решение Буденновского городского суда от 21 сентября 2011 года



дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Буденновск 21 сентября 2011 года

Буденновский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чулкова В.Н.,

при секретаре К.Н.Ю.,

с участием:

истца Шевченко Г.И.,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району Елисеенко Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Г.И. к ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Шевченко Г.И. обратилась в суд с иском указывая, что ДД.ММ.ГГГГ она подала в ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району заявление о назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с работой в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Однако ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой медицинской выслуги лет. Считает, что ГУ УПФ РФ неправильно исчислило и указало, что её специальный медицинский стаж составляет всего 15 лет 10 месяцев 27 дней, а также необоснованно исключены из специального стажа, дающего право на назначение льготной пенсии 7 лет 01 месяц 19 дней в период работы в должности «медицинской сестры» Покойненской участковой больницы структурного подразделения Буденновского ТМО. Она полагает, что работа в должности «медицинской сестры» <данные изъяты> участковой больницы с 01 января 1991 года по 16 октября 1991 года, с 01 июля 1993 года по 31 марта 1996 года, с 01 сентября 1998 года по 22 октября 2000 года, и период нахождения в отпуске по беременности и родам с 17 октября 1991 по 05 марта 1992 года подлежат зачету в специальный стаж, так как от переименования медицинского учреждения <данные изъяты> центральная районная больница в ТМО её трудовая функция не изменилась, она продолжала работать и осуществлять медицинскую деятельность. В связи с чем просит: признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденовскому району в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району включить в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности «медицинской сестры» <данные изъяты> участковой больницы структурного подразделения <данные изъяты> ТМО с 01 января 1991 года по 16 октября 1991 года, с 01 июля 1993 по 31 марта 1996 года как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с 01 сентября 1998 года по 22 октября 2000 года как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, период отпуска по беременности и родам с 17 октября 1991 года по 05 марта 1992 года; назначить и выплатить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать в её пользу государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании Шевченко Г.И. заявленные требования уточнила, пояснив, что к ранее заявленным периодам просит включить в специальный медицинский стаж и исключенный период с 01 апреля 1996 года по 11 августа 1996 года, когда находилась в отпуске по беременности и родам, а также отказалась от требований в части взыскания в её пользу расходов по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей. В остальной части исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району Елисеенко Е.А. исковые требования не признал и суду пояснил, что при рассмотрения представленных для назначения Шевченко Г.И. документов, было установлено, что медицинский стаж её работы составляет 15 лет 10 месяцев 27 дней, что не дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости.

Выслушав объяснение истца и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно правовой позиции сформулированной в постановление Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года N 320-О, постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, следует, что если гражданин приобрел какие-то пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться этими приобретенными правами при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.

Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, отказывая Шевченко Г.И. включить в специальный медицинский стаж периоды работы в должности «медицинской сестры» <данные изъяты> участковой больницы, ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району указало, что в указанный период <данные изъяты> участковая больница, являясь структурным подразделением <данные изъяты> территориального медицинского объединения, в котором работала Шевченко Г.И. не является учреждением по оказанию лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (л.д. 7-9).

Однако решение Комиссии не соответствует требованиям пенсионного законодательства.

Министерством труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации было принято постановление от 14 мая 2001 г. N 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации», периодов работы в территориальных медицинских объединениях", которым было установлено, что работа в должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам статьи 81 Закона.

Указанное постановление признано действующим и после введения в действие с 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, пунктом 1 «наименование учреждений» предусмотрены больницы всех наименований, а в разделе «наименование должностей» предусмотрены должности «медицинских сестер».

В связи с изложенным работа Шевченко Г.И. в должности «медицинской сестры» <данные изъяты> участковой больницы <данные изъяты> ТМО с 01 января 1991 года по 16 октября 1991 года, с 01 июля 1993 по 31 марта 1996 года, с 01 сентября 1998 года по 22 октября 2000 года, подлежит включению в специальный стаж, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья.

Необоснованным суд признает исключение из подсчета специального медицинского стажа периода с 01 апреля 1996 года по 11 августа 1996 года, когда Шевченко Г.И. находилась в отпуске по беременности и родам.

Согласно свидетельства о рождении у Шевченко Г.И. ребенок родился ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент нахождения Шевченко Г.И. в отпуске по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежал включению в специальный стаж работы по специальности. За время отпуска сохранялось место работы (должность).

Согласно п. 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. При этом в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 5), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Следовательно, отпуск по беременности и родам включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

При этом суд учитывает, что согласно подпункта «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно записей в трудовой книжке Шевченко Г.И. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных только в сельской местности.

В связи, с чем периоды работы Шевченко Г.И. с 01 января 1991 года по 16 октября 1991 года, с 01 июля 1993 по 31 марта 1996 года, с 01 апреля 1996 года по 11 августа 1996 года, с 01 сентября 1998 года по 22 октября 2000 года, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца.

Поскольку указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы Шевченко Г.И. в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца, то и период нахождения в отпуске по беременности и родам с 01 апреля 1996 года по 11 августа 1996 года в соответствии с вышеуказанными нормами подлежат включению в стаж работы именно в льготном исчислении.

Необоснованным является решение ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и буденовскому району об исключении из подсчета специального медицинского стажа периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17 октября 1991 года по 05 марта 1992 года.

Согласно п. 21 разъяснений №5 от 22 мая 1996 года Министерства труда РФ «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

Из изложенного следует, что пенсионные органы обязаны включать в стаж для досрочного назначения работникам трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставленных до 1 октября 1992 года, поскольку до этого времени никаких ограничений по включению этих периодов в стаж для назначения пенсии независимо от ее вида установлено не было.

Шевченко Г.И. отпуск по уходу за ребенком предоставлялся до 1 октября 1992 года. В связи, с чем период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 17 октября 1991 года по 05 марта 1992 года подлежит включению в специальный медицинский стаж, поскольку в указанный период согласно записей в трудовой книжке она работала в должности «медицинской сестры» <данные изъяты> участковой больницы.

Из решения комиссии по вопросу применения пенсионного законодательства следует, что на день обращения Шевченко Г.И. за назначением пенсии, медицинский стаж ее деятельности составил 15 лет 10 месяцев 27 дней.

Принимая во внимание, что ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району исключило из специального медицинского стажа работы Шевченко Г.И. с 01 января 1991 года по 16 октября 1991 года, с 01 июля 1993 по 31 марта 1996 года, с 01 апреля 1996 года по 11 августа 1996 года, с 01 сентября 1998 года по 22 октября 2000 года, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 17 октября 1991 года по 05 марта 1992 года, стаж её лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составлял более 25 лет.

В связи, с чем суд признает, что на момент подачи заявления в ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району, Шевченко Г.И. имела требуемый специальный стаж работы.

В соответствии с требованиями ч.1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела следует, что Шевченко Г.И. за назначением пенсии обратилась ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району обязано назначить и выплатить Шевченко Г.И. пенсию с даты ее обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Шевченко Г.И. о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии удовлетворить.

Признать необоснованным отказ ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району в назначении Шевченко Г.И. досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району включить Шевченко Г.И. в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы в должности «медицинской сестры» <данные изъяты> участковой больницы <данные изъяты> ТМО с 01 января 1991 года по 16 октября 1991 года, с 01 июля 1993 по 31 марта 1996 года, с 01 апреля 1996 года по 11 августа 1996 года, с 01 сентября 1998 года по 22 октября 2000 года, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, период нахождения в отпуске по беременности и родам с 17 октября 1991 года по 05 марта 1992 года.

Обязать ГУ УПФ РФ по г. Буденновску и Буденновскому району назначить и выплатить Шевченко Г.И. досрочную трудовую пенсию с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский горсуд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, то есть, начиная с 27 сентября 2011 года.

Отпечатано

в совещательной комнате

Председательствующий: Чулков В.Н.