о признании права на присвоение звания `Ветеран труда`



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 г. Дело №2- 2477 / 11

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Фроловой И.Н. при секретаре Нуриевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратенко Н.П. к Министерству труда, занятости и социальной защиты в Республике Татарстан в лице Управления социальной защиты в Бугульминском муниципальном районе о признании права на присвоение звания «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кондратенко Н.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, в котором указывает, что в период работы на Бугульминском элеваторе была награждена знаком «<данные изъяты>» на основании постановления Татарского республиканского производственного Управления хлебопродуктов и Президиума обкома профсоюзов рабочих и служащих с/х и заготовок от ДД.ММ.ГГГГ. Сам знак и удостоверение к нему у нее имеется. Из статьи в «Российской газете» узнала о своем праве на получение звания «<данные изъяты>», обратилась в Управление социальной защиты по месту жительства, но получила письменный отказ, с которым не согласна.

В суде Кондратенко Н.П. поддержала заявленное требование. Дело рассмотрено по месту жительства истца – нетрудоспособного по возрасту физического лица, обратившегося в суд по месту нахождения подразделения ответчика за защитой своих социальных прав, вытекающих из трудовых.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признала, пояснив суду, что знак «<данные изъяты>» является ведомственным знаком отличия, если соблюден порядок награждения и требования к оформлению удостоверения. Если награждение производилось на республиканском уровне, должна быть ссылка на решение федерального органа, от имени которого производится награждение. В данном случае такой ссылки нет. Сам факт награждения истца почетным знаком не оспаривают, считают ненадлежащим порядок награждения и требования к оформлению удостоверения. Требуемый законом трудовой стаж у истца имеется.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что постановлением Татарского республиканского производственного Управления хлебопродуктов и Президиума обкома профсоюзов рабочих и служащих с/х и заготовок от ДД.ММ.ГГГГ истец Кондратенко Н.П. награждена знаком "<данные изъяты>"; ее трудовой стаж составляет более 30 лет. Факт награждения и факт наличия трудового стажа ответчиком признается.

ДД.ММ.ГГГГ истец Кондратенко Н.П. обратилась в УСЗН Бугульминского муниципального района РТ с заявлением о выдаче удостоверения "<данные изъяты>". Письмом начальника УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ ей было письменно разъяснено, что предоставленный ею наградной документ не соответствует установленным законом требованиям о награждении ведомственным знаком отличия в труде, которое должно быть произведено от имени правительства либо других органов исполнительной власти СССР, РСФСР, РФ с подписью должностного лица в ранге руководителя министерства (ведомства) и печатью министерства (ведомства).

Суд не может согласиться с позицией ответчика.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются, в частности, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Величина трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, определялась положениями ст. 10 ранее действовавшего Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которым пенсия на общих основаниях устанавливалась мужчинам при общем трудовом стаже не менее 25 лет и женщинам при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

В соответствии с п. 1 Положения о едином общесоюзном знаке "<данные изъяты>" единым общесоюзным знаком "<данные изъяты>" награждаются лучшие рабочие, колхозники, руководящие и инженерно-технические работники, служащие предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций и учреждений, добившиеся наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана ДД.ММ.ГГГГ года.

Тем самым, порядок награждения знаком "<данные изъяты>" носил единый общесоюзный характер и был обусловлен достижением наиболее высоких трудовых показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем по своей правовой природе представлял собой именно ведомственный знак отличия в труде, носящий общесоюзный характер, а уровень государственных органов и профсоюзов, принимавших решение о награждении данным знаком, определялся исключительно подчиненностью соответствующих предприятий и организаций, на которых трудился награждаемый работник, в связи с чем какие-либо различия в правовом статусе награжденных лиц в зависимости от вида органов, принявших решение о награждении, объективно отсутствовали, так как признание заслуг награжденного работника во Всесоюзном социалистическом соревновании за выполнение и перевыполнение государственного плана ДД.ММ.ГГГГ года происходило от имени государства на общесоюзном уровне.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что награждение истца знаком "<данные изъяты>" может служить основанием для признания ее "<данные изъяты>».

Названная правовая позиция соответствует принципу единства судебной практики, определяемой Верховным Судом Российской Федерации (в том числе определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2011 года N 5-В11-8, Определение Верховного Суда РФ от 08.04.2011 N 5-В11-8, Определение Верховного Суда РФ от 03.12.2010 N 5-В10-90, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2011),.

Кроме того, и в дальнейшем правовая природа этого знака отражена в Положении о нем. Так, согласно пункту 2 Положения о едином общесоюзном знаке "<данные изъяты>" ДД.ММ.ГГГГ года и последующих годов десятой пятилетки, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ, награждение знаком "<данные изъяты>" от имени министерства (ведомства) и Центрального комитета профсоюза производится совместным решением администрации или правления колхоза и профсоюзного комитета объединения, предприятия, стройки, колхоза, совхоза, организации, учреждения как по результатам работы за соответствующий год, так и в течение этого года - за досрочное выполнение годового задания и социалистических обязательств.

Таким образом, награждение знаком "<данные изъяты>" от имени министерства (ведомства) было предоставлено в самом положении о нем, в том числе, и администрации предприятия и профсоюзного комитета предприятия.

С учетом изложенного, основания для отказа в иске отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Кондратенко Н.П. к Министерству труда, занятости и социальной защиты в Республике Татарстан в лице Управления социальной защиты в Бугульминском муниципальном районе о признании права на присвоение звания «<данные изъяты>».

Признать за Кондратенко Н.П. право на присвоение звания «<данные изъяты>».

Копию решения направить ответчику.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд РТ в течение 10 дней путем подачи жалобы через Бугульминский городской суд.

Судья: подпись.