РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 сентября 2011 г. Дело №2- 1939 / 11 Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фроловой И.Н. при секретаре Нуриевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ходжаева М к Межрайонной ИФНС России №17 по РТ о признании незаконными действий налогового органа по начислению транспортного налога и зачете излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей, УСТАНОВИЛ: Истец Ходжаев М. обратился в суд с вышеназванным иском, указывая в заявлении, что он является собственником транспортного средства марки ГАЗ 2705 массой менее 3,5 тонн и мощностью двигателя 100 л.с., которое по паспорту транспортного средства записано как легковое транспортное средство и фактически используется для перевозки родственников. Ответчик незаконно начислил транспортный налог по ставке, предусмотренной для грузовых автомобилей, в результате переплата составила за 2008-2011 годы 750 рублей. В суде истец Ходжаев М. поддержал заявленные требования. Представитель ответчика в ходе беседы – Мельниченко А.Н., затем в ходе судебного разбирательства - Мутагиров А.З. иск не признали, представив письменный отзыв, пояснив при этом, что согласно классификатору типа транспортных средств автомобиль истца относится к классу Н-1 – грузовой фургон, поэтому транспортный налог начислен по ставке для грузовых транспортных средств.. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОГИБДД Бугульминского ОВД Закиров Р.З. заявил возражения по иску, пояснив, что понятия «грузовое» либо «легковое» транспортное средство определяется маркой транспортного средства (графа 2 в ПТС) и его типом. У истца это грузовое транспортное средство, что и записано в свидетельстве о регистрации его транспортного средства – грузовой фургон цельнометаллический. Понятие категории транспортного средства (графа 4 в ПСТ) определяет круг лиц, имеющих право управления транспортным средством данной марки. В данном случае управлять транспортным средством имеет право водитель, имеющий категорию В- легковые ТС, что и зафиксировано в ПТС. Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Из статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Как следует из статьи 361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В соответствии с законом субъекта РФ – Республики Татарстан - о транспортном налоге ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) определена в размере 12 руб., для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 25 руб. В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Согласно пункту 16 Приказа МВД РФ от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении. Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"). Следовательно, тип транспортного средства определяется в его паспорте. Согласно паспорту транспортного средства, истец Ходжаев М.У является собственником транспортного средства марки ГАЗ 2705 1997 года выпуска типа «фургон» категории В (легковые ТС) массой менее 3,5 тонн и мощностью двигателя 100 л.с., которое в свидетельстве о регистрации транспортного средства отнесено к типу транспортного средства – «грузовой автофургон». Суд считает, что у истца-налогоплательщика не имеется оснований для отнесения спорного транспортного средства к легковым автомобилям. В соответствии с пунктом 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным Приказом от 30.06.1997 МВД РФ N 399, Государственного таможенного комитета РФ N 388 и Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации N 195, к транспортным средствам категории "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. Это соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974. Перевод категорий транспортных средств, указанных в одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со сравнительной таблицей (приложение 3 к Положению). Согласно приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности, например "легковой", "автобус", "грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п. В паспорте транспортного средства "ГАЗ-2705" в строке 4 указана категория транспортного средства - "B", что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству. Одновременно в строке 3 данного паспорта указан тип транспортного средства - "фургон ". Согласно пункту 2.2.3 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств это соответствует типу транспортного средства "грузовой". В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и пунктом 2.2.2 раздела 2.2 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные. В строке 2 имеющегося в материалах дела паспорта транспортного средства "ГАЗ-2705" вторая цифра условного цифрового обозначения транспортного средства указана "7", что также свидетельствует о том, что спорный автомобиль не относится к легковым. Учитывая изложенное, при определении типа спорного транспортного средства и ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении этого автомобиля, следует руководствоваться сведениями о транспортном средстве, указанными в паспорте транспортного средства "ГАЗ-2705", из которых не следует, что этот автомобиль является легковым автомобилем. Ссылка на использование автомобиля "ГАЗ-2705" налогоплательщиком только в определенных целях - для перевозки пассажиров - как доказательство его принадлежности к легковому автотранспорту не может быть принята. Статья 358 НК РФ при отнесении транспортных средств к тому или иному виду объектов обложения транспортным налогом не учитывает цели, в которых они используются. Поэтому оснований для удовлетворения иска не имеется. Аналогичное мнение изложено в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2007 N А56-30860/2006, которое суд не использует в качестве прецедента, но соглашается с изложенной в нем мотивировкой.. Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Отказать Ходжаеву М в иске к Межрайонной ИФНС России №17 по РТ о признании незаконными действий налогового органа по начислению транспортного налога и зачете излишне уплаченных сумм в счет будущих платежей. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней путем подачи жалобы через Бугульминский городской суд. Судья Фролова И.Н.