решение от 16.09.2010 года



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2010 г. г. Будённовск

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Лизак А.А.,

истца Колоскова В.Б.,

представителя третьего лица Администрации г. Будённовска Студитских Е.А., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Думы г. Будённовска Пугачёвой О.В.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению Колоскова Валерия Борисовича об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Колосков В.Б. обратился в Будённовский городской суд с заявлением в котором указал, что 14 мая 2010 года Думой города Буденновска было принято решение №54 «О проекте решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска», приложением к которому явился проект решения «Об уставе городского поселения города Буденновска», которые были опубликованы в газете «Буденновск сегодня» от 21 мая 2010 года № 2 (23). Считает, что жители города Буденновска в связи с изданием указанного решения лишены права самостоятельно решать вопросы местного значения, в частности определять наименование вновь создаваемого представительного органа местного самоуправления, главы местного самоуправления, определения порядка их избрания и назначения. Данные нарушения противоречат требованиям п. 5 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

В связи с этим Колосков В.Б. просит признать решение Думы города Буденновска № 54 от 14 мая 2010 года «О проекте решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска» противоречащим п. 5 ст. 34 со дня его принятия 14 мая 2010 года вместе с приложением к решению – проектом решения «Об уставе городского поселения города Буденновска».

Определением Будённовского городского суда от 18.06.2010 г. производство по гражданскому делу по заявлению Колоскова В.Б. было прекращено.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 03.08.2010 г. определение Будённовского городского суда от 18.06.2010 г. отменено, дело направлено в тот же суд в ином составе суда для рассмотрения по существу. При этом судебная коллегия указала, что согласно положениям Пленума Верховного Суда РФ № 48 от 29.11.2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 или ч. 8 ст. 251 ГПК РФ в случаях, когда в заявлении оспаривается проект нормативного правового акта, решение законодательного органа о принятии или отклонении проекта нормативного правового акта, поскольку они не порождают правовых последствий, в связи с чем не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц.

Прекращая производство по делу суд пришёл к выводу, что решение Думы г. Будённовска от 14 мая 2010 г. № 54 является только проектом нормативного акта, а значит каких-либо правовых последствий не влечёт, не является нормативным правовым актом. Вместе с тем, Колосков В.Б. обжалует решение Думы г. Будённовска № 54 от 14 мая 2010 г. "О проекте решения Думы г. Будённовска "Об Уставе городского поселения города Будённовска", которое является нормативным правовым актом. Несмотря на то, что проект Устава города Будённовска является приложением к оспариваемому решению, не является нормативным правовым актом и не подлежит обжалованию, предметом судебной проверки по заявленным требованиям Колоскова В.Б. является законность решения Думы г. Будённовска № 54 от 14 мая 2010 г.

Таким образом, в соответствии с изложенным, а также указаниями судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда, при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции проверяется только законность решения Думы г. Будённовска № 54 от 14 мая 2010 г.

В судебном заседании Колосков В.Б. заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того он указал, что хочет, чтобы суд рассмотрел его требования не только касательно самого решения Думы № 54, но и сам проект Устава, поскольку полагает, что он противоречит требованиям законодательства. Также просил выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые обстоятельства, каковыми являются новые факты и новые правоотношения, возникшие в связи с регистрацией проекта Устава городского поселения г. Будённовска в новой редакции с изменённой в нём структурой выборных органов местного самоуправления. Помимо этого Колосков В.Б. указал, что Дума г. Будённовска не вправе была принимать решение № 54, поскольку полномочия данной Думы прекращены в связи с референдумом в марте 2010 года.

Представители третьих лиц Администрации г. Будённовска Студитских Е.А. и Думы г. Будённовска Пугачёва О.В. просили суд отказать в удовлетворении заявления Колоскова В.Б., поскольку решение Думы г. Будённовска № 54 от 14 мая 2010 года «О проекте решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска» полностью соответствует действующему законодательству.

Так, 14 мая 2010 г. на внеочередном заседании Думы города Буденновска депутатами был рассмотрен вопрос о проекте решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска».

По итогам обсуждения данного вопроса было принято решение одобрить проект решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска» и вынести на публичные слушания.

Приложением к принятому решению Думы города Буденновска № 54 от 14 мая 2010 года является проект решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска» с текстом Устава городского поселения города Буденновска.

В тексте решения указано, что проект решения «Об Уставе городского поселения города Буденновска» вступает в силу с момента вступления в силу закона Ставропольского края «О преобразовании муниципального образования города Буденновска Ставропольского края».

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа не влечет создание вновь образованных муниципальных образований.

На момент принятия решения № 54 Дума города Будённовска являлась Думой городского округа города Буденновска 3 созыва, осуществляла свои полномочия в полном объёме в соответствии с федеральным и краевым законодательством и не является Думой "переходного периода", как указывает заявитель.

В опубликованном проекте Устава городского поселения города Будённовска предлагалось изменить порядок избрания главы города и председателя Думы, изменить полномочия органов местного самоуправления в соответствии с законодательством. Что касается структуры органов местного самоуправления, то она остается такой же, как и в городском округе.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проведение местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления проводится в случае образования вновь образованного муниципального образования.

В связи с этим доводы заявителя о необходимости проведения референдума о нарушении пункта 5 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необоснованны.

Кроме того предметом заявленных требований является принятое решение Думы города Буденновска, якобы нарушающее права заявителя и жителей города.

В соответствии со статьей 131 ГПК РФ в заявлении должно быть указано, чем нарушаются права и свободы заявителя принятым решением Думы города Будённовска. В нарушение вышеуказанных норм закона заявитель не указывает, в чём именно выразилось нарушение его прав и свобод принятым решением Думы города Будённовска, а обращается от своего имени в защиту прав жителей города, т.е. неопределенного круга лиц.

Кроме того, никто не препятствует Колоскову В.Б. обжаловать сам, уже зарегистрированный на момент рассмотрения дела Устав города Будённовска и все решения, связанные с его утверждением и принятием. Вместе с тем, он по непонятным причинам этого не делает, а обжалует лишь проект решения, связанный с Уставом.

Выслушав заявителя Колоскова В.Б., представителей третьих лиц Администрации г. Будённовска Студитских Е.А. и Думы г. Будённовска Пугачёвой О.В., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 10 июня 2010 года № 13) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Как следует из представленных документов, решением Думы города Буденновска от 14 мая 2010 года № 54 был одобрен проект решения Думы города Буденновска «Об Уставе городского поселения города Буденновска» и вынесен на публичные слушания. К указанному решению приложен проект решения внесения изменений в Устав городского округа города Буденновска.

Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 3, 4 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации Уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (далее - регистрирующие органы), которые проверяют соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Однако, на момент подачи заявления Устав городского поселения города Будённовска утверждён и зарегистрирован не был, Колосковым В.Б. обжалуется только решение Думы г. Будённовска № 54 от 14 мая 2010 г. "О проекте решения Думы г. Будённовска "Об Уставе городского поселения города Будённовска", которое является нормативным правовым актом.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации. Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа не влечет создание вновь образованных муниципальных образований.

На момент принятия решения № 54 Дума города Будённовска являлась Думой городского округа города Буденновска 3 созыва, осуществляла свои полномочия в полном объёме в соответствии с федеральным и краевым законодательством.

Суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что Дума г. Будённовска после референдума в марте 2010 года не имела права принимать какие-либо решения, связанные с Уставом городского поселения города Будённовска.

Так, 24 июня 2010 года Государственной Думой Ставропольского края, на основании итогов референдума по вопросу изменения статуса города Буденновска Ставропольского края от 14 марта 2010 года, был принят Закон Ставропольского края № 46-кз от 01.07.2010 г. "О преобразовании муниципального образования города Буденновска ставропольского края", который вступил в законную силу с момента его официального опубликования (был опубликован в газете "Ставропольская правда 02.07.2010 г.), то есть 12.07.2010 г.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение Думы города Будённовска от 14 мая 2010 года, было вынесено легитимным и действующим на основании Федерального закона № 131-ФЗ, органом, поскольку полномочия Думы г. Будённовска могли быть прекращены именно с даты вступления в силу Закона Ставропольского края № 46-кз от 01.07.2010 г. "О преобразовании муниципального образования города Буденновска ставропольского края".

Об этом же говорится и в ст. 2 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой именно со дня вступления в силу настоящего Закона и до 1 января 2011 года устанавливается переходный период. В течение переходного периода:

1) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края осуществляется формирование органов местного самоуправления городского поселения города Буденновска, а также осуществляется решение иных вопросов, связанных с преобразованием городского округа города Буденновска;

2) полномочия органов местного самоуправления городского округа города Буденновска и должностных лиц местного самоуправления городского округа города Буденновска, установленные федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края, осуществляют администрация городского округа города Буденновска (в пределах полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления) и (или) органы местного самоуправления городского поселения города Буденновска и должностные лица местного самоуправления городского поселения города Буденновска;

3) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, мероприятий, связанных с преобразованием городского округа города Буденновска, в том числе с подготовкой и проведением муниципальных выборов, формированием органов местного самоуправления городского поселения города Буденновска, осуществляется за счет средств бюджета городского округа города Буденновска;

4) органами местного самоуправления городского поселения города Буденновска, органами местного самоуправления Буденновского муниципального района в связи с преобразованием городского округа города Буденновска осуществляется деятельность по разграничению муниципального имущества в соответствии с требованиями федерального законодательства, Закона Ставропольского края от 13 марта 2009 г. N 11-кз "О некоторых вопросах разграничения муниципального имущества на территории Ставропольского края".

3. По окончании переходного периода составление, внешнюю проверку, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа города Буденновска за 2010 год осуществляют органы местного самоуправления городского поселения города Буденновска в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Ставропольского края и муниципальными правовыми актами городского поселения города Буденновска.

При таких обстоятельствах, суд считает необоснованными доводы Колоскова В.Б. о признании решения Думы г. Будённовска № 54 от 14.05.2010 г. "О проекте решения Думы города Будённовска "Об Уставе городского поселения города Будённовска" противоречащим п. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Однако, по мнению суда, отсутствуют в настоящее время какие-либо препятствия для обжалования Колосоквым В.Б. в настоящее время зарегистрированного Устава городского поселения города Будённовска и решений, связанных с его принятием.

В связи с этим, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований Колоскова В.Б.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197, 251-253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Колоскова Валерия Борисовича о признании решения № 54 от 14 мая 2010 г. Думы г. Будённовска Ставропольского края "О проекте решения Думы г. Будённовска "Об Уставе городского поселения города Будённовска" вместе с приложением к решению Думы г. Будённовска № 54 от 14 мая 2010 г. проекта решения "Об уставе городского поселения города Будённовска" недействующим со дня его принятия от 14 мая 2010 года – оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение суда составлено 21 сентября 2010 года.

Решение суда может быть обжаловано в Ставропольском краевом суде через Будённовский городской суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судья А.А. Лизак

-32300: transport error - HTTP status code was not 200