Признание права нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-2148/11

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

03 ноября 2011 года

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Назаровой И.В.,

при секретаре Столяровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Манапова Р.Г. к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании выплатить субсидию на приобретение жилья,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Манапов Р.Г. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ (далее - исполком района) и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее – МТЗиСЗ РТ), указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете в исполкоме района как нуждающийся в улучшении жилья по категории <данные изъяты> а с ДД.ММ.ГГГГ. - дополнительно <данные изъяты>. Получив уведомление исполкома района о предоставлении ему субсидии на приобретение жилья, истец ДД.ММ.ГГГГ. открыл в <данные изъяты> филиале <данные изъяты> банка целевой счет для перечисления субсидии, ДД.ММ.ГГГГ. заключил договор купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа, ДД.ММ.ГГГГ. получил свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенную квартиру, все документы сдал в исполком района, однако субсидия не перечислена по причине произошедшей ошибки при обновлении очередного реестра нуждающихся в улучшении условий. Истец просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и как <данные изъяты>, и как <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ и обязать МТЗиСЗ РТ выплатить ему субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец Манапов Р.Г. поддержал исковые требования, уточнив, что просит признать за ним право на получение субсидии на приобретение жилья как за очередником – <данные изъяты> состоящим на учете нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ, обязать МТЗиСЗ РТ срочно перечислить ему эту субсидию в сумме <данные изъяты> руб. Представитель истца Фардиева С.А. просила иск удовлетворить, поскольку право на получение субсидии зависит от времени постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, а не от времени получения им инвалидности.

Представитель ответчика – исполкома района – Старостина Т.Н. признала иск в части признания за истцом как <данные изъяты> права на получение субсидии в связи с постановкой его на учет в ДД.ММ.ГГГГ году, в остальной части иска считает исполком района ненадлежащим ответчиком, поскольку субсидии выделяются через МТЗиСЗ РТ из федеральных средств. Свою позицию обосновала тем, что истец и его семья признаны нуждающимися в получении жилья в ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке они поставлены в льготную очередь первоочередников как <данные изъяты>, до сих пор они состоят на учете, в ДД.ММ.ГГГГ к основаниям первоочередного получения жилья добавилась еще и <данные изъяты>; в настоящее время очередь на получение государственных субсидий на приобретение жилья подошла для граждан-<данные изъяты> состоящих на учете с ДД.ММ.ГГГГ, истец таковым является, от времени признания <данные изъяты> эта очередь не зависит.

В письменном отзыве представитель ответчика – МТЗиСЗ РТ - Зиангирова И.Я. исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в 3-м квартале 2011г. в адреса исполкомов муниципальных образований РТ направлены письма об уведомлении о выделении субсидий на приобретение жилья ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, право на получение данной субсидии имеют лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005г., с момента установления им льготного статуса. Списки таких граждан были подготовлены и направлены исполкомами районов в адрес МТЗиСЗ РТ. Одним из таких граждан в списке был <данные изъяты> Манапов Р.Г., поставленный на учет ДД.ММ.ГГГГ., однако по сведениям базы данных адресной социальной защиты <данные изъяты> Манапову Р.Г. впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ и лишь с этого времени он имеет право на получение мер социальной поддержки как <данные изъяты>. Исполкомом Бугульминского муниципального района была допущена ошибка при формировании списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, что повлекло за собой включение в число получателей субсидии Манапова Р.Г. с нарушением очередности. Манапов Р.Г. как <данные изъяты> не теряет права на получение жилищной субсидии с момента установления ему льготного статуса и не исключается из реестра получателей субсидий, его очередь на получение субсидии как <данные изъяты> будет считаться с января ДД.ММ.ГГГГ Участвовавшая в судебном заседании представитель МТЗиСЗ РТ Татлыева А.К. поддержала доводы письменного отзыва и просила в иске Манапову Р.Г. отказать.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется:… по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Постановлением КМ РТ от 07.06.2006г № 275 (ред. от 02.04.2010) утверждено Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее – Положение), которым установлен порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны…., инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года (далее - получатели субсидии).

Согласно п.4 Положения Предоставление субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Положения, производится в порядке очередности согласно сводным спискам получателей субсидии …, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан…, где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения (то есть до 1 января 2005г.).

К получателям субсидий относятся все граждане из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящего Положения, зарегистрированные по одному адресу в сроки, указанные в данном пункте настоящего Положения.

Не включаются в сводные списки граждане, поставленные на учет в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Положения, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, утратившие свой льготный статус позже указанной даты.

Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане - получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.

Судом установлено, что <данные изъяты> Манапова Р.Г. решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.Бугульма (правопреемником которой является исполком района) от ДД.ММ.ГГГГ. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет, <данные изъяты> включена в льготную очередь для первоочередного получения жилья, поскольку в соответствии с действовавшим в тот период времени Жилищным кодексом РСФСР <данные изъяты> и некоторым другим категориям граждан жилые помещения предоставлялись в первую очередь (ст.36).

На момент постановки на учет семья истца проживала в <адрес>, позднее в ДД.ММ.ГГГГ г. семья самостоятельно улучшила свои жилищные условия, однако приобретенное в порядке обмена жилье по <адрес> не сняло их нуждаемости в улучшении жилищных условий, до настоящего времени истец и <данные изъяты> состоят на учете; это обстоятельство стороны признают, нуждаемость семьи истца в жилом помещении никем не оспаривается.

<данные изъяты>

Федеральным законом от 29.12.2004г. № 199-ФЗ в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» введена статья 28.2, установившая одинаковые меры социальной поддержки по обеспечению жильем для всех инвалидов (независимо от группы инвалидности) и для семей, имеющих детей-инвалидов.

Таким образом, истец <данные изъяты>, на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он встал до ДД.ММ.ГГГГ., и поэтому он имеет право на получение жилищной субсидии за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Кабинета Министров РТ от 07.06.2006г. № 275, размер субсидии <данные изъяты> сторонами не оспаривается. Основным принципом предоставления субсидий является очередность согласно сводному списку получателей субсидии, сформированному МТЗиСЗ РТ на основании списков исполкомов муниципальных образований РТ. Сторонам известно, что в 3-м квартале 2011г. очередь на получение субсидии подошла за получателями субсидий, вставшими на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ДД.ММ.ГГГГ году.

Из системного анализа Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановления КМ РТ от 07.06.2006г. № 275 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» следует, что принятие этих нормативных актов преследовало целью выделить из числа всех граждан, нуждающихся в получении жилья, наименее социально защищенную категорию граждан (к ним отнесены и инвалиды) и особым способом (путем предоставления целевых субсидий) обеспечить жильем именно эту категорию граждан; остальные граждане сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются им порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ (ст.6 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Исходя из этой цели суд считает, что принцип очередности заключается именно в том, что все получатели субсидий получат эту субсидию в определенной очередности, исходя не только из времени постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье, но и одновременно и из момента получения льготного статуса; иное толкование привело бы к тому, что недавно ставший инвалидом гражданин мог бы получить субсидию раньше гражданина, являющегося инвалидом многие годы и при этом многие годы являющегося нуждающимся в жилом помещении.

При таких обстоятельствах в иске следует отказать. Вины истца в сложившейся ситуации нет, он в заблуждение никого не вводил, однако это не дает ему право воспользоваться средствами федерального бюджета вне очереди.

При этом суд отмечает, что право истца на получение жилищной субсидии никем не оспаривается и не умаляется, из реестра получателей субсидии он не исключается, субсидию он получит в порядке очередности.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Манапову Р.Г. в иске к исполнительному комитету Бугульминского муниципального района и Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на получение субсидии на приобретение жилья как <данные изъяты>, состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, и обязании срочно выплатить субсидию на приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Бугульминский городской суд РТ.

Судья: И.В. Назарова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>а