РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 июня 2011 года город Буденновск Буденновский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Пронькина В.А. при секретаре судебного заседания Ткаченко О.Н. с участием истца Курдус А.П., представителя ответчика - Государственному учреждению Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Куцевой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курдус А.П. к Государственному учреждению Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ о предоставлении санаторно-курортной путевки, УСТАНОВИЛ: Курдус А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала №. По заявлению Курдус А.П. от 14.06.2011 года в качестве надлежащего ответчика было привлечено Государственное учреждение Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ. В исковом заявлении Курдус А.П. указал, что он является ветераном боевых действий. Согласно Закону «О ветеранах», он имеет право на получение социальных льгот и гарантий, в том числе: бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе независимо от места их жительства; при наличие медицинских показаний первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации. После в ведения в действие ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ (далее ФЗ №122), о «монетизации льгот», он имеет право на получение ежемесячных денежных выплат. Согласно ст. 6.2 ФЗ от 17.06.1999 года №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее ФЗ №176), ему предоставлен набор оплачиваемых социальных услуг. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Согласно названному Закону, он по своему выбору может отказаться от получения набора социальных услуг и получать их в виде денежной компенсации. Он не стал получать денежную компенсацию и получаю набор социальных услуг в натуре. Он каждый год подает заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение. Финансирование санаторно-курортного лечения осуществляется из федерального бюджета. В 2010 году он так же подал заявление о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение. Однако, ответчик отказал ему в предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, сославшись на их отсутствие. Полагает, такой отказ не обоснован и не законен, поскольку согласно ст. 6.4. названного Закона, ведётся регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в котором указано: 1. В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. В Порядке ведения регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, указано: информационное взаимодействие Пенсионного фонда Российской Федерации с Фондом социального страхования Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с заключенными между ними соглашениями. Это означает, что он как ветеран боевых действий, имеющий право на получение государственной социальной помощи не должен быть забыт или ему не хватило денег для оказания социальной помощи. При таких обстоятельствах, полагает, ему незаконно и необоснованно отказали в предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение. Денежную компенсацию за набор социальных услуг, он не получил, надеясь получить путёвку на санаторно-курортное лечение, и путёвку на санаторно-курортное лечение, ему тоже не выдали. Предоставить путёвку на санаторно-курортное лечение за 2010 год ответчик отказывается. Полагает, его право на получение набора социальных услуг, куда входит и предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение, гарантированных ему государством, нарушено. Отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа ему в предоставлении набора социальных услуг. Ему должна быть предоставлена путёвка на санаторно-курортное лечение за 2010 год, или выплачена денежная компенсация в размере стоимости путёвки. Иное расценивалось бы как грубое нарушение прав ветеранов гарантированных Законом. В связи с чем, просит суд, признать его право на получение бесплатной путёвки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, и обязать ответчика предоставить ему путёвку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. В судебном заседании истец Курдус А.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Дополнительно истец пояснил, что с заявлением о выдаче ему путевки за 2010 год он обратился 03.12.2010г, предоставив в филиал № ФСС справку, установленного образца о наличии медицинских показаний, до этого 12.11.2010 года он обращался к ответчику за получением путевки без предоставления справки. Он был поставлен в очередь, но в 2010 году ему путевку за 2010 год не предоставили, мотивируя нехваткой путевок. Он не отрицает, что в июле - августе 2010 года ему филиалом № ГУФСС РФ по СК выделялась санаторно-курортная путевка, и ею он воспользовался, однако эта путевка была за 2009 год, а он имеет право на получение путевки за 2010 году. В связи с чем, просит суд, его требования удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика - Государственного учреждения Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Куцева С.Н., действующий на основании доверенности, требования истца Курдус А.П. не признала. По существу пояснила, что Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по существу искового заявления Курдус А.П. выражает своё несогласие по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданами государственной социальной помощи в виде социальных услуг, в том числе на санаторно-курортное лечение, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг утверждены постановлением Правительства от 29.12.2004 года №864. Для осуществления этих целей Фонду социального страхования Российской Федерации ежегодно из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий календарный год, следовательно затраты, связанные с предоставлением гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Положениями пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 28.11.2009 года № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, установлено, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели. Фонд имеет возможность распределять по региональным отделениям средства на обеспечение отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий календарный год. В соответствии с пунктом 19 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства средства, переданные Фонду на очередной финансовый год, на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение, распределяются по исполнительным органам Фонда. Средства федерального бюджета, направленные на закупку путевок, согласно государственным контрактам, распределяются строго пропорционально количеству льготных категорий граждан, проживающих на определенной территории. Исполнительные органы Фонда на перечисленные им средства на основание заключаемых государственных контрактов производят закупку путевок и впоследствии осуществляют их выдачу гражданам. Таким образом, непосредственную выдачу путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан осуществляют исполнительные органы Фонда (региональные отделения Фонда и созданные ими филиалы). Федеральный закон «О государственной социальной помощи» не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, т.е. период с 1 января по 31 декабря (пункт 2 статьи 6.3 Федерального Закона «О государственной социальной помощи»). Формирование списка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг на будущий год, происходит до 1 октября текущего года, т.е. гражданам предоставлена возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату, для этого они должны обратиться с заявлением в отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства до 1 октября текущего года. Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, направлена на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи, эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и обусловлена необходимостью планирования мероприятий, связанных с предоставлением государственной социальной помощи. Согласно статье 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний. Исполнительные органы Фонда при выделение санаторно-курортной путевки руководствуются справкой по форме № 070/у-04, подтверждающей нуждаемость в санаторно-курортном лечении. В соответствии с пунктом 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2006 года № 256, срок действия справки для получения путевки по форме № 070/у-04 шесть месяцев. В целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг, в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, заявления граждан -получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения, удовлетворялись филиалом № отделения Фонда с учетом даты их подачи. По информации филиала № отделения Фонда Курдус А.П. обратился в филиал № отделения Фонда 3.12.2010 года и представил справку по форме №/у-04, действовавшую на момент подачи заявления. На основании заявления Курдус А.П. был поставлен на очередь, на получение санаторно-курортной путевки, по состоянию на 3.12.2010 года, его очередь по <адрес> №. Филиалом № отделения Фонда в 2010 году было получено и выдано 317 путевок на санаторно-курортное лечение на сумму 5566533 рублей, с учётом того, что в 2010 году реализовали право на санаторно-курортное лечение граждане - получатели набора социальных услуг, по заявлениям о предоставлении санаторно-курортного лечения, поданным и поставленным на очередь в 2009 году, включая очерёдность <адрес>ов. Поскольку, объем средств федерального бюджета, выделенных на оплату путевок льготным категориям граждан в 2010 году, был использован полностью. Санаторно-курортное лечение Курдус А.П. получит в 2011 году, по мере поступления санаторно-курортных путёвок. В связи с чем, считает, что исковые требования Курдус А.П. не подлежат удовлетворению. Суд, выслушав истца Курдус А.П., представителя ответчика Куцеву С.Н., исследовав доказательства, предоставленные сторонами, пришёл к следующему. Курдус А.П. обратился с иском, в котором указал, что он является ветераном боевых действий, это обстоятельство стороной ответчика не оспаривается и подтверждается документально свидетельством серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ на имя истца. л.д.9. Согласно Закону «О ветеранах», Курдус А.П. имеет право на получение социальных льгот и гарантий, в том числе: бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; бесплатный проезд ветеранов боевых действий на всех видах городского пассажирского транспорта в любом городе независимо от места их жительства; при наличие медицинских показаний первоочередное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации. Согласно ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Курдус А.П. по его выбору в 2010 году предоставлен набор оплачиваемых социальных услуг. Это обстоятельство подтверждается сообщением ГУ УПФФ по <адрес> от 29.06.2011 г. В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 указанного Федерального закона набора социальных услуг, в которую входит и истец Курдус А.П., включаются: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличие медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Согласно ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 6.3, указанного ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина. Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 №328 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок). На момент обращения Курдус А.П. (03.12.2010 года) вышеуказанный Порядок действовал в редакции приказов Минздравсоцразвития РФ от 05.09.2005 N 547, от 07.10.2005 N 623, от 13.06.2006 N 477, от 18.09.2006 N 666, от 01.06.2007 N 387, от 21.03.2008 N 134н, от 15.06.2009 N 309н, от 17.12.2009 N 993н, от 24.05.2010 N 382н. Согласно п. 1.9 Порядка, периодом предоставления гражданам набора социальных услуг (социальной услуги) является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение набора социальных услуг (социальной услуги), периодом предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги) является период с даты приобретения гражданином права на получение набора социальных услуг (социальной услуги) до 31 декабря текущего года. Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. №256. Согласно п. 3.7. Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - исполнительные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Согласно п. 3.8. Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что истец Курдус А.П., являясь лицом, имеющим право на набор социальных услуг, включая и право на предоставление, при наличие медицинских показаний, путевки на санаторно-курортное лечение, своё право мог реализовать в установленном Порядке. В судебном заседании установлено, что Курдус А.П. 03.12.2010 года обратился в ГУ Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в лице филиала № с заявлением о предоставлении ему санаторно-курортной путевки, предоставив справку, установленной формы №/у-04, при этом истец не отрицал в судебном заседании, что 12.11.2010 года он обращался с заявлением к ответчику, не предоставляя такую справку. Из чего следует, что Курдус А.П. обратился с заявлением по истечению срока, установленного п. 3.7 Порядка (1 декабря текущего года), для предоставления ему путевки. Несмотря на это, Курдус А.П. был поставлен в очередь на предоставлением ему путевки под №289, что подтверждается копией журнала регистрации за 2010 год. При этом ему было разъяснено, что путевок в наличии не имеется, что подтверждается резолюцией на его заявлении от 03.12.2010 года. л.д. 23 Таким образом, ответчик исполнил требования п. 3.8 Порядка - сообщив Курдус А.П. о невозможности предоставления санаторно-курортной путевки. Между тем, согласно ч. 2 ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ и п. 1.9. Порядка, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Из чего следует, что 31.12.2010 года истек, установленный законом срок, для предоставления Курдус А.П. набора социальных услуг за 2010 год, включая и предоставление санаторно-курортной путевки. Однако суд не усматривает в этом нарушение прав истца Курдус А.П. по следующим основаниям. В судебном заседании из представленных ответчиком письменных доказательств установлено, что Курдус А.П. в 2010 году фактически реализовал своё право на получение социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки. Так согласно расходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, филиалом № ГУ Ставропольского регионального отделения ФСС РФ Курдус А.П. была выдана накладная № от ДД.ММ.ГГГГ на получение санаторно-курортной путевки в санаторий «<данные изъяты>» <адрес>, стоимостью <данные изъяты>. Согласно отрывному талону к санаторно-курортной путевке, Курдус А.П. в период с 25.07.2010 года по 14.08.2010 года находился на лечение в указанном санатории, это обстоятельство сам истец не отрицает. Доводы истца, что отдых в санатории в период с 25.07.2010 года по 14.08.2010 года относится к получению социальной услуги за 2009 год, суд находит необоснованными, поскольку, как указано выше, законом установлено, что периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год, то есть, получив санаторно-курортную путевку в 2010 году, Курдус А.П. использовал своё право, а государство в лице ГУ Ставропольского регионального отделения ФСС РФ обеспечило ему это право. При этом суд исходит из того, что ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ не предусматривает перенос на последующий период предоставления неполученной социальной услуги в виде предоставления санаторно-курортной путевки, если возможность предоставления такой услуги отсутствовала в течение текущего период его предоставления. Доводы истца, что он каждый год при выборе набора социальных услуг, имеет право на предоставление ему в виде санаторно-курортной путевки, суд находит также необоснованными, поскольку Федеральный закон «О государственной социальной помощи» не содержит гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг - календарный год, то есть, с 1 января по 31 декабря. В этой связи суд находит обоснованными возражения представителя ответчика, что на основании пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 28.11.2009 года № 292-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 08.12.2010 года № 334-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, установлено, что Фонд осуществляет финансовое обеспечение стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели. Фонд имеет возможность распределять по региональным отделениям средства на обеспечение отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на соответствующий календарный год. С учетом изложенного, суд находит требования истца Курдус А.П. необоснованными, в связи с чем, полностью отказывает в их удовлетворении. Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Отказать Курдус А.П. в удовлетворении требований к Ставропольскому региональному отделению Фонду социального страхования РФ: о признании права на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году и об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Пронькин В.А.