О досрочном назначении трудовой пенсии по старости.



Дело № 2-1487/2012

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

21 августа 2012 года

Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Назаровой И.В.,

при секретаре Столяровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жучковой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Бугульминском районе и г.Бугульма РТ о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, и назначении пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Жучкова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Бугульминском районе и г. Бугульма РТ, указывая, что решением ответчик отказал ей в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, поскольку в этот стаж ответчик не включил период работы истицы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период её службы в <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего <данные изъяты> и <данные изъяты>. Истица не согласна с этим решением и просит суд обязать ответчика включить указанные периоды в её стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, обязать ответчика определить дату досрочного назначения трудовой пенсии и выплатить пенсию за прошедший период в случае, если эта дата просрочена.

В суде истица Жучкова Л.И. свои требования поддержала, поддержав свои письменные объяснения, из которых следует, что работа в <данные изъяты> подтверждена записью в трудовой книжке; по Правилам №526 от 11.07.2002г. работа в государственной противопожарной службе в районах Крайнего Севера суммируется со стажем другой работы в этих местностях, из иных нормативных правовых актов и архивной справки о периоде работы <данные изъяты> <адрес> также следует, что понятие «служба» и «работа» равнозначны.

Представитель ответчика Антонова О.В. в суде иск признала частично, в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время работы истицы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пояснив, что этот стаж подтвержден архивной справкой, представленной уже после вынесения оспариваемого решения. В остальной части иск не признала, поскольку и в ранее действовавшем Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации, и в действующем в настоящее время Законе РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено включение военной и иной приравненной к ней службы только в общий трудовой страховой стаж, а не в специальный. Также пояснила, что рассматриваемые периоды учтены при подсчете страхового стажа, с учетом периода работы в <данные изъяты> право на досрочную трудовую пенсию у истицы возникает ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: 6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии, решением ответчика в назначении досрочной пенсии отказано в связи с недостаточностью стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. По расчетам ответчика специальный стаж истицы составил <данные изъяты> работы в районах Крайнего Севера (или <данные изъяты> работы в приравненных к ним местностях), при этом в её специальный трудовой стаж не включен период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период её службы в <данные изъяты> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Из трудовой книжки истицы следует, что в этой организации она работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выводы о включении или невключении этого периода в специальный стаж истицы в оспариваемом решении не сделаны в связи с отсутствием на момент его вынесения подтверждающей стаж архивной справки.

Из представленной суду архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истица работала в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ У суда нет оснований не доверять этой справке, поскольку указанная в ней информация подтверждена копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истицы. Во включении указанного периода (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в специальный стаж работы истицы ответчик не возражает, в этой части суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из трудовой книжки истицы также следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила службу в <данные изъяты> <адрес>, эта местность также приравнена к районам Крайнего Севера. Запись в трудовой книжке в отношении этого периода полностью подтверждена соответствующей архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

При определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж, под которым Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понимает суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статья 2). Периоды, включаемые в страховой стаж для установления трудовой пенсии, подразделяются на две группы: в одну входят периоды трудовой и (или) иной деятельности лиц, застрахованных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а в другую - нестраховые периоды.

Согласно пп. 1 п. 1 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы (в том числе в Государственной противопожарной службе) засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 этого закона, несмотря на то, что страховые взносы в пенсионный орган за таких граждан не уплачивались.

Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. №555.

Суд отмечает, что наличие у истицы требуемого страхового стажа ответчик не оспаривает, спорным является лишь наличие специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии. В исковом заявлении истица просит включить рассматриваемые периоды в «страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии», однако в страховой стаж эти периоды бесспорно включены, а по смыслу искового заявления - речь идет о специальном трудовом стаже, дающем право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Основание для включения в такой стаж периода службы истицы в <данные изъяты> <данные изъяты> <адрес> суд не усматривает ввиду следующего.

Действующим законодательством для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной и другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ней местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Статьей 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочной назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается лишь работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27, подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснил, что период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности (п.19).

Норма, не позволяющая включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям, период прохождения военной службы содержалась и в ст. 14 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2002 года.

Таким образом, ни действующее ранее пенсионное законодательство, ни действующее в настоящее время, не позволяли включать в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период прохождения военной и другой приравненной к ней службы.

С учетом включения в специальный стаж истицы периода её работы в <данные изъяты> в соответствии с установленным пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядком подсчета стаж работы истицы в пересчете на районы Крайнего Севера превышает <данные изъяты> (составляет <данные изъяты>), в связи с чем трудовая пенсия будет ей назначена с уменьшением возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах, то есть на <данные изъяты>. Таким образом, истица вправе обратиться за назначением ей досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Подсчет этой даты ответчиком суд признает правильным, требование истицы в этой части исполнено.

Государственная пошлина уплачена истицей как за единое требование и поэтому возмещению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Жучковой Л.И. удовлетворить частично.

Включить в специальный стаж Жучковой Л.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период её работы в <данные изъяты> треста <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Бугульминский городской суд РТ.

Судья: подпись.

.

.

.

.