23 декабря 2011 г. Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующей судьи Касатовой Е.В., с участием прокурора Потапова А.А., при секретаре Тихоновой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бугульминского городского прокурора к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Дворец школьников» о признании бездействия незаконным, понуждении произвести определенные действия, УСТАНОВИЛ: Бугульминский городской прокурор обратился в суд к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ, Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Дворец школьников» (далее МБОУ ДОД «Дворец школьников»), указывая в обоснование, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия МБОУ ДОД «Дворец школьников», которое осуществляет свою деятельность в здании объекта культурного наследия республиканского значения «Дом, в котором помещался Бугульминский революционный комитет», расположенный по адресу: <адрес>). Собственником указанного объекта культурного наследия является Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ. Согласно договору оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, помещение объекта культурного наследия было передано на праве оперативного управления МБОУ ДОД «Дворец школьников». Использование объекта культурного наследия с нарушением Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что собственником не зарегистрировано обременение на вышеназванный объект культурного наследия, кроме того не заключено охранное обязательство, результатом чего послужило бездействие исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ, собственника объекта культурного наследия. Просит признать бездействие Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ незаконным, обязать его зарегистрировать обременение на объект культурного наследия «Дом, в котором помещался Бугульминский революционный комитет», расположенный по адресу: <адрес>, а также обязать заключить охранно-арендный договор на указанный объект культурного наследия. Впоследствии Бугульминский городской прокурор в своем заявлении изменил исковые требования и просил признать надлежащим ответчиком МБОУ ДОД «Дворец школьников», обязать его в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство на объект культурного наследия «Дом, в котором помещался Бугульминский революционный комитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес> (ранее <адрес>), а также обязать в указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права в отношении объекта культурного наследия «Дом, в котором помещался Бугульминский революционный комитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес>. В части требований к Исполнительному комитету Бугульминского муниципального района РТ отказывается. В суде участвующий прокурор Потапов А.А. поддержал измененные исковые требования и пояснил, что считает надлежащим ответчиком по делу МБОУ ДОД «Дворец школьников», за которым закреплено муниципальное имущество – здание «Дворец школьников», на праве оперативного управления по договору от ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что отсутствие охранного обязательства на объект культурного наследия - «Дом, в котором помещался Бугульминский революционный комитет». именованный в Приложении № к Постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № как «Дом, где с 1917 года по 1918 год помещался большевистский ревкомитет», может повлечь разрушение и утрату памятника истории и в целях его охраны необходимо установить правила посещения этого объекта. Представитель ответчика Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ Старостина Т.Н. в суде не возражала против измененного иска и пояснила, что согласна с тем, что обязанность заключения охранного обязательства с Министерством культуры РТ на объект культурного наследия и регистрации обременения права в отношении этого объекта должна быть возложена на МБОУ ДОД «Дворец школьников», в пользовании которого на законном основании находится здание «Дворец школьников». Представитель ответчика МБОУ ДОД «Дворец школьников» Чумараева О.В. в суде иск признала полностью и пояснила, что в данное время ею уже ведется работа по сбору документов, необходимых для заключения охранного обязательства с Министерством культуры РТ на объект культурного наследия «Дворец школьников» и последующей регистрации обременения права в отношении этого объекта. Считает, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ будет получено охранное обязательство на памятник истории и зарегистрировано обременение право на него. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ в лице Бугульминского отдела Сорокина О.В. в суде пояснила, что решение вопроса по существу оставляет на усмотрение суда. При этом пояснила, что наряду с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке, ограничения (обременения) прав на него, в том числе обременения, установленные охранным обязательством на объект культурного наследия в соответствии со ст. 63 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». С заявлением о регистрации обременения права вправе обратиться как сам собственник этого объекта, так и его пользователь на праве оперативного управления при наличии дополнительного соглашения собственника с пользователем объекта, содержащего обязательства, указанные в охранном обязательстве. Представитель третьего лица МУП «Управление архитектуры и градостроительства» Бугульминского муниципального района РТ в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не имеет. Представитель третьего лица Отдела культуры исполнительного комитета Бугульминского муниципального района в суд не явился, был извещен, возражений по заявлению не представил. Представитель третьего лица Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений не имеет. Выслушав прокурора Потапова А.А., представителя Исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ Старостину Т.Н., представителя МБОУ ДОД «Дворец школьников» Чумараеву О.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ в лице Бугульминского отдела Сорокину О.В., исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. На основании п. 1 ст. 33 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в редакции от 16 ноября 2011 г.), объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от негативных воздействий. Согласно п. 3 ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. В соответствии с п. 4. ст. 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Согласно ст. 51 вышеуказанного Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г., право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации. На основании п. 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. В соответствии с постановлением Кабинета Министров РТ от 28 декабря 1995 г., № 947 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры Республике Татарстан, Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ является республиканским уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры, осуществляющим государственное управление и контроль в области выявления, учета, охраны, сохранения, реставрации, восстановления (далее охраны) и использования памятников истории и культуры (за исключением музейных, библиотечных и других, не связанных с недвижимостью культурных ценностей) в пределах своей компетенции. Главное управление государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ заключает с собственниками, владельцами и пользователями объектов охранные документы, рассматривает и ведет согласование охранных документов на объекты культурного наследия республиканского и местного значения. На основании приказа Министерства культуры РТ от 21 мая 2010 г. № «Об утверждении административных регламентов по предоставлению государственных услуг Министерством культуры Республики Татарстан», охранное обязательство - это соглашение, заключаемое между собственником или пользователем объекта культурного наследия и Министерством, определяющее условия доступа к нему, а также иные обеспечивающие сохранность объекта культурного наследия требования. Заявитель лично, через доверенное лицо или по почте в отдел делопроизводства и контроля документооборота Министерства подает заявление о предоставлении государственной услуги (оформление охранного обязательства собственника объекта культурного наследия) и представляет документы в соответствии с настоящим регламентом. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В суде установлено, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия МБОУ ДОД «Дворец школьников», которое осуществляет свою деятельность в здании объекта культурного наследия республиканского значения «Дом, где с 1917 года по 1918 год помещался большевистский ревкомитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес> (ранее <адрес>) Решение о принятии данного объекта на государственную охрану памятников истории и культуры, имеющих культурное и историческое значение, подлежащих учету и охране республиканских и местных органов, принято Постановлением Совета Министров ТАССР от 30 октября 1959 г. № 591 (Приложение № 3). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником указанного объекта культурного наследия является Исполнительный комитет Бугульминского муниципального района РТ (л.д. 19). В соответствии с п.1.1 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за учреждением № от ДД.ММ.ГГГГ, помещение объекта культурного наследия было передано на праве оперативного управления МБОУ ДОД «Дворец школьников» (л.д.5-6). Использование объекта культурного наследия осуществляется с нарушением Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что на данный объект не было заключено с Министерством культуры РТ охранное обязательство и при регистрации права собственности не было зарегистрировано ограничение (обременение) права на него. Представитель ответчика МБОУ ДОД «Дворец школьников» Чумараева О.В. в суде иск признала. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей были разъяснены и суд принимает признание ею иска. При таких обстоятельствах, учитывая признание ответчиком иска, требования Бугульминского городского прокурора следует удовлетворить и обязать МБОУ ДОД «Дворец школьников» в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство на объект культурного наследия «Дом, где с 1917 года по 1918 год помещался большевистский ревкомитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес>, обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права в отношении объекта культурного наследия «Дом, где с 1917 года по 1918 год помещался большевистский ревкомитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес>. Руководствуясь ст. ст. 173, 195 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Бугульминского городского прокурора удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец школьников» в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить с Министерством культуры Республики Татарстан охранное обязательство на объект культурного наследия «Дом, где с 1917 года по 1918 год помещался большевистский ревкомитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес>. Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец школьников» в срок до ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировать в Едином государственном реестре прав ограничение (обременение) права в отношении объекта культурного наследия «Дом, где с 1917 года по 1918 год помещался большевистский ревкомитет», расположенный по адресу: РТ, <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через Бугульминский городской РТ. Судья: Касатова Е.В.