решение Заиченко



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 апреля 2011 г. г.Буденновск

Буденовский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего Полтарацкого Ю.М.

при секретаре Дробышевой Е.В.,

с участием представителя истца Заиченко А.В. Коваленко И.В. по доверенности, представителя ответчика <данные изъяты> Галкина А.А. по доверенности, представителя <данные изъяты> Княгинина Е.Е. по доверенности,

рассмотрев исковое заявление Заиченко А.В. от имени которого обратился Коваленко И.В. к <данные изъяты> о признании не законными действия <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

В исковом заявлении Коваленко И.В. в интересах Заиченко А.В. указывает, что Заиченко А.В. проходил военную службу в период с 27.11.1993г. по 30.04.2010г. на различных военных должностях в войсковых частях МО РФ, в том числе последнее место службы в войсковой части <данные изъяты>.

Приказом командира <данные изъяты> от 30 апреля 2010 года №88 истец был досрочно уволен с зачислением в запас, в связи с организационно - штатными мероприятиями ( подпункт «а» пункта2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации « О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с протоколом №16 от 23 апреля 2010 года заседания жилищной комиссии <данные изъяты> прапорщик Заиченко А.В. поставлен на учет на получение постоянного жилья по избранному месту жительства военнослужащих <данные изъяты>. В соответствии с протоколом №25 от 23 июля 2010 года заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> истцу была распределена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, в которой ранее проживал военнослужащий майор <данные изъяты>.

18.12.2010г. и.о. начальника <данные изъяты> Минобороны РФ П. направил в адрес главы администрации <адрес> сопроводительным письмом пакет документов, согласно которым <данные изъяты> района ходатайствовала о принятии решения по поводу заключения с истцом договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

28.02.2011 Заиченко А.В. получил выписку жилищной комиссии администрации <адрес> от 25.02.2011г. об отказе в заключении договора социального найма на указанную квартиру, в связи отсутствием истца в списках нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>.

Считает, что данные действия вышеуказанного органа местного самоуправления являются незаконными, не соответствует сложившейся правоприменительной и судебной практике, а также нарушают конституционные права на жилище Заиченко.

Просит суд признать незаконными действия администрации <адрес> по заключению с Заиченко договора найма жилого помещения, <адрес> в <адрес> и обязать администрацию <адрес> заключить с Заиченко договор найма.

В судебном заседании представитель истца Заиченко Коваленко И.В. заявленные требования уточнил, просит признать незаконными действия администрации <адрес> по отказу в заключении с Заиченко договора найма, а в остальном требования остались прежними и дал суду пояснения, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации <адрес> Галкин А.А. с иском не согласен, так как при распределении спорной квартиры Заиченко, последний приказом командира части был уволен в запас, а следовательно, перестал быть военнослужащим, на которого распространяется ФЗ «О статусе военнослужащих».

Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне истца <данные изъяты> Министерства Обороны РФ К просил суд удовлетворить исковые требования, поскольку Заиченко при увольнении в запас, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» имеет право на получение жилья.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что Заиченко А.В. является военнослужащим МО РФ, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части <данные изъяты> от 30 апреля 2010 года.

Согласно п.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений.

В п.3 ст.3 указанного закона закреплено, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного управления.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ « О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ним членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Данной нормой закреплено право военных организаций на повторное распределение жилых помещений военнослужащим, независимо от того, к государственному или муниципальному жилищному фонду относятся эти помещения. Указанному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов, в том числе и органов местного самоуправления по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В соответствии с протоколом №16 от 23 апреля 2010 года заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> прапорщик Заиченко А.В. поставлен на учет на получение постоянного жилья по избранному месту жительства военнослужащих в/ч <данные изъяты>

В соответствии с протоколом №25 от 23 июля 2010 года заседания жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> прапорщику Заиченко была распределена <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, в которой ранее проживал военнослужащий майор <данные изъяты>.

18.12.2010г. и.о. начальника <данные изъяты>» Минобороны РФ П. направил в адрес главы администрации <адрес> сопроводительным письмом пакет документов, согласно которым <данные изъяты> района ходатайствовала о принятии решения по поводу заключения с истцом договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно выписки жилищной комиссии администрации <адрес> от 25.02.2011г. прапорщику Заиченко отказано в заключении договора социального найма на указанную квартиру, в связи отсутствием его в списках нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>.

Рассматривая отказ жилищной комиссии администрации <адрес> в заключении с Заиченко договора найма жилого помещения суд приходит следующему.

Закреплённая в п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» норма закона является правовой нормой прямого действия, закрепляет за военнослужащими и членами их семей право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности к муниципальному жилищному фонду.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2003 года № 453-0, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и членами их семей, другими военнослужащими и членами их семей, положения п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать полномочия муниципального образования, как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Военная служба по смыслу ст. 59 и 71 Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам..

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О статусе военнослужащих», закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей при освобождении ими данных помещений, в связи с выездом на другое место жительства.

Таким образом, в целях реализации военнослужащими право на жилище, право органов местного самоуправления на принадлежащее муниципальному образованию жильё ограничены на основании п.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», что не противоречит положениям Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, жилищный фонд социального использования предназначен для социально слабо защищённых слоёв населения, а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный статус в силу специфики их предназначения (например, военнослужащие и другие лица, указанные в законе). Данным категориям граждан может предоставляться и муниципальное жильё, в том числе, если орган местного самоуправления наделён соответствующими полномочиями.

Судом установлено, что <адрес> в <адрес> ранее занимал военнослужащий майор <данные изъяты> поэтому исходя из положений ч.5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право распределения этого жилого помещения принадлежит органам военного управления.

С учётом изложенного суд находит исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителя ответчика администрации <адрес> Галкина А.А. о том, что в связи с изданием приказа № 88 от 30 апреля 2010 года командира войсковой части <данные изъяты>, прапорщик Заиченко перестал быть военнослужащим и на него перестали распространяться нормы ФЗ «О статусе военнослужащих» по получению жилья, суд находит неубедительными, поскольку такое право у военнослужащих имеется и при увольнении с военной службы.

Не убедительны и доводы представителя администрации <адрес> о том, что спорная квартира не является муниципальным имуществом.

Указанные доводы опровергаются представленными представителем истца документами, постановлением главы <адрес> № 384 от 26 октября 1998 г.,, соглашением о сдаче в муниципальную собственность объектов жилого фонда,, распоряжением главы территориальной государственной администрации, перечнем передаваемых в муниципальную собственность <адрес> объектов, коммунально-бытового назначения, из которых следует, что спорная квартира является муниципальной собственностью администрации <адрес>.

Кроме этого, решая вопрос об отказе в заключении договора социального найма прапорщику Заиченко, администрация <адрес>, зная о том, что спорная квартира не является их собственностью, не вправе была бы принимать указанное решение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации <адрес> по отказу в заключении с Заиченко А.В. договора найма жилого помещения, расположенного в <адрес>.

Обязать администрацию <адрес> заключить с Заиченко А.В. договор социального найма жилого помещения, расположенного в <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский горсуд в течении 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивировочная часть решения изготовлена 22 апреля 2011 г.

Отпечатано в совещательной комнате.

Судья Полтарацкий Ю.М.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200