о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа для инвалидов



Дело № 2 –2368/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2012 года г. Бугульма РТ

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Фроловой И.Н.,

с участием прокурора Файрушина РР,

при секретаре Нуриевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Азнакаевского городского прокурора РТ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Сбербанк России» в лице Бугульминского отделения о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание,

УСТАНОВИЛ:

Азнакаевский городской прокурор РТ обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия ОАО «Сбербанк России» в лице Бугульминского отделения незаконным и обязании ответчика создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа в Азнакаевское отделение банка. Указывая, что в ходе проверки Азнакаевской городской прокуратурой соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что в операционные кассы вне кассового узла Азнакаевских отделений Бугульминского филиала Сбербанка России, расположенные по адресам: <адрес>, не обеспечен беспрепятственный доступ маломобильной категории граждан, в том числе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Входные площадки (наружная лестница) у отделения банка по <адрес> не оборудованы пандусом, что является нарушением п.3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружения для маломобильных групп населения. Высота прогонов у дверных проемов не соответствует п.3.23 СНиП 35-01-2001. Уклон пандуса у отделения банка, расположенного по адресу: <адрес> не соответствует п.3.29 СНиП 35-01-2001. При этом пандус не оборудован ограждением с поручнями, что является нарушением п.3.9 СНиП 35-01-2001. На прилегающей к зданию отделений банка парковке не выделены места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства.

В суде прокурор Файрушин РР поддержал уточненные исковые требования Азнакаевского городского прокурора РТ(л.д.18), просил обязать ответчика в 3-месячный срок привести указанные помещения в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001., а именно: входные площадки (наружная лестница) у отделений банка оборудовать пандусом,; уклон пандуса сделать в соответствии с п.3.29 СНиП 35-01-2001 около <данные изъяты> % и оборудовать пандус ограждением с поручнями; высоту порогов у дверных проемов сделать в соответствии с п.3.23 СНиП 35-01-2001 около <данные изъяты>.

Представитель ответчика Кутлиярова М М в суде иск Азнакаевского городского прокурора РТ не признала, пояснив, что акты проверок от ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил вместе с копией искового заявления ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время ведется подготовка для устранения нарушений, указанных в актах.

Выслушав прокурора Файрушина Р.Р., представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ч.2).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ч.3).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно (ч.9).

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целью государственной политики в области защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других нрав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что в ходе проверки Азнакаевской городской прокуратурой соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что входы в операционные кассы вне кассового узла Азнакаевских отделений Бугульминского филиала Сбербанка России, расположенных по адресам: <адрес>, не оборудованы специальными приспособлениями, облегчающими доступ инвалидов и маломобильных граждан, а именно: входные площадки (наружная лестница) у отделения банка по <адрес> не оборудованы пандусом; высота порога к отделению банка и банкомату по <адрес> составляет <данные изъяты>, высота порога к банкомату отделения банка по <адрес> составляет <данные изъяты>, перепад высоты порога составляет <данные изъяты>; уклон пандуса у отделения банка, расположенного по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> % и пандус не оборудован ограждением с поручнями, перепад высоты порога составляет <данные изъяты>; кроме того, на прилегающей к зданию отделений банка парковке нет места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Бездействие ОАО «Сбербанк России» в лице Бугульминского отделения противоречит требованиям ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Отсутствие специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц и ограничивает право инвалидов на участие в гражданских правоотношениях.

Факт наличия выявленных нарушений прав инвалидов стороной ответчика не оспаривается.

При таких обстоятельствах требования Азнакаевского городского прокурора о признании бездействия незаконным и понуждении привести помещения в соответствии с требованиями СНиП. следует удовлетворить. Требование об оборудовании автостоянки с местами для инвалидов не заявлено.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд считает допустимым и достаточным установить срок для выполнения работ, указанных в иске, в три месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Азнакаевского городского прокурора удовлетворить.

Обязать ОАО «Сбербанк России» в лице Бугульминского отделения в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести помещения Азнакаевских отделений Бугульминского филиала Сбербанка России, расположенных по адресам: <адрес>, в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001, а именно: входные площадки (наружная лестница) у отделения банка по <адрес> оборудовать пандусом с углом наклона не более <данные изъяты> и поручнями, уклон пандуса у отделения банка, расположенного по адресу: <адрес>, сделать в соответствии с п.3.29 СНиП 35-01-2001 не более <данные изъяты> и оборудовать пандус ограждением с поручнями; высоту дверных порогов входной группы Азнакаевских отделений Бугульминского филиала Сбербанка России, расположенных по адресам: <адрес>, сделать в соответствии с п.3.23 СНиП 35-01-2001 не более <адрес>;

Взыскать с ОАО «Сбербанк России» в лице Бугульминского отделения государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через Бугульминский городской РТ.

Судья: подпись.

-

-

-

-

-