о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и по встречному иску о признании недействительным договора социального найма и выселении



Дело № 2 - 365/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2012г. г. Бугульма РТ

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи И.Н. Фроловой,

с участием прокурора Р.Р. Файрушина,

при секретаре В.В. Нуриевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова Р.Э., действующего в интересах несовершеннолетнего Ахметова А.Р., к Исполнительному комитету муниципального образования «город Бугульма» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и по встречному иску Исполнительного комитета муниципального образования «город Бугульма» к Ахметову Р.Э., действующему за себя и в интересах несовершеннолетнего Ахметова А.Р., о признании недействительным договора социального найма и выселении

УСТАНОВИЛ:

Истец Ахметов Р.Э., действующий в интересах своего несовершеннолетнего сына Ахметова А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к ответчику о признании за Ахметовым А.Р. права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Указывая, что между ним (нанимателем) и МУП «Департамент ЖКХ» был заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности – однокомнатной квартиры общей площадью 12,1 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Вместе с ним в указанную квартиру был вселен его малолетний сын Ахметов А.Р., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на имя которого был открыт финансово-лицевой счет , по которому была начислена плата за потребление коммунальных услуг. Его сын ранее не принимал участия в приватизации и не имел в собственности какой-либо недвижимости. С целью передачи указанной квартиры в собственность сыну он обратился в ООО «ЕРЦ», однако ему было отказано в приватизации квартиры по причине невозможности установления даты заключения договора найма и отсутствии сведений в нем об основаниях его заключения. Данный отказ считает неправомерным и нарушающим законное право на приватизацию.

В судебном заседании Ахметов Р.Э. заявленные исковые требования поддержал, пояснив суду, что в ДД.ММ.ГГГГпомещение бывшей кухни по адресу: <адрес>, было признано жилым помещением - квартирой. Он, являясь собственником соседней квартиры, обратился к ответчику с заявлением о передаче указанной квартиры в его собственность. Ответчик в письме сообщил, что не возражает в передаче квартиры в собственность. После чего он оформил технический паспорт, кадастровый паспорт, ДД.ММ.ГГГГ заключил договор социального найма, несет бремя содержания квартиры. В ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ООО «ЕРЦ» с заявлением о приватизации, однако получил отказ. В указанной квартире никто не прописан и не проживает, вещей там нет, но ключи у него имеются.

Представитель ответчика Старостина Т.Н. в суде иск не признала и предъявила встречное исковое требование о признании недействительным (ничтожным) договора социального найма, заключенного ДД.ММ.ГГГГ (дата в тексте договора ошибочная- ДД.ММ.ГГГГ) и о выселении. При этом суду пояснила, что спорная квартира находится в доме, являющемся муниципальной собственностью, и передача квартиры в собственность истца могла была быть произведена только на торгах за плату, что и предполагалось сделать. Заключенный с истцом договор социального найма является ничтожным, так как отсутствовали правовые основания для его заключения. Письмо руководителя исполкома не является правовым актом, квартиры по договору социального найма предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий, каковым истец не являлся. Решение о предоставлении спорного жилого помещения ответчикам органом местного самоуправления не принималось. Следовательно, ответчики занимают спорную квартиру без законных на то оснований.

Ахметов Р.Э. возражал против удовлетворения встречного иска, пояснив суду, что МУП «Департамент ЖКХ», действуя от имени собственника жилого помещения, обладал необходимыми полномочиями на заключение оспариваемого договора социального найма. Договор является не ничтожной, а оспоримой сделкой. Права и обязанности ответчика по оспариваемой сделке возникли у исполкома в момент заключения договора социального найма жилого помещения. В связи с тем, что истцом пропущен срок исковой давности, просил отказать в удовлетворении встречных исковых требований.

Представитель третьего лица ООО «ЕРЦ» Миннехузина Н.Р. заявила возражения по иску, суду пояснила, что истец обращался к ним с заявлением о приватизации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Однако в принятии документов на приватизацию ему было отказано, поскольку нет решения о предоставлении ему указанного жилого помещения Лицевой счет на имя Ахметова А.Р. действительно открыт, плата за найм не начисляется.

Представитель МУП «Департамент ЖКХ» Ираева Р.Т. заявила возражения по иску, суду пояснила, что МУП «Департамент ЖКХ» не является собственником указанной квартиры. Договор социального найма был заключен на основании письма руководителя исполкома МО «г.Бугульма» ФИО1 В договоре социального найма неверно указан год заключения как ДД.ММ.ГГГГ, а фактически год заключения ДД.ММ.ГГГГ Пояснила, что существует практика заключения договоров без указания оснований, поэтому в ходе беседы при подготовке дела к судебному разбирательству заявила о действительности договора социального найма. Право подписания договора социального найма Департамент ЖКХ имеет, а право распоряжаться муниципальным имуществом не имеет.

Заслушав истца, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, а также заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в иске и удовлетворить встречный иск, суд считает исковые требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, встречные же исковые требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

На основании ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст.10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Согласно ч.1 ст.49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим кодексом случаев.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ч.1 ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В силу ч.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 181 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ахметов Р.Э., являясь собственником квартиры дома по <адрес> обратился с заявлением к руководителю исполнительного комитета МО г. Бугульма о передаче ему в собственность смежного с его квартирой помещения бывшей кухни общей площадью <данные изъяты>. С аналогичным ходатайством в поддержку заявления Ахметова Р.Э. ДД.ММ.ГГГГ обратился директор управляющей компании ООО УК «Тан».

В ответ на обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ руководитель исполкома сообщила Ахметову Р.Э. о том, что исполком не возражает в передаче ему помещения бывшей кухни, и рекомендовала для оформления документов обратиться в Палату земельных и имущественных отношений.

Распоряжениями руководителя исполкома города от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ помещение кухни постановлено считать жилым помещением и рекомендовано Палате имущественных и земельных отношений зарегистрировать право собственности на жилое помещение в Росреестре. Регистрация права муниципальной собственности на квартиру не была произведена.

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком в лице МУП «Департамент ЖКХ» и истцом Ахметовым Р.Э был заключен договор социального найма жилого помещения, ошибочно датированный ДД.ММ.ГГГГ годом. В качестве члена семьи, вселяющегося в жилое помещение, указан его сын Ахметов А.Р..

На основании распоряжения с оплатой за счет Ахметова Р.А. ДД.ММ.ГГГГ был изготовлен технический паспорт на жилое помещение – квартиру , а ДД.ММ.ГГГГ – кадастровый паспорт помещения. На квартиру открыт ДД.ММ.ГГГГ финансовый лицевой счет с указанием квартиросъемщика Ахметова А.Р. и сведениями о том, что квартира приватизирована, с ДД.ММ.ГГГГ предъявляются к плате счета-квитанции без начисления платы за найм..

В приватизации квартиры в собственность Ахметова А.Р. истцу было отказано.

На основании анализа установленных судом обстоятельств дела и исследованных письменных документов суд приходит к выводу, что заключенный с истцом договор социального найма является недействительным (ничтожным) ввиду несоответствия его требованиям закона.

Законом, а именно ч.1 ст.63 ЖК РФ, в императивной форме предусмотрено в качестве обязательного основания для заключения договора социального найма решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Судом установлено, что истец Ахметов Р.Э., а также члены его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли и в настоящее время не состоят. Решение о предоставлении спорного жилого помещения ответчикам органом местного самоуправления не принималось. Письмо руководителя исполкома от ДД.ММ.ГГГГ таковым не является.

Таким образом, оснований для предоставления истцу жилого помещения на условиях социального найма и заключения с ним договора социального найма не было и в настоящее время не имеется. Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ, в п.23 Постановления Пленума которого от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» указано, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).

Так как законные основания для заключения договора социального найма отсутствовали, истец не являлся надлежащей стороной договора, заключенный ДД.ММ.ГГГГ договор социального найма является недействительным в силу его ничтожности. Встречный иск о признании договора недействительным подлежит удовлетворению, а иск о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – отклонению, так как право истца и его несовершеннолетнего сына на жилое помещение не было приобретено. Срок исковой давности по оспариванию ничтожной сделки истцом не пропущен.

Вместе с тем, суд считает, что требование о выселении ответчиков является излишне заявленным. Стороны признают, что спорное жилое помещение было передано истцу путем передачи ему ключей от него, при этом ни истец, ни члены его семьи в квартире не проживали и не проживают ввиду его ненадлежащего внутреннего технического состояния, не вселялись в него, вещей своих туда не вносили, помещение пустое. В этой части иск подлежит удовлетворению путем обязания истца передать представителю ответчика ключей от квартиры.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Ахметову Р.Э., действующему в интересах несовершеннолетнего сына Ахметова А.Р., в иске о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру дома корпус по <адрес>

Встречный иск Исполнительного комитета муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района РТ удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (по тексту – ДД.ММ.ГГГГ) года, заключенный между МУП «Департамент ЖКХ» и Ахметовым Р.Э.

Обязать Ахметова Р.Э. передать представителю Исполнительного комитета муниципального образования «город Бугульма» Бугульминского муниципального района РТ ключи от квартиры дома корпус по <адрес>.

Копию решения направить Бугульминскому городскому прокурору.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через Бугульминский городской суд РТ.

Судья подпись.

-

-

-

-