гражданское дело № 2-571/2011 по иску Крячковой Е.Ю. к ФГУЗ `Центр гигиены и эпидимиологии в Ставропольском крае` о взыскании невыплаченной зароботной платы



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2011 года город Будённовск

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Лизак А.А.,

при секретаре Мадатовой О.А.,

представителя истца Крячковой Е.Ю. – Смирновой Е.В., действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" – Дробина Ю.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крячковой Е.Ю. к ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" о взыскании невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Крячкова Е.Ю. обратилась в Будённовский городской суд с исковым заявлением в котором указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время она работает в системе здравоохранения в службе санитарно-эпидемиологического контроля.

За период с ДД.ММ.ГГГГ года её работодатель <адрес> санэпидстанция имел неоднократное переименование и переподчинение, но занимаемая ею должность, её место работы и должностные обязанности от этого не изменялись.

С ДД.ММ.ГГГГ она состоит в трудовых отношениях с тем же работодателем, но имеющим новое наименование - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>», занимает должность помощника санитарного врача.

Ей известно, что в соответствии с действующими нормативными актами её работодатель с ДД.ММ.ГГГГ обязан выплачивать ей к заработной плате процентную надбавку за работу в пустынных и безводных местностях.

Порядок назначения, расчета и выплаты процентной надбавки за работу в пустынных и безводных районах <адрес> регулируется следующими законодательными актами:

- постановлением Правительства Ставропольского края от 25 января 2006 года № 3-п «Об установлении с 01 января 2005 года работникам государственных учреждений Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края коэффициента к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях», в соответствии с которым был установлен коэффициент 1,1 к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях работникам государственных учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края, в том числе на территории <адрес> муниципального района;

- постановлением Правительства Ставропольского края от 29 августа 2007 года № 2-П и постановление Правительства Ставропольского края от 25 января 2006 года № 3-п "«Об установлении работникам государственных учреждений Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края коэффициента к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях" (в редакции постановления Правительства СК от 29.08.2007 г. № 102-п), данное постановление вступало в силу со дня его официального опубликования и распространялось на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года;

- распоряжением Совета Министров СССР от 17 февраля 1977 года № 206-Р и Положением о районировании земель по климатическим зонам, проведённым Северо-Кавказским управлением Гидрометеорологической службы в <адрес>, которым к пустынным и безводным местностям отнесён <адрес> район, включая город <адрес>, поскольку г. <адрес> является центром <адрес> района.

Названное распоряжение Правительства СССР явилось правовой основой для разработки издания правового нормативного акта Ставропольского края – постановления Правительства СК от 25 января 2006 года № 3-п (с дополнениями и изменениями, утверждёнными постановлением Правительства СК от 29 августа № 102-п).

В ходе досудебной подготовки она неоднократно обращалась к своему работодателю (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о выплате ей 10-ти процентной надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных районах, но ответчик отказал ей и обосновал свой отказ тем, что в его системе оплаты труда <адрес> район и город <адрес>, как местность, относящаяся к пустынным и безводным районам <адрес>, не значится.

Данный довод считает необоснованным и, более того, надуманным.

Должностные лица, ответственные за выплату заработной платы у ответчика, не приняли никаких мер для своевременного и полного финансирования заработной платы своим работникам, чем нарушили её право на своевременное получение заработной платы.

Длительной систематической недоплатой заработной платы ответчик причинил ей убытки, которые должны быть возмещены в полном объеме.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик своевременно не выплатил ей заработную плату в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. (расчет прилагается).

В связи с этим, истец Крячкова Е.Ю. просила суд: взыскать с ответчика ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес> районе" в её пользу невыплаченную своевременно заработную плату в виде десятипроцентной надбавки за работу в пустынных и безводных местностях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек; обязать ответчика производить ей начисление и выплату 10-ти процентной надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных района <адрес>, ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до отмены таковой нормативным актом Российской Федерации; взыскать с ответчика в доход государства расходы по оплате госпошлины.

Позже в ходе судебного разбирательства представитель истца Смирнова Е.В. изменила исковые требования, предъявив их к новому ответчику – ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>". В остальном исковые требования остались без изменения.

Истец Крячкова Е.Ю., будучи судом надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, её интересы по нотариальной доверенности представляет Смирнова Е.В.

Стороны не настаивали на явке истца Крячковой Е.Ю. в судебное заседание в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" Дробина Ю.Е. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В отношении требований Крячковой Е.Ю. о выплате надбавки к заработной плате срок исковой давности начинает течь с момента невыплаты ей этой надбавки при получении ежемесячной заработной платы.

Принимая во внимание, что о нарушении своего права истице стало известно с ДД.ММ.ГГГГ о чём она и указывает в исковом заявлении (в частности, это следует из её фразы "мне известно, что в соответствии с действующими нормативными актами мой работодатель с ДД.ММ.ГГГГ обязан выплачивать мне к заработной плате процентную надбавку за работу в пустынных и безводных местностях").

В обоснование уважительности причин пропуска процессуального срока истица не привела никаких объективных доводов свидетельствующих о невозможности обращения в указанный период (с 2005 по 2010 годы) за защитой своих предполагаемых нарушенных прав.

Оценив представленные в подтверждение указанных обстоятельств письменные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что никакие обстоятельства не препятствовали Крячковой Е.Ю. предъявить иск в установленный законом срок.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Крячковой Е.Ю. требований о взыскании своевременно невыплаченной заработной платы в виде десятипроцентной надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Что касается остальных заявленных исковых требований, то разрешая их, суд пришёл к следующему.

Суд считает, что постановление Правительства Ставропольского края от 25 января 2006 года № 3-п "Об установлении с 01 января 2005 года работникам государственных учреждений Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края коэффициента к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях", в соответствии с которым был установлен коэффициент 1,1 к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях работникам государственных учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы <адрес>, расположенных в отдельных муниципальных образованиях <адрес>, в том числе на территории Будённовского муниципального района не относится к предмету спора.

Во исполнение приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.08.2008 г. № 285 «О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора» в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ним служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», руководствуясь письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 августа 2008 г. № 01/9440-8-32 утверждено Положение об оплате труда работников федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» (приказ учреждения № 02-03/62 от 27.08.2008 г.), в котором, в частности, определены повышающие коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях согласно перечня, указанного в вышеназванных нормативных документах - «Южный федеральный округ - Ставропольский край - Нефтекумский район (населённые пункты: Зимняя Ставка, Бакрес, Махтмуд-Мектеб, Тукуй-Мектеб, Мурзабе, Абрам-Тюбе и прилегающие к ним территории), посёлок Нефтекумск».

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций, т.е. все виды выплат по настоящему Постановлению осуществляются за счёт средств выделяемых из федерального бюджета для федеральных бюджетных учреждений (Ответчика).

Таким образом, данная норма права является специальной по сравнению с вышеуказанными и подлежит обязательному применению без каких-либо изъятий.

В соответствии со статьей 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. До принятия соответствующих законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих труд данной категории работников (статья 148 Кодекса), в соответствии с частью первой статьи 423 Кодекса продолжают применяться законодательные акты бывшего Союза ССР) в части, не противоречащей данному Кодексу.

В настоящее время продолжают применяться районные коэффициенты установленные нормами бывшего Союза ССР - соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, в том числе для работников производственных отраслей, а также решениями Правительства Российской Федерации, которыми в ряде субъектов Российской Федерации районные коэффициенты были повышены.

В ряде регионов России (в основном южных) применяются коэффициенты к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности и в высокогорных районах. Размеры коэффициентов за работу в пустынной и безводной местности дифференцированы в зависимости от расстояния между источниками пресной воды и, как правило, в отличие от районных коэффициентов, они не применяются в городах и районных центрах. Вышеназванные коэффициенты устанавливались постановлениями Правительства РФ (для всех категорий работников в данной местности) или нормативными правовыми актами Госкомтруда СССР, в т.ч. для отдельных категорий работников бюджетной сферы или работников конкретных производственных предприятий. Коэффициенты к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности установлены:

а) на территориях Республик Дагестан, Калмыкия, Ставропольского края для работников всех предприятий и организаций в отдельных районах в размере от 1,10 до 1,30 (постановление Госкомтруда СССР от 06.08.1971 № 315 "Об установлении коэффициентов к заработной плате работников предприятий и организаций, находящихся в пустынных и безводных районах на Чёрных землях и Кизлярских пастбищах");

Постановление Госкомтруда СССР от 6 августа 1971 г. № 315 относится к действующим на территории Российской Федерации в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, согласно которому к заработной плате работников организаций, расположенных на указанной территории, применяются районные коэффициенты в отдельных населённых пунктах в следующих размерах:

Зимняя Ставка, Бакрес, Махтмуд-Мектеб, Тукуй-Мектеб, Мурзабе, Абрам-Тюбе и прилегающие к ним территории (<адрес>) - в размере 1,20; <адрес> в размере 1,1.

Таким образом, в настоящее время к заработной плате работников федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» применяются вышеназванные коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях (<адрес>).

Постановлением Правительства Ставропольского края от 25 января 2006 г. № 3-п установлены коэффициенты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях работникам государственных учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы Ставропольского края, расположенных в отдельных муниципальных образованиях Ставропольского края. Пунктом 2 названного постановления Правительства Ставропольского края предусмотрено, что указанные коэффициенты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях выплачиваются в пределах фонда оплаты труда работников государственных учреждений Ставропольского края (субъекта Российской Федерации). Таким образом, строго определён круг лиц, к которым должен применяться данный нормативно-правовой акт и расширительному толкованию он не подлежит.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (абзац 2 ч. 1 ст. 1 Устава ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>»). Согласно ст. 8 постановления Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ» Центр обеспечивает деятельность федеральных органов исполнительной власти (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения и её территориальные органы).

В представленном письме Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю от 22.11.2010 г. № 02-358/85 и приказе Федерального казначейства от 07.10.2008 г. № 7 н подтверждается факт того, что Ответчик финансируется за счёт средств федерального бюджета и не финансируется из бюджета Ставропольского края.

Учитывая изложенное, повышенные коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, постановление Правительства Ставропольского края от 25 января 2006 г. № 3-п не может обязывать организацию (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>»), финансируемую из федерального бюджета, производить повышенную оплату за счёт средств федерального бюджета.

Исходя из такого толкования, которое предлагает Крячкова Е.Ю., получается, что органы исполнительной власти субъекта РФ могут устанавливать более высокий уровень зарплаты на своей территории для работников органа, образованного и находящегося в подчинении у Правительства РФ или его структурного подразделения. То есть теоретически может возникнуть ситуация, когда Правительство Ставропольского края сможет приравнять к зоне с особыми климатическими условиями всю территорию края и обяжет Правительство РФ поднять уровень социального обеспечения своих работников на данной территории.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьёй 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям Российской Федерации относится, в частности, определение порядка установления и исполнения расходных обязательств только Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 316 ТК РФ с 1 января 2005 г. органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счёт средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и. ..» установлено: «Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера, если иное не установлено федеральным законом». К перечню выплат стимулирующего характера согласно приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 г. № 818 (ред. от 17.09.2010 г.) «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>»), автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

К указанному перечню не отнесены выплаты к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях из средств поступающих от приносящей доход деятельности.

Согласно распоряжению Совета Министров РСФСР от 17.02.1977 г., которым устанавливаются коэффициенты к заработной плате работников государственных предприятий сельского хозяйства, занятых на работе в пустынной и безводной местности в Ставропольском крае, в размерах: 1,10 - на территории, в том числе Будённовского района, указанные коэффициенты устанавливаются к заработной плате исключительно работников государственных предприятий сельского хозяйства.

Следовательно, вывод истца о необходимости удовлетворения требований по тем основаниям, что Центр относится к государственным предприятиям сельского хозяйства и финансируется за счёт средств краевого бюджета, является необоснованным.

При таких изложенных выше обстоятельствах суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований Крячковой Е.Ю. об обязании ответчика производить ей начисление и выплату десятипроцентной надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных местностях Ставропольского края.

В связи с полным отказом в удовлетворении исковых требований, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства в порядке ст. 100 ГПК РФ о взыскании с ответчика ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" в пользу Крячковой Е.Ю. судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Крячковой Е.Ю. о взыскании с ответчика ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" в её пользу невыплаченной заработной платы в виде десятипроцентной надбавки за работу в пустынных и безводных местностях за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и обязать ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" производить ей начисление и выплату десятипроцентной надбавки к заработной плате за работу в пустынных и безводных районах <адрес>, ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до отмены таковой нормативным актом Российской Федерации – отказать.

В удовлетворении ходатайства Крячковой Е.Ю. о взыскании с ответчика ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" в её пользу расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей – отказать.

Мотивированное решение суда составлено 23.05.2011 года (с учётом выходных дней).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья А.А. Лизак

-32300: transport error - HTTP status code was not 200