решение от 11.01.2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гор. Буденновск 11 января 2011 года

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чулкова В.Н.,

при секретаре Шейкиной Н.А.,

с участием:

заявителя Темченко И.Е., представителя заявителя – адвоката адвокатского кабинета города Буденновска Ахрамеева В.А., представившего удостоверение № и ордер №,

представителя администрации города Буденновска Галкина А.А.,

представителя общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Буденновска Головина Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Темченко И.Е. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Темченко И.Е. обратился в суд с заявлением указывая, что 28 октября 2010 года подал в администра­цию муниципального образования города Буденновска заявление о постановке на учет для получения жилищного сертификата, с приложением копий необходимых документов. Однако, вместо постановки его на учет для получения жилищного сертификата, как военнослужащего уволенного с воинской службы по достижении предельного срока службы, ему письменно ответили, что он должен об­ратиться в кабинет № 112 А для признания его малоимущим. Считает, что в действиях органа местного самоуправления имеется бездействие, так как он и члены его семьи имеют право на постановку в очередь на получе­ние жилищного сертификата и получение этого сертификата в соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилье» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постанов­лением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2004 г. № 522. Однако в результате бездействия администрации муниципального образования гор. Буденновска он лишен возможности встать в очередь на получение жилищного сертификата. В связи, с чем просит обязать администрацию муниципального образования гор. Буденновска поставить его в очередь на получение жилищного сертификата и выдать ему на семью жилищный сертификат.

В судебном заседании Темченко И.Е. уточнил ранее заявленные требования, отказавшись от ранее заявленных требований в части возложения обязанности на администрацию муниципального образования города Буденновска выдать ему жилищный сертификат и просил удовлетворить требования в части возложения на администрацию муниципального образования города Буденновска обязанности поставить его в очередь на получение жилищного сертификата.

В обосновании заявленных требований Темченко И.Е. и его представитель адвокат Ахрамеев В.А. суду пояснили, что он был уволен из Вооруженных Сил в запас на основании приказа Министра Обороны Российской Федерации № от 29 сентября 1992 года по п. «в» ст. 59 (по со­кращению штатов). Согласно справке войсковой части № по последнему моему месту службы от 15 октября 1992 года, он приватизационным чеком не обеспечивался. Квартиру, в которой проживал в период военной службы сдал Учаральской квартирно-эксплуатационной части района. После увольнения прибыл на место жительства в гор. <адрес>, где в период с 24 апреля 1993 года по 21 ноября 2002 года вместе с женой состоял на квартирном учете при исполкоме <адрес> городского совета и пользовался льготой первоочередного предоставления жилья как пенсионер Министерства обороны, уволенный с действительной военной службы по сокращению штатов. В настоящее время с квартирного учета снят, государственным жильем в гор. <адрес> не обеспечивался. 20 ноября 2002 года по семейным обстоятельствам, для воссоединения с дочерью переехал в гор. Буденновск, где встал на воинский учет 08 февраля 2002 года и где проживает до настоящего времени. Однако своевременно встать на очередь в Буденновске он не смог, так как у него не было паспорта гражданина Российской Федерации. На протяжении длительного времени, со дня постановки на воинский учет и со дня постановки на временный регистрационный учет с паспортом гражданина Украины он оформлял Российское гражданство. Паспорт гражданина Российской Федерации он получил в ОВД г. Буденновска и Буденновского района Ставропольского края 22 ноября 2005 года. Поэтому предъявить в гор. Буденновске свои права на постановку на квартирный учет с целью получения жилищного сертификата до 01 января 2005 года он не мог по независящим от него причинам, связанным с получением Российского гражданства. Данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в его постановке на учет с целью получения жилищного сертификата, так как его право подтверждается постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 05 апреля 2007 года № 5-П, где как считает разъяснено, что с 1 января 2005 года граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сер­тификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посред­ством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных фор­мах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. Кроме этого считает, что постановлением Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями. Пари этом одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел. В связи, с чем считают, что администрацией муниципального образования гор. Буденновска ему необоснованно отказано в постановке на учет на получение жилищного сертификата.

Представитель администрации муниципального образования города Буденновска Галкин А.А. и представитель общественной комиссии по жилищным вопросам Головин Н.В. просили отказать в удовлетворении заявления Темченко И.Е., утверждая, что при его обращении в жилищную комиссию им не были представлены необходимые документы подтверждающие его право на постановку в очередь на получение жилищного сертификата.

Выслушав объяснение заявителя Темченко И.Е., его адвоката Ахрамеева В.А., представителя администрации муниципального образования города Буденновска Галкина А.А., представителя жилищной комиссии Головина Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации № от 29 сентября 1992 года Темченко И.Е. был уволен с действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ в запас по ст. 59 п. «в»(по сокращению штатов) «Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил», и подлежал направлению на учет в <адрес> ОВК Республики Украина(л.д. 11).

Из указанного следует, что после увольнения из Вооруженных Сил, местом постоянного жительства Темченко И.Е. была избрана Республика Украина и где у него после увольнения с военной службы, возникло право на обеспечение жилым помещением.

Данное обстоятельство подтверждается справкой исполнительного комитета <адрес> городского совета <адрес> области Республики Украина, согласно которой Темченко И.Е. действительно состоял на квартирном учете при исполкоме городского совета с 24 апреля 1993 года по 21 ноября 2002 года и пользовался льготой первоочередного предоставления жилья как пенсионер Министерства обороны, уволенный с действительной военной службы по сокращению штатов.

Паспорт гражданина РФ был выдан Темченко И.Е. ОВД гор. Буденновска и Буденновского района 22 ноября 2005 года и с 16 декабря 2005 года он был зарегистрирован по адресу гор. Буденновск, <адрес>(л.д. 7-8).

28 октября 2010 года Темченко И.Е. обратился с письменным заявлением к главе города Буденновска, просил поставить его на учет для получения жилищного сертификата(л.д. 4).

В письменном ответе от 09 ноября 2010 года Темченко И.Е. было разъяснено о необходимости предоставления документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях(л. 5).

Данный отказ и явился основанием для обращения Темченко И.Е. в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 были утверждены «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.10.2007 N 681, от 10.04.2008 N 257, от 08.05.2009 N 408, от 21.12.2009 N 1040, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 N ГКПИ07-435), которыми утверждены порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

В судебном заседании установлено, что Темченко И.Е. был уволен из Вооруженных Сил до принятия Правительством Российской Федерации постановления от 21 марта 2006 года.

Согласно пп. «г» п. 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 года» право на участие в подпрограмме имеют: граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г., в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно выписке из протокола № заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Буденновска от 03 мая 2006 года следует, что Темченко И.Е. было отказано в постановке на учет в администрации города Буденновска для получения «Государственного жилищного сертификата».

Данный отказ Темченко И.Е. обжалован не был.

Действующим в указанный период абзацем вторым п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), предусматривалось, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет;

В судебном заседании Темченко И.Е. и его представитель Ахрамеев В.А. в обосновании незаконности отказа в постановке на учет в очередь на получение жилищного сертификата указали, что Постановлением Конституционного суда от 05 апреля 2007 года N 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сер­тификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Исходя из указанного разъяснения считают, что заявитель не утратил права на получение жилищного сертифика­та и не утратил права постановки на очередь для получения жилищного сертификата и в целом на получение жилья как военнослужащий, уволенный из Вооруженных Сил по организационно - штатным мероприятиям.

Данное утверждение основано на неправильном толковании Постановления Конституционного суда от 05 апреля 2007 года N 5-П.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П разъяснил, что законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы; такого рода законодательные изменения сами по себе не противоречат Конституции Российской Федерации, если ими обеспечивается сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты этих граждан, а также реализуется принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Согласно правовой позиции сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1068-О-О следует, что законодатель исходя из предоставленных ему полномочий вправе ввести такую модель правового регулирования, при которой то или иное право у лица может возникнуть только при условии совершения им определенных действий в течение определенного срока. При этом если до введения нового правового регулирования для возникновения соответствующего права совершение каких-либо действий не требовалось, законодатель, указав на необходимость совершения лицом определенных действий, должен предоставить для этого разумный срок. Применительно к военнослужащим эти условия были соблюдены: Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ был официально опубликован 30 августа 2004 года, а пункт 8 статьи 100, из которого прямо вытекает требование встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до соответствующей даты, вступил в силу с 1 января 2005 года.

Таким образом, в данном случае введение федеральным законодателем и последующее воспроизведение в подзаконных нормативных актах такого условия возникновения права на получение государственных жилищных сертификатов, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод заявителя.

При этом также суд учитывает, что в соответствии со ст. 2 «Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан от 8декабря2010года N342-ФЗ, вступившими в законную силу с 01 января 2011 года предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»(в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Поскольку Темченко И.Е. не состоял на учете в качестве нуждающегося в получении жилья по состоянию на 1 января 2005 года, он не имеет право быть включенным в очередь на получение жилищного сертификата.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Темченко И.Е. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления и возложении на администрацию города Буденновска обязанности поставить на учет в очередь на получение жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский горсуд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, то есть, начиная с 17 января 2011 года.

Отпечатано

в совещательной комнате

Председательствующий: Чулков В.Н.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200