РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Буденновск 22 декабря 2010 года
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Каблахова Р.Д.,
при секретаре Хоперия Н.В.,
помощника прокурора Буденовской межрайпрокуратуры Лавровой Т.Э.
ответчика-представителя администрации <адрес> ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Буденовского межрайонного прокурора в интересах ФИО1, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ФИО2, ГНЮ, ФИО3, ГАЮ к администрации <адрес> о предоставлении жилья.
УСТАНОВИЛ:
Буденновский межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО1, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ФИО2, ГНЮ, ФИО3, ГАЮ обратился в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о предоставлении жилья, в котором указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены факты не постановки администрацией муниципального образования города Буденновска на жилищный учет ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И(Г)ЮЮ ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Латышовой (Гречко) Зинаиды Юрьевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 Николая Юрьевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 Андрея Юрьевича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как детей-сирот.
Установлено, что отец вышеуказанных лиц ФИО4, согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ выданного отделом ЗАГСа по <адрес> умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО5 согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом ЗАГСа по <адрес> умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Постановление №), над ФИО1 Сергеем Юрьевичем, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ГНЮ, ФИО2, ФИО3, ГАЮ, учреждена опека.
При учреждении опеки в Постановление № 51 не включена ГЮЮ, которой на момент вынесения указанного постановления исполнилось 18 лет. Однако на день смерти матери (ДД.ММ.ГГГГ), ГЮЮ являлась несовершеннолетней и фактически являлась ребенком-сиротой.
После смерти родителей, ФИО1, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ГНЮ, ФИО2, ФИО3 и ГАЮ оформили наследство и приобрели право собственности по 1/7 доли, в домовладении расположенном в <адрес>, общей площадью 48,5 кв.м,, раннее принадлежащее их отцу - ФИО4
Между тем, норма жилья на каждого ребенка-сироту определенная Правительством <адрес>, составляет 33 квадратных метра.
В связи с тем, что дети сироты находились в крайне стесненных условиях, органами опеки и попечительства администрации <адрес> в адрес председателя жилищной комиссии администрации <адрес> неоднократно направлялись ходатайства (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) об улучшении жилищных условий детей и выделении им дополнительной жилой помощи.
Вместе с тем, согласно информации администрации <адрес> представленной в межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ дети семьи ФИО1 не были поставлены на жилищный учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Просит обязать администрацию МО <адрес> признать ФИО1, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ФИО2, ГНЮ, ФИО3, ГАЮ нуждающимися в предоставлении жилья и предоставить им во внеочередном порядке жилые помещения не ниже установленных норм.
В судебном заседании помощник прокурора Буденновской межрайпрокуратуры ФИО12 поддержала исковые требования полностью и просила их удовлетворить.
Представитель администрации МО <адрес> ФИО13 признал исковые требования и не возражал против их удовлетворения.
Свидетель - представитель органа опеки и попечительства <адрес> ФИО14 суду пояснила, что органом опеки и попечительства допущено нарушение в отношении детей ФИО1 и бесспорно им должно быть предоставлено жилье, некоторые из них уже совершеннолетние, имеют семьи. Все они живут в одном домовладении в очень стесненных условиях.
Суд выслушав помощника прокурора, представителя администрации, полагавших, что заявление подлежит удовлетворению, свидетеля- представителя органа опеки и попечительства, исследовав материалы дела находит, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Существующий порядок обращения за постановкой на жилищный учет для внеочередного получения жилья не содержит правила о четкой процедуре обращения и перечне необходимых документов для детей сирот.
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что осуществление постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья во внеочередном порядке возложено на органы местного самоуправления, на них же возложена государственная функция по защите прав детей-сирот и лиц из их числа, в том числе обязанность обеспечить реализацию права на постановку на жилищный учет гражданину, изъявившему желание. Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 40) предписывает органам государственной власти и местного самоуправления создавать условия для осуществления права граждан на жилище.
Конституционное право граждан на жилище заключается, в том числе и в предоставлении жилища из государственного и муниципальных жилищных фондов тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.
В силу установления государственной гарантии права на внеочередное получение жилья ребенком-сиротой, не имеющим закрепленного жилья, а также установления зависимости реализации данного права от времени постановки гражданина (до 23 лет) на учет, при обращении семьи ФИО1 за улучшением жилищных условий орган местного самоуправления - администрация <адрес>новска обязана была разъяснить семье ФИО1 о необходимости подачи заявления об улучшения жилищных условий и постановке их на жилищный учет.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ст. 38 Конституции Российской Федерации (далее Конституция) в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Материнство и детство, семья находится под защитой государства.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы органами исполнительной власти по месту жительства обеспечиваются вне очереди по договорам социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом <адрес>, в патронатной семье, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении <адрес> или учреждении социального обслуживания населения <адрес>, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым обязать администрацию МО <адрес> признать ФИО1, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ФИО2, ГНЮ, ФИО3, ГАЮ нуждающимися в предоставлении жилья и предоставить им во внеочередном порядке жилые помещения не ниже установленных норм.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию МО <адрес> признать ФИО1, И(Г)ЮЮ, Л(Г)ЗЮ, ФИО2, ГНЮ, ФИО3, ГАЮ нуждающимися в предоставлении жилья и предоставить им во внеочередном порядке жилые помещения не ниже установленных норм жилья на каждого ребенка-сироту, определенную <адрес>, что составляет 33 кв.м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в <адрес>вой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья Р.Д.Каблахов