о признании действий участковой избирательной комиссии незаконными



Дело № 2-2046/2012

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 октября 2012 г.

Бугульминский городской суд РТ в составе:

председательствующего судьи Касатовой Е.В.,

при секретаре Тихоновой Л.П.,

с участием прокурора Субботиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Сабирова Р.М. о признании действий участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Сабиров Р.М. обратился в суд с заявлением о признании действий участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии незаконными, указывая в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к секретарю участковой избирательной комиссии с просьбой зарегистрировать его в реестре лиц, посещаемых участковую избирательную комиссию, как представителя вышестоящих организаций и т.д. Однако в регистрации ему было отказано и предложено присесть за стол, если ему надо. Считает, что это противоречит избирательному праву. Также секретарь участковой избирательной комиссии (УИК) не приняла и не зарегистрировала его письменное заявление несмотря на то, что он показал ей адресованное ему как наблюдателю ТИК письмо. Просит суд признать действия секретаря участковой избирательной комиссии незаконными и вынести в отношении её частное определение.

Заявитель Сабиров Р.М. в суде уточнил свои требования и просил суд признать незаконными действия участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии ФИО2 При этом он пояснил, что является наблюдателем <данные изъяты> от партии <данные изъяты> и в день голосования на выборах на избирательном участке были дважды нарушены его права. ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты> время точно сказать не может, он пришел на этот избирательный участок и обратился к секретарю участковой избирательной комиссии с просьбой зарегистрировать его в реестре лиц, посещаемых участковую избирательную комиссию, как <данные изъяты>, то есть наблюдателя. Он представился ей, показал ответ <данные изъяты> на его обращение и сказал ей о том, что его направление в качестве наблюдателя находится в <данные изъяты>. Однако секретарь участковой избирательной комиссии ФИО2 отказала ему в регистрации его в качестве наблюдателя и предложила ему сесть за стол с наблюдателями и присутствовать на участке. После чего им было написано письменное заявление о регистрации, но секретарь УИК отказалась его принимать. Он подошел к наблюдателям от партии <данные изъяты> присутствовавшим на избирательном участке, попросил их подписать его заявление для подтверждения факта отказа секретаря комиссии в принятии его заявления. Ему необходима была регистрация в качестве наблюдателя на избирательном участке, поскольку он не знает о том, на каком избирательном участке он будет находиться после <данные изъяты> часов для подсчета голосов, и без такой регистрации его могут не допустить. Считает действия секретаря УИК незаконными, поскольку в нарушение его прав она не зарегистрировала его в реестре лиц, посещаемых участковую избирательную комиссию, как наблюдателя, а также не зарегистрировала его письменное заявление, что свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения участковой избирательной комиссией поступивших в период избирательной компании обращений.

Представитель участковой избирательной комиссии Карамбаева А.В. в суде требования Сабирова Р.М. признала в части. При этом она пояснила, что <данные изъяты> секретарем участковой избирательной комиссии . ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты>, время точно не помнит, на избирательный участок пришел гражданин, которым впоследствии оказался Сабиров Р.М., представился ей членом <данные изъяты> и в устной форме попросил зарегистрировать его в участковой избирательной комиссии в качестве наблюдателя. Она затребовала у него направление в качестве наблюдателя, удостоверение от территориальной избирательной комиссии и документ, удостоверяющий его личность. Он сказал ей о том, что у него не имеется направления, а удостоверение, паспорт он ей не показал. Реестр присутствующих на избирательном участке граждан у них не ведется, а ведется список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования. Она ему объяснила о том, что он может присутствовать на избирательном участке вместе с наблюдателями, но регистрировать его она отказалась в связи с отсутствием у него документов. Она признает незаконность своих действий только в части того, что не приняла от него никаких бумаг, то есть заявления, а должна была принять, зарегистрировать в журнале входящей корреспонденции и дать ему письменный ответ.

Представитель <данные изъяты> городского Совета муниципального образования город <адрес> Белова И.Б. в суде заявление не поддержала и пояснила, что деятельность участковых избирательных комиссий должна регулировать территориальная избирательная комиссия, а орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в проведение выборов. Она полагает, что если гражданин, пришедший на избирательный участок, предоставляет заявление секретарю, то оно должно быть зарегистрировано.

Представитель <данные изъяты> местного отделения <данные изъяты> Мухаметшин Э.З. в суд не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Допрошенная в суде свидетель ФИО8 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она присутствовала на избирательном участке в качестве члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса от <данные изъяты> Примерно в <данные изъяты> на избирательный участок пришел Сабиров Р.М. и подошел к секретарю участковой избирательной комиссии ФИО2 с просьбой о регистрации его в реестре в качестве наблюдателя <данные изъяты>. Она видела, как он показал ей какой-то лист бумаги, но что в нем было написано, она не знает. Секретарь УИК отказалась его регистрировать, а Сабиров Р.М. сказал о том, что будет обращаться в суд с жалобой и ушел. Весь их разговор она до конца не слышала, поскольку выполняла свои обязанности. Потом он подошел к ней и ФИО9 для того, чтобы они подтвердили отказ секретаря УИК в регистрации его письменного заявления и они расписались в его заявлении.

Свидетель ФИО9 в суде пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ он присутствовал на избирательном участке в качестве члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса <данные изъяты>. Примерно в <данные изъяты>. на избирательный участок пришел Сабиров Р.М. и обратился к секретарю участковой избирательной комиссии ФИО2 с просьбой о внесении его в реестр в качестве наблюдателя <данные изъяты>, но она ему отказала в этом. При этом он не слышал всего их разговора, а слышал лишь отдельные фразы. В руках Сабиров Р.М. держал бумагу и как потом он понял, это было его письменное заявление о регистрации. С этим листом бумаги он подошел к нему и ФИО8 и попросил подтвердить факт отказа секретаря УИК в регистрации его письменного заявления и они расписались в его заявлении.

Свидетель ФИО10 в суде показал, что он является председателем участковой избирательной комиссии . ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты> на их избирательный участок пришел неизвестный гражданин, как потом оказалось Сабиров Р.М., и, обратившись к секретарю участковой избирательной комиссии ФИО2 попросил её зарегистрировать его в списке лиц, присутствовавших при голосовании, как члена <данные изъяты>. Она попросила его предоставить направление, удостоверение личности, но он их не предъявил. Секретарь УИК отказала ему в регистрации его в списке, на что он сказал ей о том, что будет обращаться с жалобой в суд. В связи с таким заявлением Сабирова Р.М. комиссией был составлен акт об отказе в удовлетворении просьбы этого гражданина.

Свидетель ФИО11 в суде пояснила, что она присутствовала ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке в качестве члена участковой избирательной комиссии <данные изъяты> Примерно в <данные изъяты>, время точно сказать не может, на избирательный участок пришел гражданин, которым оказался Сабиров Р.М., и попросил секретаря участковой избирательной комиссии ФИО2 зарегистрировать его в списке лиц, присутствовавших на голосовании. При этом она не слышала весь их разговор, но поняла о том, что он просил зарегистрировать его в качестве наблюдателя. Секретарь УИК попросила его предоставить направление, удостоверение личности, но он эти документы не предоставил. Секретарь УИК отказала ему в регистрации, после чего ФИО3 с листом бумаги в руках пошел в сторону наблюдателей. Впоследствии комиссией был составлен акт об отказе в удовлетворении просьбы этого гражданина.

Свидетель ФИО12 в суде пояснил, что является заместителем участковой избирательной комиссии , присутствовал в день голосования на избирательном участке и видел как ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты>, время точно сказать не может, к секретарю участковой избирательной комиссии ФИО2 подошел гражданин, кем впоследствии оказался ФИО3 и, представившись членом <данные изъяты> попросил зарегистрировать его в списке лиц, присутствовавших на избирательном участке. При этом в руках у него находился лист бумаги. Секретарь УИК не взяла у него этот лист бумаги, она попросила его предоставить направление и удостоверение личности, но он их не предоставил и, уходя, сказал ей о том, что будет жаловаться.

Выслушав заявителя Сабирова Р.М., представителя участковой избирательной комиссии Карамбаеву А.В., представителя <данные изъяты> городского Совета муниципального образования <адрес> Белову И.Б., свидетелей, исследовав материалы дела, а также заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования в части, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в части.

В силу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ч. 1, 6 ст. 260 ГПК РФ, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме. В период избирательной кампании, кампании референдума заявление, поступившее в суд до дня голосования, должно быть рассмотрено и разрешено в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а заявление, поступившее в день, предшествующий дню голосования, в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

На основании п. 7 ст. 30 Федерального закона № 67 - ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы, которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Согласно п. 42 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Избирательного кодекса РТ, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной компании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.

В соответствии с п.п. 1.2 Рабочего блокнота участковой избирательной комиссии «Общие положения о работе участковой избирательной комиссии до дня голосования» (часть первая), рекомендованного Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, секретарь УИК в том числе организует ведение делопроизводства, регистрирует все поступающие и исходящие документы.

Согласно п.п. 1.7 вышеназванного Рабочего блокнота участковой избирательной комиссии «Общие положения о работе участковой избирательной комиссии до дня голосования» (часть первая), прием и регистрация поступающей в УИК корреспонденции производятся секретарем УИК. Регистрации в журнале регистрации входящих документов подлежат все требующие учета, исполнения и использования в справочных целях документы, как создаваемые в УИК, так и поступающие из других организаций и от граждан. Исходящие письма и документы подписываются председателем УИК, в его отсутствие – заместителем председателя либо секретарем комиссии.

На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В суде установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ Территориальной избирательной комиссией <адрес> РТ были назначены дополнительные выборы депутата Бугульминского городского Совета по «<данные изъяты>» одномандатному избирательному округу на ДД.ММ.ГГГГ Согласно постановлению руководителя исполнительного комитета муниципального образования <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ были образованы на территории муниципального образования <адрес> муниципального района РТ 4 избирательных участка: (центр – МОУ средняя школа ), (центр – МОУ средняя школа ), (центр – <адрес> учебный центр), (центр – следственный изолятор ).

На основании решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована участковая избирательная комиссия , председателем которой был назначен ФИО10 Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка были избраны заместитель председателя участковой избирательной комиссии ФИО12 и секретарь ФИО2

Заявитель Сабиров Р.М., согласно письменному направлению, был направлен наблюдателем в Территориальную избирательную комиссию <адрес> РТ от политической партии «<данные изъяты> на дополнительные выборы депутата городского Совета <адрес> и зарегистрирован в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах выбора.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в <данные изъяты>, точное время не установлено, Сабиров Р.М., находясь на избирательном участке , и представившись членом территориальной избирательной комиссии, обратился к секретарю участковой избирательной комиссии ФИО2 с просьбой зарегистрировать его в реестре лиц, присутствовавших на избирательном участке как наблюдателя, в чем ему было отказано ввиду отсутствия у него направления от партии, удостоверения территориальной избирательной комиссии и непредоставления им документа, удостоверяющего его личность.

Из акта УИК от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на участковый избирательный участок обратился неизвестный гражданин с просьбой зарегистрировать его в списке лиц, присутствующих при проведении голосования, представился членом <данные изъяты>, при этом удостоверения, направления от партии и паспорт не предоставил. В связи с этим было принято решение отказать в его просьбе.

Суд считает требования Сабирова Р.М. о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии ФИО2 в части отказа в регистрации его в реестре лиц, присутствующих при проведении голосования, необоснованными. При этом суд находит данный отказ не противоречащим закону, поскольку полномочия наблюдателя удостоверяются в направлении, которое действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Из материалов дела усматривается, что заявителем не были предоставлены секретарю УИК направление, удостоверение <данные изъяты>, а также документ (паспорт), удостоверяющий его личность.

Доводы Сабирова Р.М. в суде о том, что ФИО2 у него не требовала паспорт или документ, удостоверяющий личность, никем не подтверждены. Факт непредоставления им направления от политической партии «<данные изъяты>» им не оспаривается. Предоставление им секретарю УИК другого документа- адресованного ему как наблюдателю <данные изъяты> письма взамен направления от партии и документа, удостоверяющего личность, не может иметь в данном случае правового значения, поскольку это письмо может лишь косвенным образом подтвердить его личность, но не удостоверить её.

В части требований Сабирова Р.М. о признании действий участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии ФИО2 о нарушении порядка рассмотрения участковой избирательной комиссией поступивших в период избирательной компании обращений суд находит их обоснованными, поскольку его письменное заявление, адресованное председателю участковой избирательной комиссии о регистрации его в реестре лиц, посещаемых участковую избирательную комиссию, должно было быть принято секретарем УИК, зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции и обратившемуся участковой избирательной комиссией должен быть дан письменный ответ. Незаконность своих действий в этой части представитель участковой избирательной комиссии ФИО2 в суде не оспаривала.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконными действия участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии ФИО2 в части нарушения порядка рассмотрения участковой избирательной комиссией поступивших в период избирательной компании обращений.

В остальной части заявления Сабирова Р.М. о признании действий участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии незаконными следует отказать в связи с необоснованностью.

Руководствуясь ст. 195 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконными действия участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии ФИО2 в части нарушения порядка рассмотрения участковой избирательной комиссией поступивших в период избирательной компании обращений.

В остальной части заявления Сабирова Р.М. о признании действий участковой избирательной комиссии в лице секретаря участковой избирательной комиссии незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бугульминский городской суд РТ.

Судья: Касатова Е.В.