решение о признании бездействии незаконными и понуждение исполнить обязанность по постановлке на учет в органах Росприроднадзора



Дело № 2-65/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 года

Бугульминский городской суд РТ в составе:

председательствующего Летенкова В.Г.

при секретаре Верещагиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугульминской городской прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Муллагуловой Г.С. о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанность по постановке на учет в органах Росприроднадзора,

УСТАНОВИЛ:

Бугульминский городской прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с заявлением к ИП Муллагуловой Г.С. о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанность по постановке на учет в органах Росприроднадзора, указывая, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части платы за негативное воздействие на окружающую среду выявлено, что ИП Муллагулова Г.С. осуществляя деятельность в области розничной торговли предметами бытовой химии, не соблюдает требования природоохранного законодательства. ИП Муллагулова Г.С. не предоставляет в уполномоченный орган расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, тем самым нарушает требования п. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года.

Представитель Бугульминской городской прокуратуры Каримов Р.К. поддержал исковые требования и просил признать незаконным бездействие ИП Муллагуловой Г.С. Обязать исполнить обязанность по постановке на учет в органах Росприроднадзора в срок до 1 марта 2012 года.

Ответчик ИП Муллагулова Г.С. в суде иск не признала, суду пояснила, что ей принадлежит магазин в п.Карабаш Бугульминского района РТ, в котором она осуществляет торговлю детской и женкой одежды. Никаких проверок в отношении ее деятельности не проводилось, собственного производства у нее нет, равно и каких - либо производственных отходов. Договор на вывоз бытовых отходов в объеме <данные изъяты> куба в год ею заключен и исполняется своевременно.

Представитель Управления Росприроднадзора по РТ в суд не явился, в отзыве сообщил, что согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды » от 10.01.2002 года № 7- ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Вместе с тем сообщил, что обязательность постановки на учет природопользователей в органах Росприроднадзора существующим законодательством, регулирующим отношения в сфере охраны окружающей природной среды, на сегодняшний день не определена.

Заслушав Муллагулову Г.С., доводы прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); трансграничное перемещение отходов - перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; лом и отходы цветных и (или) черных металлов - пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N -7 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

В суде установлено, что Бугульминской городской прокурор обратился в суд с указанными требованиями, обосновывая их тем, что произведенной проверкой, установлено, что Муллагулова Г.С. не соблюдает требования природоохранного законодательства. Однако эти доводы, в суде подтверждения не нашли, никакой проверки деятельности ИП не проводилось, иск предъявлен только на основании учетных данных. Указанные обстоятельства в суде подтвердил участвующий в деле прокурор. Муллагулова Г.С. осуществляет розничную торговлю, предметами детской и женкой одежды, производственной деятельностью не занимается, никаких отходов, которые подпадали бы под определение ст. 1 ФЗ «Об отходах производства потребления» у нее нет. На вывоз бытовых отходов у нее заключен соответствующий договор, который ей своевременно исполняется. Каких – либо доказательств, что в процессе реализации товаров у Муллагуловой Г.С. образуются отходы 1-4 класса опасности, нет. Природопользователем Муллагулова Г.С. не является и никакого негативного воздействия на окружающую среду не оказывает. Требования о бездействий ИП Муллагуловой Г.С. незаконным, также удовлетворению не подлежат, постольку, поскольку она не является должностным лицом, государственным или муниципальным служащим и положения главы 25 ГПК РФ на нее не распространяются.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору Бугульминской городской прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в иске к индивидуальному предпринимателю Муллагуловой Г.С. о признании бездействия незаконным и понуждении исполнить обязанность по постановке на учет в органах Росприроднадзора отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Бугульминский городской суд.

Судья: В.Г.Летенков