гражданское дело № 2-1010/11 по заявлению Науменко Т.И. к администрации г. Буденновска об обжаловании бездействия органа местного самоуправления



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 августа 2011 года г. Будённовск

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:

судьи Лизак А.А.,

с участием представителя заявителя Науменко Т.И. – Булавина О.Н., действующего на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя администрации г. Будённовска – Пугачёвой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Шишкиной Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Науменко Т.И. к администрации г. Будённовска об обжаловании бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Науменко Т.И. обратилась в Будённовский городской суд с заявлением в котором указала, что постановлением администрации г. Будённовска № 231-п от 12 июля 2011 года запрещено купание на водных объектах, расположенных в границах г. Будённовска.

Согласно пп. 15 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. Согласно ст. 1 вышеназванного Закона органы местного самоуправления должны решать вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и других местных традиций.

Многие поселения и рады бы устроить такое место массового отдыха для своего населения как пляж, да водоема нет. Природа наградила жителей города Будённовска озером Буйвола. Ещё не так давно было хорошей традицией для жителей города проводить свой летний отдых купаясь и загорая на пляже озера Буйвола в районе 1-го микрорайона, он был оборудован навесами, кабинками для переодевания, работала лодочная и спасательная станции, ходил общественный транспорт и т.п. Был обустроенный пляж и в 8 микрорайоне города. Теперь же всё разрушено, растащено и пришло в упадок. Нынешняя администрация ничего не делает для обустройства такого необходимого для жителей города места массового отдыха как пляж. Но жители и особенно дети всё равно купаются в неорганизованных местах, рискуя своим здоровьем, а то и жизнью. У неё сердце кровью обливается, когда она видит купающихся детей на мосту через канал в районе «прасковейского моста» на выезде из города. Жители города знают, сколько там было несчастных случаев, дети и тонули и попадали под машины. Она думает, что если бы в городе был обустроенный пляж, они бы безопасно купались там.

Вынося постановление о запрете купания не по предписанию Роспотребнадзора, а «в связи с тем, что на территории города Буденновска нет организованных мест массового отдыха людей на водных объектах», администрация тем самым расписывается в своем бездействии. В номере газеты «Буденновск сегодня» от 19.07.2011 г., где было опубликовано постановление, опубликовано также решение Думы города о проекте решения «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Буденновска на 2011-2015 годы». Такой статьи расходов как обустройство городского пляжа в ней нет. Город умирает, пустеет, парки и скверы отдаются под застройку. Город стал непривлекателен для жизни и отдыха, отсутствие оборудованного городского пляжа одна из причин этого.

В связи с этим, Науменко Т.И. просит суд признать незаконным бездействие администрации города Буденновска, выразившееся в непринятии мер по обустройству места массового отдыха населения – городского пляжа на озере Буйвола. Обязать администрацию города Будённовска в полном объёме устранить допущенное нарушение прав граждан.

Заявитель Науменко Т.И. в судебное заседание не явилась, её интересы по доверенности представляет Булавин О.Н.

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие неявившегося заявителя, в связи с чем суд, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Науменко Т.И.

В судебном заседании представитель заявителя Булавин О.Н. доводы заявления поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, указанным в нём. Кроме того, отвечая на вопросы суда он пояснил, что Науменко Т.И. не обжалует само постановление администрации г. Будённовска № 231-п от 12.07.2011 года, а просит признать незаконным именно бездействие администрации связанно с непринятием мер по обустройству городского пляжа. При этом Науменко Т.И. выступает от своего имени и в своих интересах, поскольку лично она заинтересована в организации пляжа и хочет купаться в озере.

Представитель администрации г. Будённовска Пугачёва О.В. просила суд отказать в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В соответствии со статьей ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Статьёй 27 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Также в Постановлении Правительства Ставропольского края от 26.06.2006 г. № 98-п «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ставропольском крае» содержится норма в соответствии с которой на водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, с обязательным оповещением о них населения органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, аншлагов, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, или иными способами доведения информации.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочиях органов местного поселения находится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На основании данной статьи органы местного самоуправления могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купания, использования технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопоя скота.

При наложении подобных запретов нередко руководствуются большой антропогенной нагрузкой на водотоки и водоемы (пусть даже рекреационной), вследствие чего (в том числе из-за заражения болезнетворными бактериями или загрязнения химическими веществами) вода может стать непригодной для питания. Указанный запрет нацелен на предотвращение вреда здоровью населения или домашних животных, а в ряде случаев (запрет на использование технических средств) - на сокращение антропогенной нагрузки на водоем или водоток.

Так в соответствии с письмом федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека озеро Буйвола в настоящий момент не пригодно для использования в рекреационных целях (для купания).

В данных целях опубликовано постановление администрации города Буденновска.

Что касается вопроса местного значения «создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха жителей» то можно сказать следующее. Законодательством на сегодняшний день не определено понятие «Места массового отдыха», органы местного самоуправления не наделены также правом определять такие места.

Учитывая, что озеро Буйвола на сегодняшний день не пригодно для купания, место для отдыха не может быть организовано в целях безопасности самих граждан.

Таким образом, нельзя расценить установленный запрет на купание в озере Буйвола как бездействие органов местного самоуправления.

Выслушав представителя заявителя Булавина О.Н., представителя администрации г.Будённовска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как следует из заявления Науменко Т.И. она обжалует бездействие органа местного самоуправления – администрации г. Будённовска – связанное с непринятием мер по обустройству места массового отдыха населения, а именно городского пляжа на озере Буйвола.

В соответствии со статьей ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Согласно положениям частей 1 и 2 ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Таким образом, озеро Буйвола не может являться собственностью администрации г.Будённовска, а следовательно данное муниципальное образование не вправе самостоятельно решать вопрос о размещении на озере рекреационной зоны.

Статьёй 27 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относится предоставление гражданам информации об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований.

Также в Постановлении Правительства Ставропольского края от 26.06.2006 г. № 98-п «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ставропольском крае» содержится норма в соответствии с которой на водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, с обязательным оповещением о них населения органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, аншлагов, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов, или иными способами доведения информации.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полномочиях органов местного поселения находится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На основании данной статьи органы местного самоуправления могут запретить забор воды для питьевого водоснабжения, купания, использования технических средств рекреационного назначения (маломерные суда и водные мотоциклы), водопоя скота.

В соответствии с представленным письмом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 05.08.2011 г. № 1516 озеро Буйвола в настоящий момент не пригодно для использования в рекреационных целях (для купания) в связи превышением гигиенических нормативов.

Учитывая, что озеро Буйвола на сегодняшний день не пригодно для купания, место для отдыха не может быть организовано в целях безопасности самих граждан, в том числе и заявителя Науменко Т.И.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявления Науменко Т.И. о признании незаконным бездействия администрации г. Будённовска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Науменко Т.И. о признании незаконным бездействия администрации города Будённовска в части непринятия мер по обустройству места массового отдыха населения – городского пляжа на озере Буйвола и обязании администрации г. Будённовска в полном объёме устранить допущенное нарушение прав граждан – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Будённовский городской суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья А.А. Лизак

-32300: transport error - HTTP status code was not 200