Дело № 2 –1099/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 июня 2012 года г. Бугульма РТ Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фроловой И.Н., с участием прокурора Каримова Р.К., при секретаре Нуриевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бугульминского городского прокурора РТ в защиту неопределенного круга лиц к исполнительному комитету Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района РТ об обязании организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства, УСТАНОВИЛ: Бугульминский городской прокурор РТ обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц об обязании исполнительного комитета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района РТ организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. Указывая, что в ходе произведенной проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ртутьсодержащих ламп выявлены нарушения в деятельности исполнительного комитета Березовского сельского поселения при реализации полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. В частности, на территории муниципального образования не приняты меры к обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии. Нормативные правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп органом местного самоуправления не принимались; места по сбору ртутьсодержащих ламп отсутствуют; юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица о порядке осуществления сбора не информируются в силу отсутствия организации такого сбора со стороны органов местного самоуправления муниципального образования. Участвующий в деле прокурор Каримов Р.К. заявление Бугульминского городского прокурора РТ в защиту неопределенного круга лиц поддержал, уточнив заявленное требование в части установления срока для исполнения обязывающих действий – 1 месяц. Представитель исполнительного комитета Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района РТ Меньшаева Н.Р. в судебном заседании иск прокурора признала, суду пояснила, что органом местного самоуправления уже заключен договор со специализированной организацией, проводится работа по выбору места для установления контейнера и доведению информации до сведения проживающих на территории поселения юридических и физических лиц. Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление Бугульминского городского прокурора РТ в защиту неопределенного круга лиц обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления поселения. Нормами ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществлять в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, размещению отходов) осуществляют органы местного самоуправлении. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим и санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002г. № 786, отработанные ртутьсодержащие лампы относятся к 1 классу опасности. Во исполнение требований п.9 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009г № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010г. № 681 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, надлежащий сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - правил). Пунктом 6 названных правил организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора возложенных на органы местного самоуправления. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителя осуществляют специальные организации (п.9 правил). В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.061998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержания и восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Судом установлено, что органы местного самоуправления Березовского сельского поселения не обеспечивают организацию сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушая тем самым права лиц, постоянно и временно пребывающих на территории поселения на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции РФ и гарантированные государством. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения прокурора в суд с названными требованиями в защиту неопределенного круга лиц. Иск прокурора основан на законе, заявленные требования не оспариваются ответчиком. При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и проинформировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Бугульминского городского прокурора удовлетворить. Обязать исполнительный комитет Березовского сельского поселения Бугульминского муниципального района РТ организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и проинформировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Копию решения направить прокурору. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Бугульминский городской суд РТ. Судья:. подпись. - - - -