о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-456/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2012г. г. Бугульма РТ

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи И.Н. Фроловой

при секретаре В.В. Нуриевой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметзянова Т.З. к исполнительному комитету муниципального образования «Новосумароковское сельское поселение» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Ахметзянов Т.З. просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с износом жилого дома более <данные изъяты> %, обязать ответчика поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана-инвалида Великой Отечественной войны для обеспечения жильем. Указывая, что проживает по адресу: <адрес>. Указанный дом был построен им в начале ДД.ММ.ГГГГ из различного материала, в том числе бывшего в употреблении. В настоящее время износ жилого дома в <адрес> составляет <данные изъяты> %: крыша протекает, трубы отопления забиты ржавчиной и накипью, установленный насос с трудом прокачивает воду в системе отопления, пол холодный, туалет на улице. Износ коридора и бани составляет по <данные изъяты> %. В связи с тем, что самостоятельно не может отремонтировать дом, в ДД.ММ.ГГГГ он оформил договор дарения жилого дома в <адрес> своей младшей дочери ФИО4, которая проживает с ним и ухаживает за ним, чтобы она следила за состоянием дома, поддерживала и ремонтировала его.

В суде представитель истца по доверенности Ахметзянова Р.Т. поддержала исковые требования.

Представитель истца адвокат Гусев Г.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что истец является инвалидом войны 2 группы бессрочно, принимал участие в боевых действиях, имел ранение и награды, затем был награжден медалью «<данные изъяты>», постоянно проживает в вышеуказанном ветхом доме, иного жилья не имеет. Согласно техническому отчету по результатам обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, проведенному ООО «<данные изъяты>», жилой дом по адресу: <адрес>, по техническому состоянию является непригодным для проживания, не подлежит ремонту, а должен быть заново перестроен. Ориентировочная стоимость перестройки составила бы <данные изъяты> рублей. Поэтому денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей, вырученных истцом от продажи <данные изъяты> доли квартиры в <адрес>, в любом случае было бы недостаточно для приведения жилого дома в пригодное для проживания состояние и его благоустройства.

Представитель ответчика Минханова С.Л. в суде возражений по существу иска не заявила, пояснив суду, что истцу было отказано в постановке на учет по формальным основаниям, так как имел место факт отчуждения им дочери принадлежащих ему жилых помещений – половины 1-комнатной квартиры в Азнакаево и дома, в котором он проживает. Фактически же муниципальное образование признает, что истец, являющийся участником Великой Отечественной войны и инвалидом 2 группы, не обеспечен надлежащим жилым помещением, последние почти 10 лет проживает в деревянном ветхом доме без удобств <данные изъяты> постройки. Оценку действий истца на предмет того, было ли с его стороны умышленное ухудшение жилищных условий в контексте ст.53 ЖК РФ, оставляет на усмотрение суда.

Представитель исполнительного комитета Бугульминского муниципального района РТ Старостина Т.Н. суду пояснила, что решение о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановку на учет осуществляют органы местного самоуправления сельских поселений. Исполком Бугульминского муниципального района составляет сводный список очередников по району и направляет его в Казань в министерство, финансирование приобретения жилья по Закону о ветеранах производится за счет средств федерального бюджета. Оценку действий истца на предмет того, было ли с его стороны умышленное ухудшение жилищных условий в контексте ст.53 ЖК РФ, оставляет на усмотрение суда.

Заслушав представителей истца и ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

Согласно ст.23.2 этого же Закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им жилого помещения, размер которого определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со статьей 15 ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 21.12.2009, действующей с 3 января 2010 года) и вышеназванным Указом Президента РФ (в редакции от 09.01.2010), участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, независимо от даты постановки на учет нуждающихся.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержится в ст. 51 ЖК РФ и является исчерпывающим.

В соответствии со статьей 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Решением № 2 тридцать седьмой сессии Совета муниципального образования «Новосумароковское сельское поселение» Бугульминского муниципального района РТ 1 созыва от 03.03.2010 года установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в размере не более 17 квадратных метров общей площади на одного человека.

Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом установлено, что истец Ахметзянов Т.З., 1925 года рождения, является ветераном, участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах", а также является инвалидом 2 группы бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ Ахметзянов Т.З. зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: <адрес> в 1-этажном бревенчатом жилом доме без удобств ДД.ММ.ГГГГ постройки общей площадью <данные изъяты>., имеющем износ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>%, в том числе износ пристроя- <данные изъяты>%., собственником которого он являлся до ДД.ММ.ГГГГ. За два прошедших года естественный износ жилого дома мог только увеличиться.

В ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки жилищных условий Ахметзянова Т.З. органом местного самоуправления был составлен акт, в котором указано, что принадлежащий истцу жилой дом является ветхим, нет канализации, туалет на улице. Комиссия вынесла заключение, что Ахметзянов Т.З. нуждается в улучшении жилищных условий.

С ДД.ММ.ГГГГ условия проживания истца не изменились.

Согласно техническому отчету по результатам обследования строительных конструкций жилого дома по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ категория технического состояния жилого дома оценивается как неудовлетворительное состояние, характеризующееся снижением несущей способности отдельных конструкций и эксплуатационных характеристик, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья, в результате чего дом не отвечает требованиям пригодности для проживания.

Указанные обстоятельства признаются представителями ответчика и третьего лица.

При таких обстоятельствах суд не может признать действия истца по отчуждению принадлежавшего ему жилого дома, не отвечавшего требованиям пригодности для проживания, умышленным ухудшением жилищных условий. Как до отчуждения жилого дома, так и после его отчуждения истец был и остается проживающим в жилом помещении, не отвечающем требованиям пригодности для проживания. Поэтому сам факт дарения дома в данном случае в плане положений ст.53 ЖК РФ не может быть признан совершением действий с намерением стать нуждающимся в улучшении жилищных условий. В данном контексте и при изложенных выше обстоятельствах факт дарения дома вообще не имеет правового значения и не может являться основанием для отказа в постановке на учет.

Факт дарения истцом <данные изъяты> доли 1-комнатной квартиры по адресу: <адрес>, и последующей ее продажи ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> рублей также не является предусмотренным ст.53 ЖК РФ основанием для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При решении вопроса о том, подлежат ли применению в данном случае к Ахметзянову Т.З. положения ст. 53 ЖК РФ, суд учитывает, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях считаются допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. (Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации").

Поэтому суд принимает во внимание, что фактически истец стал проживать в принадлежавшем ему ветхом доме в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ухудшением состояния здоровья и нуждаемостью в постороннем уходе. Квартира в <адрес> являлась однокомнатной, доля истца в квартире по размеру общей площади (менее <данные изъяты> кв.м) меньше учетной нормы с населенном пункте по месту его фактического проживания. Реальный раздел квартиры в целях проживания в ней невозможен, проживание в квартире истца с лицами, осуществляющими за ним уход, также невозможно, так как вторая половина квартиры принадлежала иному лицу.

Следовательно, отчуждение квартиры истцом не было совершено умышленно с намерением искусственно ухудшить свои жилищные условия и приобрести право состоять на учете в целях получения жилья. Полученных от продажи квартиры денег на реконструкцию жилого дома в целях приведения его в пригодное для проживания состояние также было недостаточно, так как стоимость такой реконструкции определена техническим отчетом – не менее <данные изъяты> рублей..

Поэтому суд признает, что истец Ахметзянов Т.З. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, не совершил действий по умышленному ухудшению своих жилищных условий и подлежит постановке на учет в качестве ветерана- участника Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» по муниципальному образованию «Новосумароковское сельское поселение»

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать Ахметзянова Т.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать исполнительный комитет муниципального образования «Новосумароковское сельское поселение» Бугульминского муниципального района РТ произвести постановку на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Ахметзянова Т.З. как ветерана – участника (инвалида) Великой Отечественной войны, имеющего право на льготы, предусмотренные ст.14 Федерального закона «О ветеранах» в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца путем подачи жалобы через Бугульминский городской суд.

Судья: подпись.