дело № Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Буденновск 10 октября 2011 года Судья Буденновского городского суда Ставропольского края Озеров В.Н., при секретаре Мальцева Н.А., с участием помощника прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры Болговой Е.А., представителей ответчика - администрации <адрес> Пугачевой О.В., Соколова А.Н., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Буденновского муниципального района Докшиной Н.А., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Волковой С.Б., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Северо-Кавказского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по <адрес> Агаекян М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры к администрации <адрес> об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозных вещей гидротехнических сооружений не имеющих собственников, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Буденновской межрайонной прокуратуры обратился в Буденновский городской суд с исковым заявлением к администрации <адрес> об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозных вещей гидротехнических сооружений не имеющих собственников. В обосновании своих требований истец указывает, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы); устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. На территории муниципального образования <адрес>ённовска имеются ГТС - водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола. Указанная плотина построена в 0,5 км от устья <адрес> - левобережного притока <адрес>, впадающего на 301 км от устья. Плотина земляная, протяженностью 1 320 м, ширина по гребню 20 м, высота до 4 м, мокрый откос облицован железобетонными плитами. Водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола предназначены для защиты от затопления паводковыми водами, в том числе федеральной трассы Кочубей-Зеленокумск, очистных сооружений ливневой канализации микрорайона «Северный» <адрес>ённовска, подводящего газопровода среднего давления от ГРС до ГРП-1 <адрес>ённовск и других объектов, расположенных в непосредственной близости. Прокурорской проверкой, проведенной с привлечением специалиста Юго-Восточного отдела Средне-Кавказского управления Ростехнадзора государственного инспектора Стеблина Д.В. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственники указанных ГТС не определены, на водосбросном сооружении отсутствует один из двух плоских гидромеханических затворов, отсутствуют винты с редукторами на гидромеханическом оборудовании, коллектор аварийного сбросного сооружения заилен и зарос сорной растительностью, железобетонные конструкции быстротока имеют разрушения, частично разрушена бетонная облицовка мокрого откоса плотины, имеются пустоты под бетоном, местами оголена арматура железобетонных плит. Таким образом, названные ГТС не подготовлены к эксплуатации при массовом единовременном выпадении осадков, в связи с чем, возникает угроза подтопления. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. «а, г», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что безопасность гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований обеспечивающих непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений, осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в числе других, к вопросам местного значения поселения относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ч. 2 ст. 50 Закона № 131-ФЗ установлено, что в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что указанные гидротехнические сооружения, выполняющие функции по защите муниципального образования <адрес> от паводковых вод, являются бесхозяйным, на балансе в администрации муниципального образования <адрес> не состоят. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанные объекты, отсутствуют. Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, дают положения ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Статус указанных ГТС как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей. Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580 установлено, что территориальные органы Федеральной регистрационной службы осуществляют принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого существа в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Непринятие мер главой администрации <адрес>, направленных на восстановление, а именно обеспечение достаточного финансирование мероприятий направленных на организацию защиты населения и территории муниципальных образования от чрезвычайных ситуаций природного характера и определении собственника ГТС, свидетельствуют о неисполнении им законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера территории муниципального образования <адрес>. Бездействие главы администрации <адрес>ённовска по непринятию вышеуказанных мер способствуют тому, что при массовом единовременном выпадении водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола не обеспечат предотвращение возникновения угрозы разрушения моста и нарушения движения по федеральной трассе Кочубей - Зеленокумск, а также может привести к затоплению высоковольтных линий ВЛ-10 кВ № МУП <адрес>ённовска «Горэлектросеть», подводящего газопровода среднего давления от ГРС до ГРП-1 <адрес>ённовска и очистных сооружений канализации микрорайона «Северный» <адрес>ённовска, что подтверждается актом обследования готовности к прохождению паводкогидротехнических сооружении управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Учитывая, что администрацией <адрес> не осуществляется мероприятий, направленных на принятие в муниципальную собственность ГТС, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, тем самым истцом не обеспечиваются безопасность граждан на охрану их жизни и здоровья, права последних на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным Буденновский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие главы администрации <адрес> выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей ГТС не имеющих собственника - водосбросное сооружение и плотину, расположенные на озере Буйвола, находящиеся на территории муниципального образования <адрес> и обязать главу администрации <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о принятии на учет в качестве бесхозяйных вещей ГТС не имеющих собственника - водосбросное сооружение и плотину, расположенные на озере Буйвола, находящиеся на территории муниципального образования <адрес>. В дальнейшем Буденновский межрайонный прокурор уточнил исковые требования и просил признать незаконными бездействия администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозных вещей гидротехнических сооружений не имеющих собственников - дамбы (плотины), длиной 1250 м., шириной по гребню 20 м., высотой до 4 м и гидроподпорных сооружений с решетками (водосбросные сооружения открытого типа с плоским затвором и быстротоком из железобетона пропускной способностью 20 куб. м/с) в количестве 2 штук, расположенных на озере Буйвола на территории муниципального образования <адрес> и обязать администрацию муниципального образования <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозных вещей гидротехнических сооружений не имеющих собственников - дамбы (плотины), длиной 1250 м., шириной по гребню 20 м., высотой до 4 м и гидроподпорных сооружений с решетками (водосбросные сооружения открытого типа с плоским затвором и быстротоком из железобетона пропускной способностью 20 куб. м/с) в количестве 2 штук, расположенных на озере Буйвола на территории муниципального образования <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Болгова Е.А. ранее заявленные исковые требования поддержала полностью, просив суд удовлетворить их. В судебном заседании представители ответчика - администрации <адрес> Пугачева О.В., Соколов А.Н. просили в исковых требованиях Буденновскому межрайонному прокурору отказать и пояснили, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Конкретизируя эти положения, ч. 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Так, по итогам рассмотрения искового заявления Буденновского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> не согласна с требованиями Буденновского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействие главы администрации <адрес> по следующим основаниям. В соответствии с главой 1 Федерального закона № 117-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» указанный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Соответственно, ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», которая устанавливает общие требования к обеспечению безопасности ГТС, также распространяет свое действие только на органы государственной власти, на собственников и эксплуатирующих организации ГТС. На сегодняшний день администрация <адрес> не является органом государственной власти, собственником ГТС, или эксплуатирующей ГТС организацией, соответственно не может отвечать за безопасность ГТС в соответствии с вышеназванным законом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 1997 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений» государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. № 237 при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления и направляет предложения в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. Ссылка на то, что Администрация <адрес> не исполняется Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» также необоснованна, так как положения статьи 12 ГК РФ не предусматривает такого способа защиты прав как постановка на учет имущества органом местного самоуправления. Не содержит указаний на такой способ защиты и иное законодательство. Выбор определенного способа защиты должен преследовать цель не только защиты, но и восстановления нарушенного права. Применение избранного прокурором способа защиты не влечет восстановление нарушенного права, что свидетельствует о его неверном выборе. Избрание способа защиты, не предусмотренного законодательством и не влекущего восстановления нарушенных прав, является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований прокурора. В соответствии со ст.13 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под федеральным государственным надзором в области безопасности гидротехнических сооружений понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, посредством организации и проведения проверок указанных лиц. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля». В соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» проверка осуществляется в определенном порядке, в установленные сроки и с обязательным оповещением проверяемого лица. Таким образом, акт прилагаемый к исковому заявлению должен был направлен собственнику либо эксплуатирующей организации, кроме того указанный акт составлен ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со ст. 256 ГПК РФ при рассмотрении дела возникающим из публичных правоотношений истец вправе обратиться в течение трех месяцев со дня когда стало известно о нарушенных правах. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия). В соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 с п.п. 8, 23 ст. 14 к полномочиям органов местного самоуправления относиться следующее. Согласно п. 8 настоящего ФЗ участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п. 23 настоящего ФЗ организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайного характера» Правительством РФ устанавливается классификация чрезвычайных ситуаций. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. - чрезвычайной ситуацией, где затрагивается территория двух и более поселений является чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера. На основании ФЗ - № к полномочиям органов государственной власти СК по предметам совместного ведения с РФ относится предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации последствий. Законом Ставропольского края от 17 августа 2004 г. N 70-кз «Об установлении границы муниципального образования <адрес> края» установлены границы <адрес>, в соответствии со схемой расположения точек границы плотина озера Буйвола находиться на территории двух поселений. Таким образом, учитывая, что плотина озера Буйвола находится в границах двух поселений и защищает от наводнения территории двух поселений, то и полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера относиться к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ. Кроме того в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В соответствии с Законом Ставропольского края от 17 августа 2004 г. № 70-кз «Об установлении границы муниципального образования <адрес> края» и описанию границ муниципального образования ГТС - водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола расположена в границах двух муниципальных образований (<адрес> и <адрес>). В связи с этим правом постановки на учет указанного имущества обладает, и другое муниципальное образование - <адрес>. По правилам п. 3 ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления самостоятельно решает вопрос об обращении в соответствующий регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и также самостоятельно обращается в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на такое имущество. Судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрационный орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, законом не предусмотрен. Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства РФ 17 сентября 2003 г. № 580, где судебный порядок урегулирования спора также не предусмотрен. Согласно п. 3 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. Поскольку в отношении иного имущества, не являющегося муниципальной собственностью, органы местного самоуправления не имеют прав владения, пользования и распоряжения, то на них не может быть возложена обязанность как о постановке на учет так и по обращению этого имущества в свою собственность. Доводы о том, что Администрацией <адрес> бездействие выражается в неполном финансировании мероприятий направленных на организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций также необоснованны. Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесен перечень полномочий, в том числе и «участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения». В бюджете города ежегодно предусматриваются средства для реализации всех, установленных законодательством, полномочий. Тем не менее, объемов доходной части, просчитанной с учетом всех нормативов отчислений от налогов и сборов, крайне недостаточно, чтобы удовлетворить потребности по всем полномочиям поселения в полном объеме. Министерством финансов <адрес> каждый год разрабатываются методические рекомендации по планированию бюджета, в том числе и на период 2011-2013 г.г., где рекомендовано расходы на финансовое обеспечение бюджетных обязательств муниципалитетов планировать с учетом положений Бюджетного послания Президента РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики СК. В частности, в Бюджетном послании Президента РФ на 2011 год говорится, что новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений. При формировании расходов бюджета на 2011-2013 г. предлагалось особое внимание уделить следующим ключевым вопросам, относящимся к ведению муниципалитетов: повышение эффективности социальной защиты населения; оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы. Следует отметить, что доля заработной платы с начислениями работников бюджетной сферы <адрес> занимает свыше тридцати процентов всего бюджета города. К числу первоочередных расходов относятся и расходы по коммунальным услугам бюджетных учреждений, а также жизненно необходимые расходы по отрасли ЖКХ. Все указанные расходы (в том числе и заработная плата) составляют 76 142 000 рублей или свыше восьмидесяти процентов от доходной части бюджета. Кроме того, при планировании бюджета на очередной финансовый год, за базу для формирования расходов принимаются расчетные показатели минимально необходимых расходов, сформированные министерством финансов СК. В бюджете <адрес>ённовска на 2011 г. в разделе 0300 «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», в рамках МЦП «Пожарная безопасность, гражданская оборона и защита населения <адрес> от чрезвычайных ситуаций» предусмотрены расходы в сумме 351000 рублей, в том числе на дополнительные меры по тушению ландшафтных и крупных пожаров в В настоящее время бюджет города является дефицитным и его значение приближается к предельному. Установленные законом расходные полномочия приходится исполнять посредством заимствований денежных средств в коммерческих банках. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на погашение дефицита бюджета привлечено 6,2 млн. рублей заемных средств. Кроме того, практически прекратился выкуп в собственность муниципального имущества и земельных участков, что резко сократило доходы бюджета. На содержание и ремонт ГТС потребуется несколько годовых бюджетов города, так как с ДД.ММ.ГГГГ город наделен статусом поселения и входит в состав муниципального образования <адрес>, с бюджетом 97 600 000 рублей в год. Таким образом, учитывая изложенное, муниципальное образование <адрес> не в силах обеспечить финансирование таких серьезных проблем как содержание плотины, по которой проходит федеральная трасса «Кочубей - Зеленокумск» и находиться 1 водосбросное сооружение, в связи с ограниченностью собственных доходных источников. В связи с вышеизложенным и руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, представители ответчика просят суд отказать Буденновскому межрайонному прокурору в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом представители ответчика не отрицают, что большая протяженность всей дамбы (плотины), а также гидроподпорные сооружения находятся на их территории, в то время как на территории администрации муниципального образования <адрес> находится лишь 50 метров указанной плотины, без каких либо водосбросных сооружений. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Буденновского муниципального района Докшиной Н.А. полагала, что требования прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры не подлежат удовлетворению по основаниям, изложенным представителями ответчика. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Волкова С.Б. полагала необходимым требования прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры удовлетворить. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Северо-Кавказского управления по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора по <адрес> Агаекян М.И. полагала необходимым требования прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры удовлетворить. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования <адрес> в судебное заседание не явился, предоставив суду письменное уведомление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему. Согласно письму и.о. главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение - плотина озера Буйвола, в реестре муниципального имущества не числится. Согласно письму и.о. главы администрации Буденновского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение - плотина озера Буйвола, в реестре муниципального имущества Буденновского муниципального района не числится. Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ, полученному из министерства имущественных отношений <адрес>, дамба, обременяющая часть озера Буйвола длиной 1250 м., гидроподпорные сооружения с решетками в количестве 2 штук, в реестре государственного имущества <адрес> не значатся. Согласно ответу Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) № от ДД.ММ.ГГГГ дамба длиной 1250 м., местонахождение <адрес>, озеро Буйвола, гидроподпорные сооружения с решетками, адрес (местонахождение) <адрес> в реестре федерального имущества не значатся. Таким образом, в судебном заседании установлено, что дамба (плотина), длиной 1250 м., шириной по гребню 20 м., высотой 4 м и гидроподпорные сооружения с решетками (водосбросные сооружения открытого типа с плоским затвором и быстротоком из железобетона пропускной способностью 20 куб. м/с) в количестве 2 штук, расположенные на озере Буйвола на территории муниципального образования <адрес> являются бесхозным имуществом. При этом, установлено, что большая часть данной дамбы (плотины), а также все гидроподпорные сооружения находятся на территории <адрес>, и лишь небольшая часть (50 м.) находится на территории администрации муниципального образования <адрес>. Будучи привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация муниципального образования <адрес> своих прав на находящейся на ее территории участок дамбы (плотины) не заявила. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы; сооружения, предназначенные для защиты от наводнения и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы); устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов. На территории муниципального образования <адрес> имеются ГТС - водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола. Указанная плотина построена в 0,5 км от устья <адрес> - левобережного притока <адрес>, впадающего на 301 км от устья. Плотина земляная, протяженностью 1 250 м, ширина по гребню 20 м, высота до 4 м и имеет и гидроподпорные сооружения с решетками (водосбросные сооружения открытого типа с плоским затвором и быстротоком из железобетона пропускной способностью 20 куб. м/с) в количестве 2 штук. Водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола предназначены для защиты от затопления паводковыми водами, в том числе федеральной трассы Кочубей-Зеленокумск, очистных сооружений ливневой канализации микрорайона «Северный» <адрес> подводящего газопровода среднего давления от ГРС до ГРП-1 <адрес> и других объектов, расположенных в непосредственной близости. Прокурорской проверкой, проведенной с привлечением специалиста Юго-Восточного отдела Средне-Кавказского управления Ростехнадзора государственного инспектора Стеблина Д.В. ДД.ММ.ГГГГ установлено, что собственники указанных ГТС не определены, на водосбросном сооружении отсутствует один из двух плоских гидромеханических затворов, отсутствуют винты с редукторами на гидромеханическом оборудовании, коллектор аварийного сбросного сооружения заилен и зарос сорной растительностью, железобетонные конструкции быстротока имеют разрушения, частично разрушена бетонная облицовка мокрого откоса плотины, имеются пустоты под бетоном, местами оголена арматура железобетонных плит. Таким образом, названные ГТС не подготовлены к эксплуатации при массовом единовременном выпадении осадков, в связи с чем, возникает угроза подтопления. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п.п. «а, г», ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что безопасность гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований обеспечивающих непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений, осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Пунктами 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в числе других, к вопросам местного значения поселения относятся вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. На основании ч. 2 ст. 50 Закона № 131-ФЗ установлено, что в собственности поселений может находится имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения, имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем, указанные гидротехнические сооружения, выполняющие функции по защите муниципального образования <адрес> от паводковых вод, являются бесхозяйным, на балансе в администрации муниципального образования <адрес> не состоят. Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на гидротехническое сооружение, которое не имеет собственника, дают положения ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Статус указанных ГТС как бесхозяйных, являющихся объектами, создающими повышенную опасность для граждан, требует принятия незамедлительных мер по передаче их в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и гибели людей. Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что территориальные органы Федеральной регистрационной службы осуществляют принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого существа в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Непринятие мер главой администрации <адрес>, направленных на восстановление, а именно обеспечение достаточного финансирование мероприятий направленных на организацию защиты населения и территории муниципальных образования от чрезвычайных ситуаций природного характера и определении собственника ГТС, свидетельствуют о неисполнении им законодательства о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера территории муниципального образования <адрес>. Бездействие главы администрации <адрес> по непринятию вышеуказанных мер способствуют тому, что при массовом единовременном выпадении водосбросное сооружение и плотина озера Буйвола не обеспечат предотвращение возникновения угрозы разрушения моста и нарушения движения по федеральной трассе Кочубей - Зеленокумск, а также может привести к затоплению высоковольтных линий ВЛ-10 кВ № МУП <адрес> «Горэлектросеть», подводящего газопровода среднего давления от ГРС до ГРП-1 <адрес> и очистных сооружений канализации микрорайона «Северный» <адрес>, что подтверждается актом обследования готовности к прохождению паводкогидротехнических сооружении управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Доводы ответчиков, что положение ст. 12 ГК РФ не предусматривает такого способа защиты прав как постановка на учет бесхозного имущества, является несостоятельной. Так указанная статья предусматривает и иные способы защиты прав, предусмотренные законом. Нормой такого закона служит ст. 225 ГК РФ предусматривающая возможность постановки органом местного самоуправления имущества на учет в качестве бесхозного. Доводы ответчиков о том, что прокурором пропущен трехмесячный срок для признания незаконным бездействия администрации <адрес> являются также несостоятельными, так как допущенные ответчиком нарушения являются длящимися и на них течение данного срока распространяется лишь с момента, когда данное нарушение прекратилось. Установлено, что выявленные нарушения не прекращены, следовательно, срок для обращения в суд не пропущен. Доводы представителей ответчика, о том, что плотина находится на территории двух муниципальных образований, следовательно она должна ставиться на учет и на нее должно признаваться право собственности за субъектом РФ, также представляется несостоятельной, так как основаны на неправильном применении закона. Так Федеральный закон № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 г., устанавливат, что чрезвычайной ситуацией, где затрагиваются территории двух и более поселений является чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера, предупреждение которых относится к полномочиям органов государственной власти СК. Однако, данные нормативные акты регламентируют компетенцию органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а не порядок постановки на учет бесхозного имущества, в связи с чем не могут применяться к возникшим правоотношениям. Кроме того, по смыслу ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозного, а, следовательно, обязан это сделать. Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ (в редакции от 27.07.2010 г.) «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Отсутствие права собственности на ГТС не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений. Учитывая, что администрацией <адрес> не осуществляется мероприятий, направленных на принятие в муниципальную собственность ГТС расположенного на территории муниципального образования <адрес>, тем самым не обеспечиваются безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, нарушаются права последних на благоприятную окружающую среду, суд считает, что требования прокурора Будённовской межрайонной прокуратуры подлежат удовлетворению в полном объёме. Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Буденновской межрайонной прокуратуры - удовлетворить. Признать незаконными бездействия администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозных вещей гидротехнических сооружений не имеющих собственников - дамбы (плотины), длиной 1250 м., шириной по гребню 20 м., высотой 4 м и гидроподпорных сооружений с решетками (водосбросные сооружения открытого типа с плоским затвором и быстротоком из железобетона пропускной способностью 20 куб. м/с) в количестве 2 штук, расположенных на озере Буйвола на территории муниципального образования <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозных вещей гидротехнических сооружений не имеющих собственников - дамбы (плотины), длиной 1250 м., шириной по гребню 20 м., высотой 4 м и гидроподпорных сооружений с решетками (водосбросные сооружения открытого типа с плоским затвором и быстротоком из железобетона пропускной способностью 20 куб. м/с) в количестве 2 штук, расположенных на озере Буйвола на территории муниципального образования <адрес>. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение 10 дней со дня вынесения его в окончательном виде. Судья Озеров В.Н. Решение составлено в совещательной комнате
городе Будённовске - 70000 рублей, мероприятия по обеспечению мер пожарной безопасности на объектах культуры города - 195700 рублей, мероприятия по гражданской обороне, защите населения и территории городского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - 85300 рублей, в том числе на приобретение средств индивидуальной защиты, средств связи и оповещения, а также их установку и подключение.