решение Буднновского городского суда от 07 апреля 2011 года



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Буденновск 19 апреля 2011 года

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чулкова В.Н.,

при секретаре Ш.Н.А.,

с участием:

истца Лиманского А.С.,

представителя истца Нурбагандова Б.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Кулановой В.С., действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ и Гаранжа Т.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лиманский А.С. к Управлению труда и социальной защиты населения Буденновского муниципального района об индексации ежемесячной денежной компенсации инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Лиманский А.С. обратился в суд, с иском указывая, что он признан инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи радиационным воздействием. Вред его здоровью был причинен в период исполнения им обязанностей воинской службы в период с 04 октября 1986 года по 06 ноября 1986 года, когда он принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением межведомственного экспертного совета от 07 декабря 2000 года была установлена связь общего заболевания с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По справке от ДД.ММ.ГГГГ года ему установлена вторая группа инвалидности, со степенью утраты трудоспособности 70 %. Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района, начиная с декабря 2000 года по настоящее время, производит ему выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. С суммой возмещения вреда здоровью, которая ему выплачивается в настоящее время он не согласен, так как считает её заниженной, вследствие неисполнения предписаний закона об индексации выплачиваемой ему денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Ранее действующее законодательство предусматривало, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные законом выплаты защищались от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты труда. Новая же редакция данной нормы базового закона установила, что государственные пенсии по инвалидности, подлежат повышению исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Поэтому он считает, что индексация ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01 января 2002 года по 31 декабря 2010 года должна производиться на основе величины прожиточного минимума в Ставропольском крае, так как применение указанного критерия индексации наиболее благоприятно для него, чем индексация исходя из уровня инфляции, и должна составлять с 01 января 2011 года в сумме <данные изъяты>. Общая сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, подлежащая оплате за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2010 года составляет <данные изъяты>. С учетом выплаченной суммы, недоплата за указанный период составляет <данные изъяты>. В связи с чем просит: обязать Управление труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района выплачивать ему с 01 января 2011 года за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсации в возмещение вреда в сумме <данные изъяты>, с последующей ее индексацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; взыскать с Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01 января 2011 года в размере <данные изъяты> за счет федеральных средств, а при недостаточности средств взыскание производить за счет казны Российской Федерации; взыскать единовременно с Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района задолженность по суммам в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2010 года с учетом индексации в размере <данные изъяты>, а при недостаточности средств федерального бюджета взыскание производить за счет казны Российской Федерации.

В судебном заседании Лиманский А.С. заявленные требования поддержал по доводам и основаниям искового заявления.

Представитель истца Нурбагандов Б.Г. исковые требования поддержал и суду пояснил, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 12.02.2001 года №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», вступившей в силу с 15 февраля 2001 года Лиманскому А.С. гарантировалась выплата ежемесячной денежной компенсации как инвалиду 2 группы в размере <данные изъяты> рублей. Частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные установленные данным Законом выплаты гражданам защищались от инфляции в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе минимального размера оплаты труда. Новая же редакция данной нормы базового Закона предписывала, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года предусматривала возможность индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда здоровью исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Указанный порядок индексации сохранялся до введения в действие Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона «О социальной защите граждан...» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан» №31-ФЗ от 26.04.2004 года, вступившего в силу 29 мая 2004 года. В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона, в редакции Федерального закона №31-Ф3 от 26.04.2004 года, размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В связи с чем он считает, что Лиманский А.С. имел право на индексацию ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01 января 2002 года по 31 декабря 2004 года на основе величины прожиточного минимума в Ставропольском крае, так как применение указанного критерия индексации наиболее благоприятно для него, чем индексация исходя из уровня инфляции. С учетом предоставленных ими расчетов сумма возмещения вреда здоровью, подлежащая ежемесячной выплате Лиманскому А.С. с 01 января 2011 года должна составлять <данные изъяты>, а общая сумма ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, подлежащая оплате за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2010 года с учетом выплаченных сумм составляет <данные изъяты>

Представитель ответчика Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района Куланова В.С. исковые требования не признала и суду пояснила, что Как инвалид 2 группы Лиманский А.С. с 12 марта 2001 года получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в размере 2500 руб. Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» было установлено, что размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Однако ежегодная величина роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации Правительством Российской Федерации официально не определялась. Раннее на основании решения суда Лиманскому А.С. была выплачена единовременная денежная сумма в размере <данные изъяты>. Поэтому считает, что Лиманский А.С. реализовал свое право на обращение в суд по вопросу индексации сумм в возмещение вреда, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Кроме того с 29 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ, который внес изменения в статью 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которой размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат,
индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время постановлениями Правительства Российской Федерации определен порядок индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда в 2002- 2011 годах.

В связи с чем, с указанной даты, выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда Лиманскому А.С. правомерно производится в размерах, предусмотренных Законом с учетом ежегодной индексации. С января 2011 года размер ежемесячного возмещения для Лиманского А.С. составляет <данные изъяты>. Коэффициенты определяются с нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленных Федеральными законами. В связи с чем просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика Гаранжа Т.Л. изложенные возражения поддержала и просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав объяснение сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно материалов дела Лиманский А.С. в период с 04 октября 1986 года по 06 ноября 1986 года принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в составе воинской части (л.д. 15).

Решением Межведомственного экспертного Совета от ДД.ММ.ГГГГ Лиманский А.С. признан инвалидом 2 группы вследствие увечья полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 9-11, 16).

На основании заявления Лиманского А.С. от 14 марта 2001 года, Управлением труда и социальной защиты населения Буденновского района была назначена ежемесячная компенсация в возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы как инвалиду 2 группы в размере <данные изъяты> рублей.

Статья 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает индексацию размеров денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в целях антиинфляционной защиты компенсационных выплат.

Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 N 35 (ред. от 05.04.2005) предусматривала возможность ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации до внесения изменений в действующее законодательство по вопросу механизма индексации.

В редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 N 31-ФЗ статьей 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ был установлен такой критерий индексации, как уровень инфляции, устанавливаемый федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 N 31-ФЗ предусматривала, что размеры выплат индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на 2002 и 2003 годы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.

Такой порядок был установлен Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 N 326 «О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм».

Исходя из определенного на финансовый год уровня инфляции Правительством Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты об индексации размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 04 октября 2005 N 364-О, исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров являются прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Буденновским городским судом 23 марта 2004 года было рассмотрено гражданское дело по иску Лиманского Алексея Семеновича к Управлению труда и социальной защиты населения Буденновской территориальной государственной администрации, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Отделению Федерального казначейства по г. Буденновску и Буденновскому району. В поданном иске Лиманский А.С. заявлял требования об индексации сумм возмещения вреда здоровью и взыскании задолженности за период с 15 февраля 2002 года по 14 февраля 2004 года исходя из роста прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Согласно разъяснений, данных в п. 8.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005 N 7, от 11.05.2007 N 23) решения судов об индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, а также иных компенсационных выплат, входящих в объем возмещения вреда (за исключением тех, которые индексируются в соответствии с другими федеральными законами), и о взыскании образовавшейся в связи с этим задолженности, вынесенные до 29 мая 2004 года, не могут быть пересмотрены только по тому основанию, что редакция части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ была изменена Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ, поскольку эти решения были постановлены в соответствии с действовавшей в тот период редакцией базового Закона с учетом положений, закрепленных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П. Такие решения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Решением Буденновского городского суда от 23 марта 2004 года, вступившим в законную силу с 05 апреля 2004 года, исковые требования Лиманского А.С. были удовлетворены частично, а именно удовлетворены требования в части индексации размера ежемесячного возмещения вреда здоровью с применением коэффициента прожиточного минимума в 2002-2003 г.г. по Ставропольскому краю, взыскано единовременно задолженности по выплате в сумме <данные изъяты> и отказано в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности выплачивать суммы возмещения вреда здоровью в повышенном, проиндексированном размере.

Указанное решение было исполнено, что не оспаривается истцом.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда от 23 марта 2004 года 04.08.2005 г. был разрешен спор об индексации ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 2002 г. по 2004 г. с применением избранного истцом критерия индексации исходя из величины прожиточного минимума в Ставропольском крае.

Заявляя по настоящему делу требования об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 2002 г. по 2004 г., Лиманский А.С. вновь просит провести индексацию с применением коэффициента роста величины прожиточного минимума в Ставропольском крае.

Поэтому суд приходит к выводу, что заявленные Лиманским А.С. истцом в настоящем деле требования направлены на применение иного, чем предусмотрено решением суда от 23 марта 2004 года, механизма индексации, а поэтому избранный истцом порядок пересмотра вступившего в законную силу решения суда не основан на законе.

Вопрос о том, какой критерий индексации за период с 2002 г. по 2004 г. является наиболее благоприятным для Лиманского А.С. и, соответственно, подлежит применению при индексации, должен решаться при рассмотрении спора об индексации за указанный период, а такой спор разрешен, вступившим в законную силу решением суда от 23 марта 2004 года.

В связи, с чем суд считает, что доводы Лиманского А.С. и его представителя о праве истца избрать наиболее благоприятный для него критерий индексации со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда, изложенную в п. 3.2 Определения Конституционного Суда от 04.10.2005 г. N 364-О, неправомерны.

Спор об индексации с 01 января 2005 года отсутствует и такого спора в судебном заседании не заявлено, требования о применении с 01 января 2005 года коэффициентов роста уровня инфляции и о выплате задолженности основаны на перерасчете, связанном с индексацией за период с 2002 г. по 2004 г. с применением другого критерия индексации, а именно с применением коэффициента роста величины прожиточного минимума в Ставропольском крае.

При таких установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Лиманского А.С.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку судом принимается решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд отказывает Лиманскому А.С. в удовлетворении требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Лиманский А.С. к Управлению труда и социальной защиты населения Буденновского муниципального района о возложении обязанности принять решение о выплате с 01 января 2011 года за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в сумме <данные изъяты>, с последующей ее индексацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; о взыскании с Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью с 01 января 2011 года в размере <данные изъяты> за счет федеральных средств, а при недостаточности средств за счет казны Российской Федерации; о взыскании единовременно с Управления труда и социальной защиты населения администрации Буденновского муниципального района задолженности по суммам в возмещение вреда, причиненного здоровью за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2010 года с учетом индексации в размере <данные изъяты>, а при недостаточности средств федерального бюджета за счет казны Российской Федерации; о взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский крае­вой суд через Буденновский горсуд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, то есть начиная с 25 апреля 2011 года.

Отпечатано

в совещательной комнате

Председательствующий: Чулков В.Н.