РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года г. Будённовск
Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Лизак А.А.,
представителя истца Будённовского межрайонного прокурора – помощника Будённовского межрайонного прокурора Джуманьязова М.М.,
истца Клинчаняна О.А.,
представителя ответчика администрации <данные изъяты> Галкина А.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, <данные изъяты> КЭЧ района – Княгинина Е.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Шишкиной Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Будённовского межрайонного прокурора в интересах Клинчаняном О.А. к администрации <данные изъяты> о признании за ним и членами его семьи права на жилое помещение и обязании заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Будённовский межрайонный прокурор обратился в Будённовский городской суд в интересах Клинчанян О.В. с исковым заявлением в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ в Будённовскую межрайонную прокуратуру обратился военнослужащий военной части № Клинчанян О.А. об обжаловании действий администрации <данные изъяты> по вопросу нарушения его права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2003 № 729-р «О передаче в муниципальную собственность <адрес> находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части, расположенных в городе <данные изъяты>, принято предложение Думы <данные изъяты> и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и Правительством Ставропольского края, о передаче в муниципальную собственность <адрес> находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части (далее – КЭЧ района), расположенных в <данные изъяты>, в том числе <адрес>.
Установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ старшине к/с Клинчанян О.А. предоставлена квартира общей площадью 70,09 кв.м по адресу: <адрес>
Ранее данную квартиру занимал военнослужащий ХОБ на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ №, сдавший её врио начальника <данные изъяты> КЭЧ района ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ о чём составлен соответствующий акт, утверждённый ДД.ММ.ГГГГ начальником <данные изъяты> гарнизона ТГ
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника КЭЧ района направил главе <адрес> ЮАЮ обращение о заключении договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, с военнослужащим Клинчанян О.А.
ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации рассмотрено обращение врио начальника <данные изъяты> КЭЧ района по вопросу заключения договоров социального найма жилого помещения расположенного в <адрес> с военнослужащим ВС РФ воинской части № Клинчанином О.А.
По результатам рассмотрения данного вопроса решением названной комиссии Клинчаняну О.А. отказано в заключении договора социального найма на указанную квартиру.
ДД.ММ.ГГГГлавой <адрес> начальнику КЭЧ района направлено письмо за №, согласно которому в заключении договора социального найма указанного жилого помещения с военнослужащим Клинчаняном О.А. отказано.
Отказ мотивирован непредоставлением Клинчаняном О.А. необходимой информации об основаниях и порядке рассмотрения вопроса при постановке на учёт на получение служебного жилья нормативной документации регламентирующей порядок распределения и предоставления жилого помещения постановки военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и документа – положения жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон № 76-ФЗ) в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих ограничены. Указанное ограничение выражается в установлении для органов местного самоуправления обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случаях освобождения этих жилых помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду (Определение Верховного суда Российской Федерации по делу № 34-В08-9).
Данная правовая норма является императивной.
Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не изменил положения Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющего право на повторное заселение.
Согласно ч. 3 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, помимо обязанностей, определенных в ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, несёт иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством, т.е. обязанности, установленные ч.ч. 1 и 3 ст. 65 ЖК РФ и п. 5 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.
Таким образом, у органов местного самоуправления нет объективных оснований для невыполнения требований ЖК РФ и Закона № 76-ФЗ в части предоставления жилых помещений военнослужащим в связи с выездом из них других военнослужащих.
Реализация права повторного заселения военнослужащих с учётом непрерывности этого процесса предполагает возложение обязанности на органы местного самоуправления по сохранению статуса муниципальных жилых помещений в соответствии с установленной целью их использования (т.е. эти жилые помещения не могут переводиться органами местного самоуправления в жилищный фонд коммерческого использования либо в индивидуальный жилищный фонд).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилищный фонд социального использования выделен для социально слабо защищённых слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный («особый») статус в силу специфики их предназначения.
Согласно п. 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (далее Инструкция № 1280) жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, приятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 5 ст. 15 Закона 76-ФЗ установлено право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма (найма специализированного жилого помещения).
Положения п. 5 ст. 15 Закона 76-ФЗ были дважды рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации, который в своих определениях от 25.12.2003 г. № 453-О и от 22.04.2004 г. № 170-О отметил следующее.
Военная служба по смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обусловливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
В развитие названных конституционных положений Закон № 76-ФЗ устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.
Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище. Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Закона № 76-ФЗ - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается. Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.
Для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ имеющих в соответствии со статьей 15 Закона № 76-ФЗ право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа.
Таким образом, мотивация отказа Администрации в заключении с Клинчаняном О.А. договора социального найма надуманна и не основана на требованиях законодательства, так как в данном случае вопрос о признании Клинчаняна О.А. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также проверка обоснованности принятия такого решения не относится к компетенции органа местного самоуправления.
В связи с этим, отказ Администрации в заключении с военнослужащим договора социального найма является незаконным и необоснованным, что привело к волоките и нарушению ст. 40 Конституции Российской Федерации - создания органами местного самоуправлении условия для осуществления права на жилище и непосредственно к нарушению конституционных прав семьи Клинчаняна О.А., а именно права на жилище, создав незаконные «административные барьеры» для получения им жилья.
В связи с этим, Будённовский межрайонный прокурор просит суд признать за Клинчаняном О.А. и членами его семьи право на жилое помещение по адресу: <адрес>. Обязать администрацию <адрес> заключить с военнослужащим военной части № Клинчаняном О.А. и членами его семьи договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Помощник Будённовского межрайонного прокурора Джуманьязов М.М. доводы и требования искового заявления поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Истец Клинчанян О.А. и представитель <адрес> района исковые требования Будённовского межрайонного прокурора также поддержали и просили их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации <адрес> Галкин А.А. возражал против удовлетворения исковых требований по следующим основаниям. В предоставленных на заседание общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации <адрес> материалах имеется выписка из протокола жилищной комиссии в/ч <данные изъяты> о распределении служебной жилой площади военнослужащим в/ч <данные изъяты>, справка о составе семьи, предоставлена от 2001 года, в списке распределения служебной жилой площади отсутствует дата утверждения. Были направлены запросы ВрИО начальника ФГУ <данные изъяты> КЭЧ района» МО РФ ФИО10 о предоставлении необходимой информации: основание и порядок рассмотрения вопроса при постановке на учёт на получение служебного жилья?; какими нормативными документами руководствуетесь при распределении и предоставлении жилого помещения?; кто правомочен, принимать решение о предоставлении служебного жилья и постановки военнослужащих?; а также предоставить на комиссию положение жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты>. На момент заседания комиссии никакой информации представителями ФГУ <данные изъяты> КЭЧ района» МО РФ предоставлено не было. Комиссией принято решение об отказе Клинчанян О.А. в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что ВрИО начальника ФГУ <данные изъяты> КЭЧ района» МО РФ ФИО10 не было предоставлено необходимых документов на общественную комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес>.
Выслушав представителя истца Джуманьязова М.М., истца Клинчаняна О.А., представителя ответчика Галкина А.А., представителя третьего лица Княгинина Е.Е., суд приходит к следующему.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2003 № 729-р «О передаче в муниципальную собственность г. Будённовска находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения Будённовской квартирно-эксплуатационной части, расположенных в городе Будённовске» (л.д. 6), принято предложение Думы <данные изъяты> и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и Правительством Ставропольского края, о передаче в муниципальную собственность <адрес> находящихся в федеральной собственности объектов коммунально-бытового назначения <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части (далее – КЭЧ района), расположенных в <данные изъяты>, в том числе <адрес>
В ходе судебного разбирательства установлено, что решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ старшине к/с Клинчанян О.А. предоставлена квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
Ранее данную квартиру занимал военнослужащий ХОБ на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 10), сдавший её врио начальника <данные изъяты> КЭЧ района ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ о чём составлен соответствующий акт, утверждённый ДД.ММ.ГГГГ начальником Будённовского гарнизона ТГ (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ врио начальника КЭЧ района направил главе <адрес> ЮАЮ обращение о заключении договора социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, с военнослужащим Клинчанян О.А. (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссией по жилищным вопросам при Администрации рассмотрено обращение врио начальника <данные изъяты> КЭЧ района по вопросу заключения договоров социального найма жилого помещения расположенного в <адрес> военнослужащим ВС РФ воинской части № Клинчанином О.А.
По результатам рассмотрения данного вопроса решением названной комиссии Клинчаняну О.А. отказано в заключении договора социального найма на указанную квартиру (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГлавой <адрес> начальнику КЭЧ района направлено письмо за №, согласно которому в заключении договора социального найма указанного жилого помещения с военнослужащим Клинчаняном О.А. отказано (л.д. 14).
Отказ мотивирован непредоставлением Клинчаняном О.А. и Будённовской КЭЧ района необходимой информации об основаниях и порядке рассмотрения вопроса при постановке на учёт на получение служебного жилья нормативной документации регламентирующей порядок распределения и предоставления жилого помещения постановки военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и документа – положения жилищной комиссии войсковой части 74814.
Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Закон № 76-ФЗ) в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В целях реализации военнослужащими права на жилище жилищные права органов местного самоуправления на основании п. 5 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих ограничены. Указанное ограничение выражается в установлении для органов местного самоуправления обязанности по предоставлению военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда в случаях освобождения этих жилых помещений ранее их занимавшими другими военнослужащими.
Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду (Определение Верховного суда Российской Федерации по делу № 34-В08-9).
Согласно ч. 3 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, помимо обязанностей, определенных в ч. 2 ст. 65 ЖК РФ, несёт иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством, т.е. обязанности, установленные ч.ч. 1 и 3 ст. 65 ЖК РФ и п. 5 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.
Таким образом, у органов местного самоуправления нет объективных оснований для невыполнения требований ЖК РФ и Закона № 76-ФЗ в части предоставления жилых помещений военнослужащим в связи с выездом из них других военнослужащих.
Суд считает требования общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> о предоставлении <адрес> КЭЧ района документов (положение о жилищной комиссии, требование об ответе на вопросы, не предусмотренные законодательством) необоснованными, грубо нарушающими права военнослужащих.
Реализация права повторного заселения военнослужащих с учётом непрерывности этого процесса предполагает возложение обязанности на органы местного самоуправления по сохранению статуса муниципальных жилых помещений в соответствии с установленной целью их использования (т.е. эти жилые помещения не могут переводиться органами местного самоуправления в жилищный фонд коммерческого использования либо в индивидуальный жилищный фонд).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилищный фонд социального использования выделен для социально слабо защищённых слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный («особый») статус в силу специфики их предназначения.
Согласно п. 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (далее Инструкция № 1280) жилые помещения, договоры социального найма которых не заключены, распределяются уполномоченным органом между другими военнослужащими, приятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях. Пунктом 5 ст. 15 Закона 76-ФЗ установлено право военных организаций на повторное заселение жилых помещений военнослужащими независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе органов местного самоуправления, по предоставлению военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма (найма специализированного жилого помещения).
Положения п. 5 ст. 15 Закона 76-ФЗ были дважды рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации, по результатам которых были вынесены соответствующие Определения от 25.12.2003 г. № 453-О и от 22.04.2004 г. № 170-О.
Для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ имеющих в соответствии со статьей 15 Закона № 76-ФЗ право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа.
Таким образом, мотивация отказа Администрации в заключении с Клинчаняном О.А. договора социального найма надуманна и не основана на требованиях законодательства, так как в данном случае вопрос о признании Клинчаняна О.А. нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а также проверка обоснованности принятия такого решения не относится к компетенции органа местного самоуправления.
В связи с этим, отказ Администрации в заключении с военнослужащим договора социального найма является незаконным и необоснованным, что привело к волоките и нарушению ст. 40 Конституции Российской Федерации - создания органами местного самоуправлении условия для осуществления права на жилище и непосредственно к нарушению конституционных прав семьи Клинчаняна О.А., а именно права на жилище, создав незаконные «административные барьеры» для получения им жилья.
Кроме того, выводы суда о незаконности принятого администрацией г. Будённовска решении также основаны на многочисленной судебной практике по рассматриваемому вопросу (в частности, на Определении Московского областного суда от 8 июля 2010 г. по делу № 33-13202 и др.).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Будённовского межрайонного прокурора – удовлетворить.
Признать за Клинчаняном О.А. и членами его семьи право на жилое помещение по адресу <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> заключить с военнослужащим войсковой части <данные изъяты> Клинчаняном О.А. и членами его семьи договор социального найма на жилое помещение по адресу <адрес>
Мотивированное решение суда составлено 04 апреля 2011 г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Будённовский городской суд в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения.
Судья А.А. Лизак