РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года г.Буденновск
Буденновский городской суд Ставропольского края в составе
председательствующего судьи ФИО4
с участием
ст. помощника Буденновского межрайонного прокурора ФИО3,
представителя ответчика ФИО1,
при секретаре Хоперия Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты>», к Министерству сельского хозяйства РФ об обязании разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения «<данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ики-Бурульского района Республики Калмыкия обратился в Буденновский городской суд с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному учреждению «<данные изъяты> <данные изъяты>» об обязании разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения «<данные изъяты>», в котором указал, что Прокуратурой Ики-Бурульского района совместно с Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в ФГУ «<данные изъяты> <данные изъяты>», осуществляющее эксплуатацию гидротехнического сооружения «<данные изъяты>».
Гидротехническое сооружение «<данные изъяты>» находится на территории <адрес>. Год ввода в эксплуатацию 1969 год. Назначение - орошение, водоснабжение, рыбоводство. Длина водохранилища 48,8 км., длина плотины - 9,6 км., высота - 13 м., объем воды 356 млн. куб. м., водохранилище федерального значения. Плотина грунтовая, со стороны водохранилища укреплена железобетонными плитами. Гидротехническое сооружение имеет шлюз для сброса воды в Черноземельский канал, дренажную систему спуска воды по каналу, аварийный водосброс.
Согласно п. 1.3,1.4,1.5 Устава ФГУ «<данные изъяты>» учредителем учреждения является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, учреждение находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, учреждение осуществляет свою деятельность на территории Ставропольского края, Республики Дагестан, Республики Калмыкия.
В соответствии с абз. 2 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее Закон) гидротехническими сооружениями являются - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек: сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В судебном заседании помощник Буденновского межрайонного прокурора ФИО3 подержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме по указанным в исковом заявлении доводам.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признал и просил в исковых требованиях прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия отказать, при этом пояснил, что собственником имущества является Министерство сельского хозяйства РФ. Источником формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное в оперативное управление Федеральному государственному учреждению «УЭКГ и ЧВ» и средства федерального бюджета.
Руководство учреждения неоднократно обращало внимания Департамента мелиорации Министерства сельского хозяйства на необходимость выделения средств на разработку Декларации безопасности гидротехнических сооружений, в том числе и <данные изъяты> водохранилища.
Соответчик Министерство сельского хозяйства РФ, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился, однако направил в суд отзыв по делу по заявлению прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, и просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства сельского хозяйства. Исковые требование не признает. Считает, что декларацию безопасности должен разработать УЭКГ ЧВ, что касается утверждения декларации безопасности, декларация должна быть утверждена органом осуществляющим надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкия надлежит удовлетворить в части.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно абз. 6 ст. 3 Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений», декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
В соответствии со ст. 9 Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
В силу ст. 10 Закона на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.
Как следует из справки Нижне-Волжского управления Ростехнадзора при эксплуатации гидротехнического сооружения «<данные изъяты> <данные изъяты>» ФГУ «<данные изъяты>» в настоящее время не разработана и не утверждена декларации безопасности гидротехнического сооружения. Срок действия имевшейся декларации истек в первом квартале 2010 года.
Эксплуатация гидротехнического сооружения «<данные изъяты>» без декларации безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, проживающих в близлежащих населенных пунктов Ики-Бурульского района Республики Калмыкия.
Таким образом, круг лиц, в защиту интересов которых выступает прокурор, является неопределённым, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить права каждого из граждан при разрешении дела.
В соответствии с п.3.2 Устава федерального государственного учреждения «<данные изъяты> <данные изъяты>» к числу основных видов деятельности Учреждения относятся выполнение работ по содержанию и ремонту <данные изъяты> и сооружений на нем, организация и проведения мероприятий по поддержанию в исправном состоянии <данные изъяты>, по увеличению срока службы гидротехнических сооружений на основе проведения планово-предупредительных работ и реконструкции, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящиеся в федеральной собственности переданных Учреждению в оперативное управление, в соответствии с требованиями Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года №117 «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения представляет собой документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяется меры по обеспечению бе5зопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
Следовательно, разработка декларации безопасности гидротехнического сооружения «<данные изъяты>» входит в обязанности ФГУ «<данные изъяты>».
Поскольку гидротехническое сооружение «<данные изъяты>» эксплуатируется не самим собственником, а эксплуатирующей организацией - ФГУ «<данные изъяты>», то именно эксплуатирующая организация должна осуществлять разработку декларации безопасности, так как только она способна обеспечить указание в декларации полных и достоверных сведений о безопасности гидротехнического сооружения.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений, и Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 года №103 утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения возлагается на орган надзора безопасности гидротехнических сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.1997 года №1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» определено, что государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений, за исключением судоходных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления, осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Утверждение декларации безопасности гидротехнического сооружения является результатом исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора и контроля за безопасностью гидротехнического сооружения (п.4 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от15.12.2009 года №413), в связи с чем УЭКГ ЧВ надлежит утвердить декларацию безопасности в органах надзора контролирующие безопасность гидротехнических сооружений.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявленные требования прокурора Ики-Бурульского района Республики Калмыкии в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц- удовлетворить.
Обязать ФГУ «<данные изъяты>» разработать и утвердить декларацию безопасности гидротехнического сооружения «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней.
Судья Р.Д. Каблахов