.А. в суде просил прекратить производство по делу в отношении его исковых требований о признании распоряжения Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы недействительным в связи с отказом от иска. Представитель Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ, (она же представитель Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма) Старостина Т.Н. в суде не возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что истцы имеют статус сирот и возвращение их в закрепленное за ними жилое помещение по <адрес>52 <адрес> невозможно, но Сукач А.А. на данный момент уже исполнилось 23 года, поэтому ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения сертификата для обеспечения жильем. Выслушав лиц, явившихся в суд, исследовав материалы дела, суд считает, исковые требования подлежащими удовлетворению. В силу ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для целей настоящего Федерального закона используются понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, оставшиеся без попечения родителей- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На основании ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п.п.б п. 4. Постановления Кабинета Министров РТ от 16 мая.2008 г. № 326 (в редакции от 15 июня 2009 г.) "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2007 г. № 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения", право на получение сертификата имеют следующие категории граждан, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности возвращения в ранее закрепленное за ними жилое помещение, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях всех видов профессионального образования и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - дети-сироты). Заключение о невозможности возвращения детей-сирот в ранее закрепленное жилое помещение принимается комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения жилого помещения. В суде установлено, что решением Бугульминского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ. мать истцов ФИО4 лишена родительских прав в отношении ее детей: Александра, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Тимура ДД.ММ.ГГГГ рождения, Романа ДД.ММ.ГГГГ рождения, Максима ДД.ММ.ГГГГ рождения. Решением Бугульминского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ отец истцов ФИО9 был признан умершим. Распоряжением Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульма № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено за несовершеннолетними ФИО10, Сукач Т.А., Сукач А.А. жилое помещение по адресу: <адрес>. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за ФИО6, ФИО7 на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №. Другого жилья истцы Сукач А.А., Сукач Т.А. не имеют. На основании заключения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при исполнительном комитете Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что возвращение Сукач А.А., ДД.ММ.ГГГГ, Сукач Т.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения в квартиру по адресу: <адрес> не предоставляется возможным, и на основании ст. 87 Жилищного кодекса РФ необходимо предоставить им другое жилое помещение согласно Постановлению Кабинета Министров РТ № от ДД.ММ.ГГГГ Истцы Сукач А.А., Сукач Т.А. в суде отказались от иска о признании п. 2 распоряжения Главы администрации Бугульминского района и г. Бугульмы № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным и в этой части судом вынесено определение о прекращении производства по делу. В суде также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сукач А.А. до достижения им 23-летнего возраста обращался в Исполнительный комитет муниципального образования г. Бугульма с устным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как сироту с правом получения сертификата для обеспечения жильем, что подтверждается выпиской из журнала личного приема граждан отделом по учету и распределению жилья. Однако своевременно собрать все необходимые для постановки на учет документы он не смог и в данное время ему отказывают в поставке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения сертификата для обеспечения жильем в связи с достижением 23-летнего возраста и утратой права, что суд считает необоснованным, поскольку Сукач А.А. вовремя обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет и свое право на получение сертификата для обеспечения жильем, как сирота, нуждающийся в улучшении жилищных условий, не реализовал и не утратил. При таких обстоятельствах, требования Сукач А.А. о понуждении Исполнительного комитета муниципального образования г. Бугульма поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения сертификата для обеспечения жильем следует удовлетворить. Руководствуясь ст.195 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Бугульма поставить Сукач А.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения сертификата для обеспечения жильем. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Бугульминский городской суд РТ. Судья: Касатова Е.В.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ