решение 28.06.2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года ...

Будённовский городской суд Ставропольского края

в составе: судьи Лизак А.А.,

при участии

помощника Будённовского межрайонного прокурора Козыревой С.П.,

представителя Совета Будённовского муниципального района Дуплик Н.П., действующей на основании доверенности Данные изъяты от Дата обезличена г.,

представителя администрации Будённовского муниципального района Маркаровой Ю.Г., действующей на основании доверенности Данные изъяты от Дата обезличена г.,

при секретаре Шишкиной Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Будённовского межрайонного прокурора о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,

УСТАНОВИЛ:

Будённовский межрайонный прокурор обратился в Будённовский городской суд с заявлением в котором указал, что решением Совета депутатов Будённовского муниципального района от 29.14.2010 Данные изъятыII «Об утверждении положения о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее Решение Данные изъятыII), утверждено Положение о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее Положение).

Решение Данные изъятыII и Положение опубликованы в официальной газете Будённовского муниципального района Ставропольского края от Дата обезличена Данные изъяты «Вестник Будённовского муниципального района».

Положением определяются: порядок предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов без проведения торгов (конкурсов, аукционов) - раздел 2; порядок предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков для целей, не связанных со строительством - раздел 3; порядок приобретения прав на земельный участок, расположенный на территории Будённовского муниципального района, находящийся в собственности Будённовского муниципального района или государственная собственность на который не разграничена, на котором расположены здания, строения, сооружения - раздел 4.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений в отношении таких земельных участков.

Таким образом, рассмотрение вопроса об установлении процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством (раздел 3 Положения), относится к компетенции органов местного самоуправления.

Вместе с тем, процедуры и критерии предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов без проведения торгов и порядок приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения и сооружения (разделы 2 и 4 Положения) определены ст.ст. 30-32 и 36 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Воспроизведение в нормативном акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, возможно только с соблюдением компетенции (определение Верховного Суда Российской Федерации от Дата обезличена Данные изъятыГ08-7).

Вместе с тем, пунктами 2.2, 2.4, 2.8, 2.11, 4.2 Положения полностью дублируются п. 1 ст. 31, п. 2 ст. 31, п. 8 ст. 31, п. 2 ст. 32, п. 6 ст. 36 ЗК РФ соответственно.

Более того, п. 3 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу п. 1 ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В нарушение указанных норм ЗК РФ п. 2.1 Положения не предусматривает предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Вместе с тем, в п. 2.5 Положения требование о составлении акта для установления охранной или санитарно-защитной зоны земельного участка отсутствует.

В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения, утверждённым приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от Дата обезличена Данные изъяты к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; кадастровый паспорт земельного участка; копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

В нарушение названных требований ЗК РФ п. 4.5 Положения на правообладателя земельного участка возлагается обязанность по предоставлению в отдел имущественных и земельных отношений администрации Будённовского муниципального района копии свидетельства о государственной регистрации права.

Дата обезличена и.о. межрайонного прокурора на проект решения Совета Будённовского муниципального района «Об утверждении положения о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» было подготовлено заключение с замечаниями.

Заключение прокурора было рассмотрено Дата обезличена Советом Будённовского муниципального района. Вместе с тем, Решение Данные изъяты Советом Будённовского муниципального района принято без учета замечаний межрайонной прокуратуры.

Поскольку Положением регламентируется порядок рассмотрения обращения граждан и юридических лиц о выборе земельных участков для строительства и предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения и сооружения, действие оспариваемых разделов, в том числе возлагающих на субъектов данных правоотношений дополнительные обязанности не предусмотренные федеральным законодательством, нарушают права граждан.

В связи с этим, Будённовский межрайонный прокурор просил суд признать разделы 2 и 4 "Положения о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утверждённого Советом Будённовского муниципального района от Дата обезличена года Данные изъятыII недействующими и не подлежащими применению.

В судебном заседании помощник Будённовского межрайонного прокурора Козырева С.П. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям, указанным в и сковом заявлении. Кроме того она пояснила, что согласно ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу п.п. «в» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство.

В силу п. 1, 3 и 4 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) на органы местного самоуправления возложена обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений в отношении таких земельных участков.

Порядок, процедуры и критерии предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов без проведения торгов и порядок приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения и сооружения (разделы 2 и 4 Положения) определены ст.ст. 30-32 и 36 ЗК РФ, то есть эти вопросы относятся к компетенции Российской Федерации и соответственно уже урегулированы в ЗК РФ.

В силу ч. 1 пп. 10 и 10.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от Дата обезличена Данные изъятыФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: планирования использования земель сельскохозяйственного назначения, перевода земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель; резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации. Эти же нормы продублированы в ст. 10 ЗК РФ:

Субъектом Российской Федерации Совет Будённовского муниципального района правом устанавливать порядок предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов без проведения торгов и порядок приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения и сооружения не наделялся.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от Дата обезличена Данные изъятыФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон Данные изъятыФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

В силу п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона Данные изъятыФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года Данные изъяты «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

Вместе с тем, в этом же пункте указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

С учетом изложенного, принятие Советом Будённовского муниципального района оспариваемых прокурором положений противоречит действующему законодательству в сфере регулирования земельных правоотношений.

Представители ответчиков Совета Будённовского муниципального района Дуплик Н.П. и администрации Будённовского муниципального района Маркарова Ю.Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и по существу дела пояснили, что на ближайшем заседании Совета Будённовского муниципального района в пункт 2.1 Положения будет внесена правовая норма, предусматривающая предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших свои полномочия, а в пункт 2.5 Положения - правовая норма о составлении акта для установления охранной или санитарно-защитной зоны земельного участка, пункт 4.5 Положения будет исключен.

С требованием прокурора о признании разделов 2 и 4 недействующими и не подлежащими применению Совет Будённовского муниципального района не согласен по следующим причинам. Как обоснованно было указано прокурором в ходе судебного разбирательства, согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года Данные изъяты «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суду следует учитывать, что воспроизведение в оспариваемом нормативном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

Ссылка прокурора на определение Верховного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года по делу Данные изъятыГ08-7 не может быть принята во внимание, так как по данному делу Правительство Хабаровского края в части своего нормативного правового акта урегулировало порядок рассмотрения обращений, поступающих в органы местного самоуправления, чем были превышены полномочия субъекта Российской Федерации, поскольку правовое регулирование этого вопроса отнесено к ведению Российской Федерации и Правительство Хабаровского края вышло за пределы своей компетенции.

В Положении, утвержденном Решением Данные изъятыII, Совет Будённовского муниципального района определил механизм реализации отдельных статей Земельного кодекса Российской Федерации с учетом местных условий, продублировал отдельные положения Земельного кодекса Российской Федерации и при этом не вышел за пределы своей компетенции. Положение было принято в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации.

С заявлением прокурора о противоречии Земельному кодексу Российской Федерации пунктов 2.1, 2.5, 4.5 Положения, Совет Будённовского муниципального района согласен и на ближайшем заседании Совета эти противоречия будут устранены путём внесения изменений в Положение.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и опубликованное Решение Совета Будённовского муниципального района, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Как установлено судом, решением Совета депутатов Будённовского муниципального района от 29.14.2010 Данные изъятыII «Об утверждении положения о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее Решение Данные изъятыII), утверждено Положение о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее Положение).

Решение Данные изъятыII и Положение опубликованы в официальной газете Будённовского муниципального района Ставропольского края от Дата обезличена Данные изъяты «Вестник Будённовского муниципального района».

В соответствии с требованиями ч.ч. 2 и 3 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

К моменту рассмотрения дела Советом Будённовского муниципального района в пункт 2.1 Положения внесена правовая норма, предусматривающая предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших свои полномочия, а в пункт 2.5 Положения - правовая норма о составлении акта для установления охранной или санитарно-защитной зоны земельного участка, пункт 4.5 Положения будет исключен.

Как следует из текста Положения, при его принятии Совет Будённовского муниципального района не вышел за пределы предоставленных ему полномочий. В тексте Положения только более конкретизировано, куда конкретно и в каком порядке необходимо обращаться гражданам и организациям с целью получения расположенных именно на территории Будённовского муниципального района земельных участков.

При этом судом не установлено каких-либо противоречий с действующим земельным законодательством, поскольку его нормы просто продублированы в Положении с конкретизаций условий предоставления, что ведёт к более точному и ясному пониманию предлагаемых условий, снижению бюрократической волокиты на стадии выделения и получения земельных участков.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата обезличена года Данные изъяты «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» суду следует учитывать, что воспроизведение в оспариваемом нормативном правовом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

При этом судом не установлено, что оспариваемый акт, а именно Положение "О порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", или его часть приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания недействующими разделов 2 и 4 вышеуказанного Положения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления и.о. Будённовского межрайонного прокурора о признании разделов 2 и 4 "Положения о порядке предоставления расположенных на территории Будённовского муниципального района земельных участков, находящихся в собственности Будённовского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утверждённого Советом Будённовского муниципального района от Дата обезличена года Данные изъятыII недействующими и не подлежащими применению – отказать.

Мотивированное решение суда составлено Дата обезличена года (с учётом выходных дней).

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам ... суда через Будённовский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судья А.А. Лизак

-32300: transport error - HTTP status code was not 200