Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 октября 2010 г. г.Буденновск
Буденовский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего Полтарацкого Ю.М.
при секретаре Дробышевой Е.В.,
с участием помощника Буденовского межрайпрокурора Болговой Е.А., главы муниципального образования села ... Кондратьева В.А.,
рассмотрев заявление Буденовского межрайпрокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц муниципального образования села ... о признании незаконным бездействия главы муниципального образования села Архангельского,
УСТАНОВИЛ:
В заявлении Буденовский межрайпрокурор указывает, что на территории муниципального образования села Архангельского, имеется дамба обвалования, которая относится, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ, к гидротехническим сооружениям (далее ГТС) и которая проходит по правому берегу ... на 383 км от устья. Основная отсыпка дамба обвалования ... построена в 2002 году, 600 м дамбы по ... ... построена в 1985 году. Дамба обвалования предназначена для защиты от паводковых вод жилых домов и приусадебных участков ..., которые расположены от неё на расстоянии 15-25 метров.
Прокурорской проверкой, проведенной с привлечением специалиста Юго-Восточного отдела Средне-Кавказского управления Ростехнадзора 21.09.2010 установлено, что названное гидротехническое сооружение не подготовлено к эксплуатации в условиях половодья. В частности, участок дамбы обвалования ...хангельское по ... протяженностью 250 метров нуждается в подсыпке, т.к. ширина по верху составляет 0,5 метра и существует угроза ее размыва. Уровень гребня дамбы находится ниже максимального уровня в ... при прохождении паводка расходом 90 м3/с и более. В русле ... в границах муниципального образования ... имеются завалы древесины, что создает дополнительный подпор, и, как следствие, затопление и подтопление жилых домов. Кроме того, ГТС, в нарушение ст. 10 Закона № 117-ФЗ, не имеет декларации безопасности ГТС.
Таким образом, названное ГТС, не подготовлено к эксплуатации при массовом единовременном выпадении осадков, в связи с этим, возникает угроза подтопления домовладений ....
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. «а, г», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что безопасность гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований обеспечивающих непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений, осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что в числе других, к вопросам местного значения поселения относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 ст. 50 названного Закона установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данная норма закона закреплена в ст. 50 Устава муниципального образования Орловского сельсовета, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования села Архангельского от 14.09.2009 № 5/16.
Прокурорской проверкой установлено, что указанное гидротехническое сооружение, является бесхозяйными, на балансе в администрации муниципального образования Орловского сельсовета не состоят. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют.
Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статус указанных ГТС как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей.
Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 установлено, что территориальные органы Федеральной регистрационной службы осуществляют принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Пунктом 10 ст. 33 Устава, установлено, что глава муниципального образования ... возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
Требования о принятии конкретных мер, направленных на восстановление вышеуказанного ГТС, принятию мер, направленных на установление его собственника и обеспечение достаточного финансирование мероприятий, направленных на организацию защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного характера, излагались в представлении Буденновского межрайонного прокурора, вносимого межрайонным прокурором главе муниципального образования ... Кондратьеву В.А. 22.04.2008.
Однако, конкретных мер, направленных на восстановление ГТС главой муниципального образования ..., не принимается. Глава муниципального образования ... уклоняется о подачи заявления в Буденновский отдел управления Федеральной регистрационной службы Ставропольского края о принятии на учет не имеющего собственника указанного ГТС.
Бездействие главы муниципального образования ..., не обеспечившего выполнение мер по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций при эксплуатации ГТС, непринятие мер, направленных на его восстановление и определение собственника ГТС, свидетельствуют о неисполнении законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования села Архангельского и согласно актов проверки технического состояния ГТС государственного инспектора Средне-Кавказского Управления Ростехнадзора от 26.02.2009, 15.06.2010 г., 21.09.2010 способствует тому, что при массовом единовременном выпадении осадков дамба обвалования не обеспечат беспрепятственного пропуска вод, что приведет к затоплению прилегающих домовладений.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что администрацией ... не осуществляется мероприятий, направленных на принятие в муниципальную собственность ГТС, расположенного на территории муниципального образования ..., тем самым не обеспечиваются безопасность граждан, охрану их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду.
Просит суд признать незаконным бездействие главы муниципального образования ..., в части непринятия мер, направленных на восстановление дамбы обвалования, находящейся на территории муниципального образования ...; обязать главу муниципального образования ... обеспечить организацию восстановления дамбы обвалования в срок до 01.01.2011 и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет в качестве бесхозяйных вещей ГТС не имеющего собственника - дамбы обвалования, находящейся на территории муниципального образования ... района Ставропольского края.
В судебном заседании помощник Буденовского межрайпрокурора Болгова Е.А.., требования, изложенные в заявлении, уточнила, требование - признать незаконным бездействие главы муниципального образования ..., в части непринятия мер, направленных на восстановление дамбы обвалования, изменила, просит суд признать незаконным бездействие главы муниципального образования ..., в части непринятия мер, направленных на постановку на учёт дамбы обвалования и далее указала требования, указанные в заявлении. В тексте заявления ошибочно указано Орловский сельсовет, что является опечаткой и следует читать, как Архангельский сельсовет.
Глава администрации муниципального образования села Архангельского Кондратьев В.А. с заявлением прокурора согласился частично и суду пояснил, что указанная в заявлении дамба обвалования, по его мнению, не является гиротехническим сооружением, поскольку не имеет каких либо железобетонных укреплений, конструкций. Дамба образовалась в результате подсыпания грунта вдоль русла реки Кума для того, чтобы паводковые воды не подтопляли жителей села. Со временем дамба увеличилась в ширину и длину. Какого либо проекта на дамбу не делалось и на учёте в администрации ... она не стоит. Он согласен, что такая дамба нужна. Однако, для её узаконивания понадобится не менее 500 000 рублей, чего в бюджете администрации села не имеется. Он обращался в МЧС по Ставропольскому краю с просьбой помочь укрепить дамбу и узаконить её, но на его просьбы не реагируют.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на территории муниципального образования села ... находится дамба, расположенная вдоль реки Кума и предназначена для защиты жителей села от наводнения.
Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки от 21 сентября 2010 г. актом обследования от 15 июня 2010 г. и не отрицается главой МО ....
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Таким образом, дамба, о которой заявлено прокурором, относится к гидротехническим сооружениям, поскольку предназначена для защиты от наводнения и разрушений берега русла реки Кума.
В связи с чем, доводы главы администрации о том, что указанная дамба не относится к гидротехническим сооружениям, являются необоснованными.
Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. «а, г», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) установлено, что в числе других, к вопросам местного значения поселения относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Частью 2 ст. 50 названного Закона установлено, что в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Установлено, что указанное гидротехническое сооружение - дамба, выполняющее функции по защите населенных пунктов муниципального образования ... от паводковых вод, является бесхозяйными, на балансе в администрации муниципального образования Орловского сельсовета не состоят. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют.
Пунктом 10 ст. 33 Устава МО Архангельского сельсовета, установлено, что глава муниципального образования ... возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
Следовательно, обязанность в постановке на учёт указанной дамбы лежит на главе МО ....
В связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем, требование прокурора - обязать главу муниципального образования ... обеспечить организацию восстановления дамбы обвалования в срок до 01.01.2011 и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет в качестве бесхозяйных вещей ГТС не имеющего собственника - дамбы обвалования, находящейся на территории муниципального образования ... района Ставропольского края, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 257, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Буденовского межрайпрокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие главы муниципального образования ..., в части непринятия мер, направленных на постановку на учёт дамбы обвалования, находящейся на территории муниципального образования ....
Обязать главу муниципального образования села Архангельского обеспечить организацию восстановления дамбы обвалования в срок до 01.01.2011 и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятии на учет в качестве бесхозяйных вещей гидротехническое сооружение, не имеющего собственника - дамбы обвалования, находящейся на территории муниципального образования ... района Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в ...вой суд через Буденновский горсуд в течении 10 дней со дня изготовления мотивировочной части решения.
Мотивировочная часть решения изготовлена 25 октября 2010 г.
Отпечатано в совещательной комнате.
Судья Полтарацкий Ю.М.