РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июля 2011 года город Буденновск Буденновский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего Пронькина В.А. при секретаре судебного заседания Ткаченко О.Н. с участием представителя Буденновского межрайпрокурора - старшего помощника Буденновского межрайпрокурора Лавровой Т.Э., представителей ответчика - администрации Буденновского муниципального района, Ставропольского края - Докшиной Н.А. и Канищева С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Буденновского межрайпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц Буденновского муниципального района, Ставропольского края к администрации Буденновского муниципального района, Ставропольского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер, направленных на осуществление мероприятий по защите населения и территорий в целях противодействию терроризму и от чрезвычайных ситуаций в пределах Буденновского муниципального района, УСТАНОВИЛ: Буденновский межрайпрокурор 16.06.2011г. обратился в суд с иском, в котором указал, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Закон №131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах поселения относятся к вопросам местного значения поселений. На территории <адрес>ённовска, а именно на привокзальной площади <адрес>ённовска, расположенной по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов, администрацией Буденновского муниципального района (далее Администрация) организован конечный остановочный пункт по обслуживанию населения пассажирскими перевозками между поселениями в границах Буденновского муниципального района. От территории указанного остановочного пункта ежедневно в различные направления Буденновского района отправляются 28 автобусов. Указанная территория является местом массового скопления людей, так как отсюда ежедневно выезжают в различные направления Буденновского района и за его пределы более 100 граждан в сутки. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Закон №259-ФЗ), Правительство Российской Федерации постановлением от 14.02.2009 №112 утвердило Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В силу п. 18 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. «а», «г», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ установлено, что в числе других, к вопросам местного значения поселения относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (п. 11 ст. 2 Закона № 259-ФЗ) В нарушение указанных требований закона по организованным Администрацией маршрутам транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на конечном остановочном пункте, расположенном на привокзальной площади г. Будённовска, отсутствует обустроенный остановочный пункт с расписанием движения автобусов и указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. Так, согласно п. 1 договору на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным маршрутам Буденновского муниципального района от 03.08.2010 №8, заключенному между Администрацией и индивидуальным предпринимателем ЗНГ (далее Договор), Договор заключен с Перевозчиком (ЗНГ) на право осуществления пассажирских перевозок по пригородным внутрирайонным маршрутам Буденновского района. В соответствии с п. 1.2. Договора, руководствуясь Правилами организации транспортного обслуживания населения регулярными перевозками на территории Буденновского муниципального района, утверждёнными постановлением Администрации от 04.12.2009 №413, Администрация поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам: №108 «Будённовск (вокзал) - Преображенское - Херсонское - Томузловское»; №118 «Будённовск (вокзал) - Опытная станция - ПМК 17», № 118 (А) «8 микрорайон -Вокзал-ПМК 17». При этом согласно п.п. 2.2.1.-2.2.2. Договора, Администрация обязуется принимать решения по вопросу открытия или закрытия пригородных внутрирайонных автобусных маршрутов, обеспечивать содержание и обустройства остановочных пунктов и иных объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, в том числе с учётом требований постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112. Согласно расписанию движения на пригородный маршрут № 118 «Вокзал - Опытная станция», разработанного индивидуальным предпринимателем Забазновой Н.Г. и согласованного с Администрацией, контрольным пунктом отправки автотранспорта (конечным остановочным пунктом) по указанному маршруту является «Вокзал». Вместе с тем, отправление автобусов происходит с привокзальной площади г. Будённовска, расположенной по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов, не оборудованной автопавильоном. В силу п. 4 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с пп. 6.1, 7 ч. 1 ст. 15 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района; участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае Их возникновения, проводятся заблаговременно. Осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. В ходе прокурорской проверки установлено, что конечный остановочный пункт по обслуживанию населения пассажирскими перевозками между поселениями в границах Буденновского муниципального района, расположенный по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов г. Будённовска, Администрацией не обустроен, а именно на нем отсутствует крытый павильон, с размещением необходимых технических средств, в целях безопасности данного объекта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного характера. В нарушение п.п. 9.8 решения очередного заседания антитеррористической комиссии Ставропольского края от 15.02.2011г., Администрацией до настоящего времени вопрос о принятии правового акта о запрете парковок автотранспорта на Привокзальной площади г. Будённовска не проработан (срок исполнения 15.05.2011). Требования о принятии конкретных мер направленных на принятие дополнительных мер по предупреждению преступлений террористического характера, а также устранению условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуации, в том числе дополнительного финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности на привокзальной площади города Буденновска излагались в представлении Буденновского межрайонного прокурора вносимого главе Администрации 07.05.2010. В ответе на представление Буденновского межрайонного прокурора от 10.06.2010 Администрацией сообщается, что вопрос об обустройстве конечной остановки на привокзальной площади г. Будённовска Администрацией будет рассмотрен при формировании бюджета на 2011 год и выявленные нарушения будут устранены. Однако до настоящего времени конкретных мер, направленных на обустройство вышеуказанного конечного остановочного пункта с учетом вышеуказанных требований, главой Администрации не принимается. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Бездействие главы Администрации, не обеспечившего выполнение мер по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций при осуществлении пассажирских перевозок между поселениями в границах Буденновского муниципального района, непринятие мер, направленных на обустройство конечного остановочного пункта на привокзальной площади с учётом сохраняющейся угрозы проведения террористических актов, свидетельствуют о неисполнении главой законодательства об экстремизме, терроризме и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Буденновского муниципального района, что в итоге приводит к угрозе жизни и здоровья граждан и причинению значительного имущественного ущерба. На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 45, ст.ст. 206, 254, 255, 258 ГПК РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд: - признать незаконным бездействие главы администрации Буденновского - обязать главу администрации Буденновского муниципального района в 08.07.2011г. Буденновский межрайпрокурор обратился в суд с уточненным иском, в котором указал следующее. Изначально в исковом заявлении Будённовского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц Будённовского муниципального района было заявлено требование о признании незаконным бездействия главы Будённовского муниципального района в части непринятия мер, направленных на осуществление мероприятий по защите населения и территорий в целях противодействия терроризму и от чрезвычайных ситуаций в пределах Будённовского муниципального района с возложением на него обязанности в срок до 01.10.2011 обеспечить организацию пассажирских перевозок с использованием привокзальной площади г. Будённовска по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов в качестве конечного остановочного пункта, путём обустройства на нем крытого автопавильона с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Реализуя предоставленное ст. 39 ГПК РФ право на уточнение исковых требований, а также руководствуясь п. 1 ст. 45, ст.ст. 206, 254, 255, 258 ГПК РФ, п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд, признать незаконным бездействие администрации Будённовского муниципального района в части непринятия мер, направленных на осуществление мероприятий по защите населения и территорий в целях противодействия терроризму и от чрезвычайных ситуаций в пределах Будённовского муниципального района; обязать администрацию Будённовского муниципального района в срок до 01.10.2011 обеспечить организацию пассажирских перевозок с использованием при вокзальной площади г. Будённовска по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов в качестве конечного остановочного пункта, путём обустройства на нем крытого автопавильона с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В судебном заседании представитель представителя Буденновского межрайпрокурора - старший помощник прокурора Лаврова Т.Э. исковые требования в уточненном виде и их обоснование поддержала в полном объеме, уточнив, что прокурор по первому пункту требования просит суд, признать незаконным бездействие администрации Будённовского муниципального района в части непринятия мер, направленных на осуществление мероприятий по защите населения и территорий в целях противодействия терроризму и от чрезвычайных ситуаций в пределах Будённовского муниципального района, касающиеся не обустройства конечного остановочного пункта, расположенного по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов, крытым автопавильоном с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Просит удовлетворить требования прокурора с учетом уточнения. Представители ответчика Докшина Н.А. и Канищев С.С. требования прокурора в измененном виде не признали. При этом оба представителя ответчика пояснили, что не оспаривают, изложенные в иске прокурора обстоятельства, а именно, что на площади по смежеству с автовокзалом и ЖД вокзалом г. Буденновска администрацией Буденновского муниципального района на протяжении нескольких лет организован конечный остановочный пункт автобусных маршрутов по обслуживанию населения пассажирскими перевозками между поселениями в границах Буденновского муниципального района. От территории указанного остановочного пункта ежедневно в различные направления Буденновского района отправляются множество автобусов. Указанная территория является местом массового скопления людей, выезжающих в различные направления Буденновского района и за его пределы более 100 граждан в сутки. При этом конечный остановочный пункт не оборудован в соответствии с требованиями законодательства автопавильоном с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. После внесения прокурором представления от 12.05.2010 года, администрацией приняты все меры к устранению нарушений, в частности, утверждена схема земельного участка, конечного остановочного пункта, где будет до конца октября 2011года оборудована остановка. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствие с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Закон №131-ФЗ) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах поселения относятся к вопросам местного значения поселений. На территории г. Будённовска, а именно на привокзальной площади г. Будённовска, расположенной по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов, администрацией Буденновского муниципального района организован конечный остановочный пункт по обслуживанию населения пассажирскими перевозками между поселениями в границах Буденновского муниципального района. При этом от территории указанного остановочного пункта ежедневно в различные направления Буденновского района отправляются около 28 единиц автобусов, то есть, указанная территория является местом массового скопления людей (более 100 человек в сутки), ежедневно выезжающих в различные направления Буденновского района и приезжающих. Эти обстоятельства представители ответчика не оспаривают, в связи с чем, суд находит их доказанными. Между Администрацией и предпринимателем ЗНГ (Перевозчик) 03.08.2010 года заключен договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным маршрутам Буденновского муниципального района. В соответствии с п. 1.2. Договора, Администрация поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства осуществлять перевозку пассажиров по маршрутам: №108 «Будённовск (вокзал) - Преображенское - Херсонское - Томузловское»; №118 «Будённовск (вокзал) - Опытная станция - ПМК 17», №118 (А) «8 микрорайон - Вокзал - ПМК 17». При этом согласно п.п. 2.2.1.-2.2.2. Договора Администрация обязуется принимать решения по вопросу открытия или закрытия пригородных внутрирайонных автобусных маршрутов, обеспечивать содержание и обустройства остановочных пунктов и иных объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, в том числе с учётом требований постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 №112. Согласно расписанию движения на пригородный маршрут №118 «Вокзал - Опытная станция», разработанного индивидуальным предпринимателем Забазновой Н.Г. и согласованного с Администрацией, контрольным пунктом отправки автотранспорта (конечным остановочным пунктом) по указанному маршруту является «Вокзал». Однако отправление автобусов с конечного остановочного пункта происходит с привокзальной площади г. Будённовска, не оборудованной автопавильоном. Это обстоятельство в судебном заседании не отрицали представители ответчика. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее Закон №259-ФЗ), Правительство Российской Федерации постановлением от 14.02.2009 №112 утвердило Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В силу п. 18 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, остановочные пункты, из которых осуществляется отправление более чем 100 пассажиров в сутки, за исключением остановочных пунктов, расположенных на территории автовокзалов, обустраиваются защитными средствами от атмосферных осадков. Согласно п. 11 ст. 2 Закона № 259-ФЗ, остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств. Согласно пунктам 8, 23 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, в число других вопросов местного значения поселения, относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно п.п. «а», «г», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В нарушение указанных требований закона по организованным Администрацией маршрутам транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района на конечном остановочном пункте, расположенном на привокзальной площади г. Будённовска, отсутствует обустроенный остановочный пункт с расписанием движения автобусов и указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. Между тем, в силу п. 4 ст. 3, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма. Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с пп. 6.1, 7 ч. 1 ст. 15 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района; участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае Их возникновения, проводятся заблаговременно. Осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Вышеуказанные факты нарушений были выявлены в ходе прокурорской проверки, проведенной сотрудниками Буденновской межрайпрокуратуры. По результатам проверки 12.05.2010 года и.о. Буденновского межрайпрокурора было внесено представления в адрес и.о. главы администрации Буденновского муниципального района, от которого потребовано принятие конкретным мер, направленных на устранение выявленных нарушений. л.д. 6 В ответе на представление прокурора и.о. главы Буденновского муниципального района от 10.06.2010 г. указал, что вопрос по обустройству конечной остановки г. Буденновска защитными средствами от атмосферных осадков и указателями, определяющими место остановки транспортных средств, а также камерами видеонаблюдения, администрацией будет рассмотрен при формировании бюджета на 2001 год. л.д. 13 Однако, как установлено в судебном заседании, до настоящего времени, вышеуказанные нарушения закона, касающиеся обустройства конечного остановочного пункта, не устранены. Ссылку представителей ответчика, что администрацией принимаются все меры, направленные на устранение недостатков, суд находит неубедительными, поскольку несоблюдение требований закона в части не обустройства конечного остановочного пункта, имели место на протяжении длительного времени (нескольких лет), что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика. Об этом же (о незаконном бездействии ответчика) свидетельствует и тот факт, что Администрация стала предпринимать конкретные действия, в частности, приняла постановление от 14.06.2011г. об утверждении схемы земельного участка, где планируется соорудить обустроенный конечный остановочный пункт, спустя, более чем 1 год после внесенного прокурором 12.05.2010 года представления об устранении недостатков. Несмотря на столь очевидные нарушения требований законодательства, все это время территории привокзальной площади г. Будённовска, расположенная по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов, продолжает использоваться по согласованию с администрацией Буденновского муниципального района в качестве конечного остановочного пункта по обслуживанию населения пассажирскими перевозками между поселениями в границах Буденновского муниципального района. Незаконное бездействие ответчика, безусловно, снижает степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от террористических актов и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этой связи, суд полагает, что требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку они обоснованны, и направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, которые вправе рассчитывать на обеспечение со стороны администрации Буденновского муниципального района, в пределах её компетенции, на обеспечение безопасности при нахождении их на конечном остановочном пункте. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Требования Буденновского межрайпрокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Будённовского муниципального района, Ставропольского края в части непринятия мер, направленных на осуществление мероприятий по защите населения и территорий в целях противодействия терроризму и от чрезвычайных ситуаций в пределах Будённовского муниципального района, касающиеся не обустройства на при вокзальной площади г. Будённовска по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов конечного остановочного пункта, крытым автопавильоном с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Обязать администрацию Будённовского муниципального района, Ставропольского края в срок до 01.10.2011 обеспечить организацию пассажирских перевозок с использованием при вокзальной площади г. Будённовска по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов в качестве конечного остановочного пункта, путём обустройства на нем крытого автопавильона с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме. Судья Пронькин В.А.
муниципального района в части непринятия мер, направленных на осуществление мероприятий по защите населения и территорий в целях противодействия терроризму и от чрезвычайных ситуаций в пределах Буденновского муниципального района.
срок до 01.10.2011 обеспечить организацию пассажирских перевозок с использованием привокзальной площади г. Будённовска по смежеству с территориями железнодорожного и автобусного автовокзалов в качестве конечного остановочного пункта, путём обустройства на нем крытого автопавильона с установкой технических средств, увеличивающих степень защищённости территории указанного конечного остановочного пункта от актов незаконного вмешательства и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.