о признании права на досрочную пенсию



Дело № 2-1150/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 августа 2012 г.

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Касатовой Е.В.

при секретаре Маликовой Н.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гарайшиной Р.Р. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Гарайшина Р.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, указывая в обоснование, что решением Управления ПФР в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с осуществлением лечебной деятельности ввиду отсутствия у нее требуемого специального стажа 30 лет. При этом в специальный стаж не были включены период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медсестры в сельской местности в автопарке колхоза «<данные изъяты>» <адрес> и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медсестрой хирургического отделения ЦРБ. Данный отказ Управления ПФР в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ в назначении ей досрочной пенсии считает необоснованным, поскольку, работая в качестве медсестры в сельской местности в автопарке колхоза «<данные изъяты>», она осуществляла медицинскую деятельность и иную деятельность по охране здоровья населения. Полагает, что период нахождения ее в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и период работы в сельской местности в должности медицинской сестры должны включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в календарном порядке.

Впоследствии истица Гарайшина Р.Р. свои требования уточнила и просила обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы в качестве медсестры в автопарке колхоза «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медсестрой хирургического отделения ЦРБ и назначить ей досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В суде Гарайшина Р.Р. вышеизложенное подтвердила, свои исковые требования подержала и пояснила, что имеет право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением ею лечебной деятельности по охране здоровья сельского населения, поскольку на дату её обращения к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии она имела необходимый для назначении льготной пенсии специальный стаж 30 лет и из её стажа ответчиком были необоснованно исключены оспариваемые периоды. При этом она также пояснила, что во время работы в качестве медсестры в автопарке колхоза «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она совмещала работу секретаря комитета ВЛКСМ, но основным её местом работы была работа медсестрой. В автопарке колхоза у неё имелся кабинет, в котором она ежедневно с 5 часов до 7 часов утра проверяла на наличие алкоголя водителей, измеряла им давление и давала разрешение на выезд. После этого она выезжала в поле и при необходимости оказывала медицинскую помощь работающим на уборке зерна. Ей неизвестно о том, кому подчинялся её пункт, но заработную плату она получала в колхозе. Она не может представить доказательства того, что её кабинет в автопарке являлся организованным здравпунктом или иным медицинским пунктом, но она осуществляла лечебную деятельность. Других исковых требований не имеет.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ Антонова О.В. в суде иск не признала и пояснила, что истице обоснованно было отказано в назначении досрочной пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа, необходимого для назначения этой пенсии. Считает, что период её работы в качестве медсестры в сельской местности в автопарке колхоза «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно не был включен в специальный стаж, поскольку в этот период она работала не в учреждении здравоохранения и не выполняла обязанности медицинской сестры в течение полного рабочего дня. Наименование учреждения «автопарк колхоза ««<данные изъяты>» не предусмотрено в разделе «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком в стаж по специальности не был засчитан в связи с тем, что после до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности, но с принятием данных изменений, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Просит в удовлетворении иска Гарайшиной Р.Р.отказать в связи с необоснованностью.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Гарайшиной Р.Р. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 27 п. 1. п.п. 20 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 – ФЗ от 17 декабря 2001 г., трудовая пенсия

по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7

настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий выполняемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.

На основании п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу ст. 167 КЗоТ РСФСР, кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. За время отпуска сохраняется место работы (должность).

Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

На основании ст.167 КЗоТ РФ, по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственно-

му социальному страхованию.

Кроме указанного отпуска женщине, по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой за период такого отпуска компенсации в соответствии с действующим законодательством.

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гарайшиной Р.Р. решением УПФР в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в её специальный трудовой стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медсестрой хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ.

Специальный стаж Гарайшиной Р.Р. признанный ответчиком, по имеющимся документам составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что недостаточно для назначения досрочной пенсии.

Кроме того, ответчиком было отказано во включении в специальный стаж истицы периода работы в качестве медсестры в сельской местности в автопарке колхоза «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Суд считает исковые требования Гарайшиной Р.Р. о включении в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, оспариваемых периодов и назначении ей досрочной пенсии не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с записями, имеющимися в трудовой книжки истицы, Гарайшина Р.Р. (ранее ФИО6) ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность секретаря ВЛКСМ колхоза «<данные изъяты>» (запись ) и по совместительству принята медицинской сестрой в автопарк колхоза «<данные изъяты>» (запись ), из чего следует, что обязанности медсестры истица выполняла не в течение полного рабочего времени.

В разделе «наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрено наименование должности среднего медицинского персонала «медицинская сестра», однако в разделе «наименование учреждения» Списка наименование учреждения «автопарк колхоза ««<данные изъяты>», не предусмотрено. Автопарк колхоза «<данные изъяты>» (также как и сам колхоз «<данные изъяты>)» не является учреждением здравоохранения. Доказательств,

свидетельствующих о создании в автопарке колхоза врачебного здравпункта (или медицинского пункта), являющегося структурным подразделением организации, истицей в суд не представлено.

Вместе с тем, в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20

пункта 1 статьях 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). Факт получения Гарайшиной Р.Р. заработной платы в колхозе «<данные изъяты>» в оспариваемый период за выполнение работы медсестры не может с достоверностью свидетельствовать о том, что она работала в организованном (созданном при организации) учреждении здравоохранении.

С учетом изложенного, оснований для включения в специальный стаж,

дающий право на досрочное назначение Гарайшиной Р.Р. трудовой пенсии

по старости, периода работы в качестве медсестры в автопарке колхоза «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по делу не имеется.

Суд также считает несостоятельными и не подлежащими удовлетворению требования истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медсестрой хирургического отделения <данные изъяты> ЦРБ и назначении ей досрочной пенсии. Следует отметить, что до введения в действие Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности, однако с принятием данных изменений, вступивших в силу с ДД.ММ.ГГГГ период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Из материалов дела усматривается, что истица Гарайшина Р.Р. находилась в отпуске по уходу за ребенком - сыном ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда действовало уже иное правовое регулирование по данному вопросу и отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в стаж по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

На данное время у истицы Гарайшиной Р.Р. отсутствует необходимый для назначения досрочной пенсии требуемый специальный стаж 30 лет.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворении исковых требований Гарайшиной Р.Р. и считает необходимым в иске ей отказать.

Руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Гарайшиной ФИО10 о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в качестве медсестры в автопарке колхоза «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы медсестрой хирургического отделения ЦРБ и назначении досрочной пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бугульминский городской суд РТ.

Судья: Касатова Е.В.