Решение от 03.08.2010 года



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2010 года город Буденновск

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Лизак А.А.

при секретаре Шишкиной Г.И.

представителя истца ООО «Ставролен» Киммеля В.П., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика директора ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» Безруковой В.В.,

заинтересованного лица М.А.П.,

рассмотрев гражданское дело по иску ООО «Ставролен» к ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» о признании недействительным ненормативного акта,

У С Т А Н О В И Л:

Генеральный директор ООО «Ставролен» Д.Н.С. обратился в Буденновский городской суд с исковым заявлением к ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» о признании недействительным ненормативного акта, в котором указывает, что Приказом Данные изъяты от 11.01.2010 года по ООО «Ставролен» с гражданином М.А.П. был расторгнут трудовой договор с 11.01.2010 года по пункту 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

В Общество 12.04.2010 года обратился М.А.П. с заявлением о выплате среднего заработка за третий месяц трудоустройства со дня увольнения, к указанному заявлению была приложена справка ГУ «ЦЗН Буденновского района» Данные изъяты от 12.04.2010 г. М.А.П. является пенсионером.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 ТК РФ, средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Так как в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, в данной ситуации необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон № 1032-1) и Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.1997 N 458 (далее Порядок). Из п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 следует, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет. Аналогичная норма, согласно которой безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет, прописана в п. 17 Порядка. В связи с чем, служба занятости не должна регистрировать гражданина, которому назначена трудовая пенсия, в качестве безработного.

В соответствии со ст. 28 Закона № 1032-1 государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Федеральным законом.

На основании изложенного считает, что пенсионеры по старости социально защищены государством в виде гарантированной выплаты пенсии, поэтому средний заработок за третий месяц трудоустройства им не должен выплачиваться.

Из содержания ч. 2 ст. 178 ТК РФ видно, что сохранение за уволенным работником среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения можно при наличии трех условий: факт обращения работника в орган службы занятости в двухнедельный срок после увольнения; факт не трудоустройства работника этим органом; факт наличия исключительного случая.

Из представленной справки Данные изъяты от 12.04.2010г. усматривается только факт своевременного обращения указанного уволенного работника в Центр занятости населения и то, что он не был трудоустроен, решение о признании данного случая исключительным представлено не было и ссылки на него не содержится, так же отсутствует ссылка на основания, по которым центр занятости пришел к выводу об исключительности данного случая.

М.А.П. работал в ООО «Ставролен» в должности бетонщика и невозможность его трудоустроить согласно специальности вызывает сомнение, учитывая наличие в средствах массовой информации г. Буденновска и Буденновского района в феврале, марте, апреле 2010 года опубликованных объявлений о наличии в различных организациях рабочих вакансий. В случае отказа М.А.П. от предложенной работы ГУ «ЦЗН Буденновского района» должен был снять его с учета в качестве безработного или назначить пособие по безработице.

В связи с тем, что в нарушение ст. 178 ТК РФ ГУ «ЦЗН Буденновского района» решение о признании данного случая исключительным не принималось, оснований для признания данного случая исключительным не имеется, действия Ответчика по выдаче справки Данные изъяты от 12.04.2010 г. М.А.П. противоречат действующему законодательству.

В связи с этим, истец просит признать недействительным ненормативный акт Государственного учреждения «Центр занятости населения Буденновского района» - справку Данные изъяты от 12.04.2010 г. выданную М.А.П. для получения средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель истца ООО «Ставролен» Киммель В.П. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» Безрукова В.В. просила отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Во-первых, М.А.П. обратился в центр занятости с целью поиска подходящей работы не являясь пенсионером. Он был уволен 11.01.2010 г. с ООО «Ставролен» по причине сокращение численности или штата работников (основание п. 2 ст. 81 ТК РФ), занимая на последнем месте работы должность бетонщика 5 разряда.

13.01.2010 года М.А.П. обратился в центр занятости в целях поиска подходящей работы по месту жительства, предъявив необходимые документы для регистрации в качестве ищущего работу, представив все необходимые документы.

20.01.2010 года М.А.П. признан безработным с 13.01.2010 года, то есть не позднее 11 дней со дня предъявления вышеуказанных документов, с назначением выплаты пособия по безработице с 12.04.2010 года по 11.04.2011 года исходя из величины среднего заработка, то есть по истечении периода в течении которого за гражданином сохраняется средний заработок в связи с увольнением по сокращению численности и штата работников. Основание п. 1 и п. 2 ст. 3 «Порядок и условия признания граждан безработными» Федерального Закона РФ от 19.04.1991 года (в ред. 27.12.2009 года № 367-ФЗ) № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

Подбор подходящей работы М.А.П. центр занятости осуществлял согласно п. 1 ст. 4 «Подходящая и неподходящая работа» Федерального закона от 19.04.1991 года (в ред. 27.12.2009 года № 367-ФЗ) № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации": подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условия последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

М.А.П. центром занятости был выдан индивидуальный план поиска работы от 13.01.2010 года, дополнительно он самостоятельно занимался поисками работы.

В связи с отсутствием подходящей работы в период безработицы (с 13.01.2010 года по 11.04.2010 года) которая бы соответствовала профессиональной пригодности М.А.П. с учетом уровня его профессиональной подготовки (бетонщика 5 разряда), условиям последнего места работы, 12.04.2010 года центром занятости выдана справка Данные изъяты для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течении третьего месяца со дня увольнения согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ, то есть при соблюдении условий – обращения в центр занятости в течении двух недель после увольнении.

04.05.2010 года М.А.П. явился в центр занятости на очередную перерегистрации с целью поиска подходящей работы и предоставил копию решения Будённовского городского суда от 01.02.2010 года о назначении ему досрочной трудовой пенсии на льготных условиях с 09.09.2009 года. М.А.П. написал заявление об отказе от услуг службы занятости в связи с назначением досрочной пенсии с 09.09.2009 года Данные изъяты пк/10 от 04.05.2010 года). Согласно решению комиссии по досудебному разрешению споров, М.А.П. вернул выплаченное пособие по безработице на расчетный счет центра занятости (633 рубля 33 копейки за период с 12.04.2010 года по 15.04.2010 года).

Следовательно, центр занятости не регистрирует в качестве безработных граждан, которым назначена трудовая пенсия, как утверждает заявитель.

Во вторых, согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 18.02.2004 г. № 153-10 оговорены условия исключительности: фактически (при соблюдении работником условий об обращении в органы службы занятости в 2-х недельный срок после увольнении) любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение более 2-х месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца.

Кроме того, комментарий к ТК РФ (под редакцией Ю.П. Орловского) к статье 178 подтверждает, что при отсутствии у органов занятости возможности предложить уволенному работнику (в т.ч. получающему пенсию по старости) подходящую работу ему выдается справка, на основании которой за ним сохраняется средний заработок за третий месяц после увольнения. Если гражданин дважды без уважительных причин отказался от предложений подходящей работы, то справка не выдается и средний заработок за третий месяц за ним не сохраняется.

Каких-либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (в порядке исключения) в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении высвобождаемых по п. 1 и п. 2 ст. 81 ТК РФ работников пенсионного возраста, действующее законодательство не содержит.

Положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых работников вне зависимости от того выплачивается им пенсия или нет. Указанная гарантия предусмотрена для всех сокращенных работников.

В третьих, центр занятости, кроме ФЗ «О занятости населения в РФ», Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ 22.04.97 г. № 458, руководствуется Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 03.07.2006г. № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», зарегистрированного Минюстом России 06.09.2006 г. № 8219, согласно которому утвержден перечень необходимых для получения государственных услуг содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников документов. Пункт 21 и 22 регламента обязывает работодателя для получения государственных услуг содействия в подборе необходимых работников, впервые обратившихся в центры занятости предоставлять заявление-анкету, заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» в соответствии с приложением 5 и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или ИП, заверенное в установленном порядке. При повторном обращении предоставляется только бланк «Сведения...», заверенные печатью предприятия и подписью руководителя.

ООО «Имидж-экспресс» предоставило данные сведения 25.03.2009 года о потребности в плотниках (5 человек), каменщиков (от 5 до 10 человек) и подсобные рабочие (5 человек), которые постоянно проверяются специалистом центра занятости и подтверждаются работодателем. Безработным гражданам выдаются направления на работу, где результат собеседования отражается руководителем с указанием даты, подписи, расшифровка подписи, документ утверждается печатью.

В ООО «Имидж-экспресс», согласно 3-х объявлений в СМИ в марте 2010 года, требовался «плотник-бетонщик», что не соответствует условиям последнего места работы М.А.П. «бетонщика 5 разряда», редакция газеты «Буденновск сегодня» от Дата обезличена года, Дата обезличена года, Дата обезличена года и Дата обезличена года «плотники-бетонщики» с оплатой труда сдельной в организацию без названия, домработницы, подсобные рабочие, помощники по уходу за садом и огородом, также не соответствует профессиональной квалификации М.А.П.

Свободных вакансий «бетонщика 5 разряда» в центре занятости за весь период безработицы М.А.П. не имелось.

Опубликованные объявления в СМИ о наличии в различных организациях вакансий центром занятости проверяются и предлагается работодателям сотрудничать с центром занятости, в том числе подтвердить документально

Согласно п. 3 ст.25 ФЗ «О занятости населения в РФ» работодатели обязаны ежемесячно представлять в центр занятости сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей).

Согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения принимается в том случае, когда в центре занятости отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.

В связи с этим, представитель ЦЗН просит в иске ООО «Ставролен» отказать.

В судебном заседании заинтересованное лицо М.А.П. просил суд отказать в удовлетворении исковых требований ООО «Ставролен», доводы изложенные директором ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» Безруковой В.В. поддержал в полном объеме.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении иска по следующим основании.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет правосудие по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

По правилам ч. 1 и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд рассматривает дело по предъявленному иску и принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд считает, что данный спор подсуден суду общей юрисдикции по следующим основаниям.

Президиум Высшего Арбитражного суда РФ, проанализировав судебную практику складывающуюся при рассмотрении исков к центрам занятости, пришел к выводу изложенному в Постановлениях № 11961/07, № 13647/07, № 725/07 от 19.02.2008 г., о том, что дела возникающие по заявлению о признании недействительным акта государственного учреждения - справки о сохранении среднемесячного заработка за бывшим работником общества за третий месяц со дня увольнения по сокращению численности работников общества не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Так как согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ сохранение за уволенным работником среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения осуществляется на основании решения органа службы занятости при осуществлении им государственных властных полномочий, которыми он наделен федеральным законом (Трудовым кодексом РФ), данное дело подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Как было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами, М.А.П. уволен 11 января 2010 года с ООО «Ставролен» по причине сокращение численности или штата работников (основание п. 2 ст. 81 ТК РФ), занимая на последнем месте работы должность бетонщика 5 разряда.

Из материалов дела следует, что М.А.П. после увольнения 11.01.2010 года, 13.01.2010 года обратился в центр занятости в целях поиска подходящей работы по месту жительства, предъявив необходимые документы для регистрации в качестве ищущего работу: справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (ООО «Ставролен»), свидетельство Данные изъяты от 29.09.2006 года о подтверждении профессиональной квалификации (бетонщика 5 разряда) и заявление-анкету о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

20.01.2010 года М.А.П. признан безработным с 13.01.2010 года, то есть не позднее 11 дней со дня предъявления вышеуказанных документов (приказ Данные изъяты дт/10 от 20.01.2010 года) с назначением выплаты пособия по безработице с 12.04.2010 года по 11.04.2011 года исходя из величины среднего заработка, то есть по истечении периода в течении которого за гражданином сохраняется средний заработок в связи с увольнением по сокращению численности или штата работников. Основание п. 1 п. 2 ст. 3 «Порядок и условия признания граждан безработными» Федерального Закона РФ от 19.04.1991 года (в ред. 27.12.2009 года № 367-ФЗ) № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

04.05.2010 года М.А.П. явился в центр занятости на очередную перерегистрации с целью поиска подходящей работы и предоставил копию решения Буденновского городского суда от 01.02.2010 года о назначении ему досрочной рудовой пенсии на льготных условиях с 09.09.2009 года. М.А.П. написал заявление об отказе от услуг службы занятости в связи с назначением досрочной пенсии с 09.09.2009 года Данные изъятыпк/10 от 04.05.2010 года). Согласно решения комиссии по досудебному разрешению споров М.А.П. вернул выплаченное пособие по безработице на расчетный счет центра занятости (633 рубля 33 копейки за период с 12.04.2010 года по 15.04.2010 года).

Следовательно центр занятости не регистрирует в качестве безработных граждан, которым назначена трудовая пенсия.

Суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что положение о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, предусмотренное п. 2 ст. 178 ТК РФ, распространяется на любых работников, вне зависимости от того выплачивается им пенсия или нет. Указанная гарантия предусмотрена для всех сокращенных работников.

Подбор подходящей работы М.А.П. центр занятости осуществлял согласно п. 1 ст. 4 «Подходящая и неподходящая работа» Федерального закона от 19.04.1991 года (в ред. 27.12.2009 года № 367-ФЗ) № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В связи с отсутствием подходящей работы в период безработицы (с 13.01.2010 года по 11.04.2010 года) которая бы соответствовала профессиональной пригодности М.А.П. с учетом уровня его профессиональной подготовки (бетонщика 5 разряда), условиям последнего места работы, 12.04.2010 года центром занятости выдана справка Данные изъяты для получения сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течении третьего месяца со дня увольнения, согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ, то есть при соблюдении всех необходимых условий – обращения в центр занятости в течении двух недель после увольнении (в частности двух дней 11.01.2010 года и 13.01.2010 года) и не был им трудоустроен.

Подходящих вакансий «бетонщика 5 разряда», соответствующих условиям последнего места работы М.А.П., в центре занятости не имелось, что подтверждается представленными ответчиком документами.

Согласно ч. 2 ст. 178 ТК РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Поскольку трудовое законодательство России не выделяет работающих пенсионеров в особую категорию работников, то им, также как и всем другим работникам в случае высвобождения с предприятия в связи с сокращением численности или штата работников, на период трудоустройства гарантированы установленные государством льготы и компенсации. Несмотря на то, что пенсионеры в соответствии со ст. 3 Федерального Закона РФ «О занятости населения в РФ» не могут быть признаны безработными, то есть лишены права на получение пособия по безработице, пенсионеры, также как и другие граждане, вправе в любое время воспользоваться услугами службы занятости для подбора им подходящей работы, так как в соответствии со статьей 8 «права граждан на выбор места работы» вышеназванного закона граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателям или через бесплатное посредничество службы занятости.

Таким образом, по мнению суда, Ответчиком были соблюдены все необходимые и предусмотренные законодательством условия для выдачи справки М.А.П. с целью получения среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.

На основании изложенного, суд полагает действия ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» в выдаче справки М.А.П. законными, обоснованными, а исковые требования ООО «Ставролен не подлежащими удовлетворению.

В связи с отказом истцу ООО "Ставролен" в удовлетворении исковых требований, расходы по оплате государственной пошлины не подлежат взысканию с ответчика Государственного учреждения «Центр занятости населения Буденновского района».

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ООО «Ставролен» к ГУ «Центр занятости населения Буденновского района» о признании недействительной справки Данные изъяты от 12.04.2010 г. выданной М.А.П. для получения средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения – отказать.

Мотивированное решение суда изготовлено 09.08.2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья А.А. Лизак

-32300: transport error - HTTP status code was not 200