Дело № 2-1154/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 июля 2012 года г. Бугульма РТ Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи И.Н. Фроловой, при секретаре В.В. Нуриевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гимазетдинова ТЗ к ОАО «ВАМИН-Татарстан», ГУП «Горжилуправление», Палате имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ, муниципальному образованию «Бугульминский муниципальный район», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, признании недействительными межевых планов и кадастровых паспортов, снятии земельных участков с кадастрового и регистрационного учета, признании недействительными Постановление главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Распоряжение главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании восстановить кадастровый учет земельного участка. У С Т А Н О В И Л: Гимазетдинов Т.З. обратился в суд с иском к ОАО «ВАМИН-Татарстан», ГУП «Горжилуправление» о защите прав собственника от нарушений и признании незаконным уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме. Просит суд признать незаконным уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме № по <адрес> – земельного участка с кадастровым планом № от ДД.ММ.ГГГГог. и землеустроительным делом по межеванию земельного участка № без согласия всех собственников помещений в данном доме, признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия межевой план № и кадастровый паспорт на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, применив последствия недействительности сделки, снять данный земельный участок с кадастрового учета и погасить запись об объектах в ЕГРП, а также взыскать с ответчиков судебные расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>. В заявлении Гимазетдинов Т.З. указал, что является собственником квартиры № в многоквартирном жилом доме № по <адрес> Решением Бугульминского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № по <адрес> сформирован и зарегистрирован в установленном законом порядке в Бугульминском отделе Управления Росреестра по РТ. По решению Бугульминского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК ЖЭУ-6» обязано определить его долю в общем имуществе многоквартирного дома № по <адрес>. Во исполнение указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК ЖЭУ-6» определило его долю в общем имуществе равную <данные изъяты>, которая определена долей <данные изъяты> от суммы общей площади общего имущества жилых помещений <данные изъяты> и общей площади земельного участка жилого дома <данные изъяты> (<данные изъяты>). При этом его доля в общей площади общего имущества в многоквартирном жилом доме составляет <данные изъяты>, а его доля в общей площади общего имущества в земельном участке составляет <данные изъяты>. После этого из письма исполкома МО «г. Бугульма» Бугульминского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что на основании плана радела земельного участка по <адрес> кадастровым номером № образованы новые земельные участки, площадь которых составляет <данные изъяты> и <данные изъяты> План раздела утвержден землепользователями ГУП «Горжилуправление» и ОАО «ВАМИН-Татарстан». После чего сформирован межевой план № и выдан кадастровый паспорт на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ площадью <данные изъяты> Считает раздел земельного участка многоквартирного жилого дома с образованием новых земельных участков незаконным, нарушающим его права как собственника общего имущества. Согласен на привлечение соответчиков. В судебном заседании истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконным уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме № по <адрес> – земельного участка с кадастровым планом № от ДД.ММ.ГГГГог. и землеустроительным делом по межеванию земельного участка № с кадастровым номером № без согласия всех собственников помещений в данном доме; признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента принятия межевой план № и кадастровый паспорт на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>, и кадастровый паспорт на земельный участок № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, применив последствия недействительности сделки, снять данный земельный участок с кадастрового учета и погасить запись об объектах в ЕГРП; признать недействительным Постановление главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Распоряжение главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать орган кадастрового учета осуществить учет объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым планом от ДД.ММ.ГГГГ № и с землеустроительным делом по межеванию земельного участка № с кадастровым номером №. При этом пояснил суду, что спорный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, согласия собственников на уменьшение размера этого земельного участка не имеется, поэтому все деяния, произведенные с земельным участком после ДД.ММ.ГГГГ – даты проведения государственного кадастрового учета, незаконны. Представитель ответчика – ОАО «ВАМИН-Татарстан» Тарасова Е.А. в суде заявленные исковые требования не признала, при этом пояснила, что земельный участок площадью <данные изъяты> был передан им в аренду сроком на 3 года на основании Постановлением главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № с преимущественным правом продления. Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ заключен с Палатой имущественных и земельных отношений и зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ На арендованном земельном участке на бетонном фундаменте стоит торговый киоск «ВАМИН», являющийся временной постройкой, а не объектом недвижимости. Киоск был приобретен по договору купли-продажи, регистрация права собственности не производилась. Арендную плату уплачивают в конце года. Представитель ответчика ГУП «Горжилуправление», переименованного в МУП «Горжилуправление- Управляющая компания», находящегося в стадии ликвидации, - конкурсный управляющий Хайдарова Л.А. в суд не явилась, о предмете, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом почтовым отправлением. Заявлений, ходатайств, возражений на иск не поступило. Представитель ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» Гайнцева Н.А. в суде заявленные исковые требования не признала, при этом пояснила, что спорный земельный участок был сформирован в ДД.ММ.ГГГГ и поставлен на кадастровый учет по материалам инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ с указанием его фактического использования - под многоэтажную жилую застройку, вид разрешенного использования не был определен, получил кадастровый номер №. Впоследствии была обнаружена кадастровая ошибка - выявилось, что кадастровый номер спорного земельного участка дублируется с кадастровым номером земельного участка, расположенного под магазином №. В рамках исправленной технической ошибки земельному участку был присвоен промежуточный номер № и одновременно земельный участок разделили, выделив земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, остальной части земельного участка площадью <данные изъяты> присвоен кадастровый номер № По кадастровому учету участок значится муниципальным, так как он сформирован не под многоквартирным жилым домом истца с учетом градостроительных норм, а в целях инвентаризации по фактическому использованию под многоэтажную жилую застройку. Чтобы земельный участок был в долевой собственности граждан, должно быть постановление руководителя исполкома об изменении вида разрешенного использования земельного участка, при этом размер участка должен определяться с учетом градостроительных норм – сам дом, его обслуживание, детские площадки и т.д.. Представитель ответчика Палаты имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ Кадыров И.Р. в суде с заявленными исковыми требованиями не согласился, при этом пояснил, что при сдаче в аренду ответчику ОАО «ВАМИН-Татарстан» земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> ПИЗО исходила из того, что это муниципальная земля. Представитель Исполнительного комитета муниципального образования «город Бугульма» Старостина Т.Н. в суде с заявленными исковыми требованиями не согласилась, при этом пояснила, что земельный участок может выступать в качестве объекта правового регулирования лишь после определения в установленном порядке его границ, то есть осуществления процедуры его формирования и кадастрового учета. Переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме обуславливается необходимостью формирования данного земельного участка в установленном законом порядке.. До введения Жилищного кодекса РФ спорный земельный участок с кадастровым номером № был сформирован под многоэтажную жилую застройку, а не под многоквартирный жилой дом. Соответственно границы земельного участка были определены не в соответствии со ст.36 Жилищного кодекса РФ, а произвольно. Постановлением главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № был передан в аренду ОАО «ВАМИН» земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 3 года в пределах имеющихся полномочий. При этом орган местного самоуправления не распорядился землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Соответственно, план раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, был утвержден в соответствии с законодательством и не повлек за собой уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме № по <адрес>. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель третьих лиц «МУП Департамент ЖКХ» и ООО «УК ЖЭУ-6» Ираева Р.Т. в суде с заявленными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> не сформирован, одним из подтверждений чего является отсутствие налоговых платежей на него. Плату за долю истца в земельном участке они получают от истца по решению суда, до судебного решения плату за земельный участок не начисляли. Заслушав участников судебного разбирательства, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности иска. В соответствии со ст.З Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с ч.3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Ч.3 ст.16 Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Судом установлено, что истец Гимазетдинов Т.З. является собственником <данные изъяты> квартиры № в многоквартирном жилом доме № по <адрес>. Многоквартирный жилой дом, в котором расположена квартиры истца, находится на земельном участке, который был сформирован в ДД.ММ.ГГГГ и поставлен на кадастровый учет по материалам инвентаризации в ДД.ММ.ГГГГ с указанием его фактического использования - под многоэтажную жилую застройку, категория земель- земли поселений, вид разрешенного использования не был определен, участок получил кадастровый номер №, площадь участка -<данные изъяты>., нормативная цена и ставка земельного налога не определены. В ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № <данные изъяты> кв.м. из категории «земли поселений» был разделен, из него выделен земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, остальной части земельного участка площадью <данные изъяты> присвоен кадастровый номер №, при этом категория земель обоих земельных участков не изменилась.. На основании постановления главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного по ходатайству ОАО «ВАМИН-Татарстан» с учетом материалов межевания и предварительной от ДД.ММ.ГГГГ публикации, участок площадью <данные изъяты> передан в аренду ОАО «ВАМИН» на срок 3 года, договор аренды заключен ДД.ММ.ГГГГ. Суд не находит оснований для признания недействительными заявленных истцом действий и правовых актов. Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 3 статьи 3), имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Объекты, прочно связанные с земельными участками, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). В Жилищном кодексе Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 36) содержится общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на данном участке многоквартирном доме, а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (статья 16) установлены специальный порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства. Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации). Тем самым достигается соблюдение вытекающего из статьи 17 Конституции Российской Федерации требования обеспечения баланса прав и интересов участников соответствующих правоотношений, а именно собственников помещений в многоквартирном доме и публичного образования, из земель которого передается в их общую долевую собственность земельный участок под этим домом. В данном случае такая передача не произведена. Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с ч. 9 ст. 38 ФЗ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В данном случае границы сформированного по фактическому использованию земельного участка существуют с ДД.ММ.ГГГГ, то есть менее 15 лет. Соответствие их требованиям земельного и градостроительного законодательства не было проверено. Таким образом, условием перехода муниципального земельного участка в собственность жильцов многоквартирного дома является обязательное наличие двух составляющих элементов : формирование данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведение его государственного кадастрового учета. В данном случае имеет место проведение государственного кадастрового учета земельного участка в целях инвентаризации земель, но отсутствует первый обязательный элемент для перехода земельного участка под многоквартирным жилым домом в собственность жильцов - формирование данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Земельный участок под многоквартирным жилым домом не сформирован надлежащим образом в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, его кадастровый учет произведен в целях инвентаризации земель категории «Земли поселений», нормативная цена не определена, налоги истец и иные собственники квартир дома за него не уплачивают. Каждый из собственников квартир дома вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом. При переходе участка в общую собственность граждан к ним же переходят права арендодателя на период действия договора аренды. Решение суда от ДД.ММ.ГГГГ не имеет преюдициальной силы, оно может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам в случае вступления в силу данного решения суда. В удовлетворении иска следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Гимазетдинову ТЗ в иске к ОАО «ВАМИН-Татарстан», ГУП «Горжилуправление», Палате имущественных и земельных отношений Бугульминского муниципального района РТ, муниципальному образованию «Бугульминский муниципальный район», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконным уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, признании недействительными межевых планов и кадастровых паспортов, снятии земельных участков с кадастрового и регистрационного учета, признании недействительными Постановление главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, Распоряжение главы Бугульминского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, обязании восстановить кадастровый учет земельного участка. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Бугульминский городской суд РТ. Судья: подпись - - - - -