решение по иску о постановке научет бесхозяйственных объектов недвижимого имущества



К делу № 2- 343 /2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ст.Брюховецкая 05 июля 2010 года

Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Дорошенко Е.В.,

При секретаре Ковалевой О.В.,

С участием истца прокурора Заичко Е.В.

Представителя ответчика администрации Брюховецкого сельского поселения по доверенности Снаговского О.А.,

Предтавителя 3-го лица Брюховецкого отдела Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Терещенко И.Г.,

Представителя 3-го лица - ФГУ «Российский государственный центр инвентаризации учета объектов недвижимости- Федеральное бюро технической инвентаризации» по доверенности Федоренко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Брюховецкого района к администрации Брюховецкого сельского поселения о возложении обязанностей подготовки заявления в территориальный орган Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятию мер по обращению в орган охраны памятников информации об объектах культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с иском к администрации Брюховецкого сельского поселения о возложении обязанностей по обращению в территориальный отдел Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, указывая, что на территории Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района находятся следующие объекты культурного наследия: 1) памятник работникам Пенькозавода, погибшим в годы ВОВ, расположенный на территории Пенькозавода в ст. Брюховецкой; 2) памятник неизвестному солдату и братская могила на х. Красная Нива Брюховецкого района по ул. Длинная, 115 (в районе ДК); 3) Братская могила, расположенная на кладбище х. Победа; 4) Братская могила, расположенная на х. Кавказском; 5) Солдатская могила на кладбище х. Кубань; 6) Солдатская могила на х. Гарбузовая Балка (расположена на х. Гарбузовая Балка - поворот на х. Рогачи); 7) памятник Герасименко М.К., расположенный на кладбище х. Гарбузовая Балка; 8) Братская могила освободителей, расположенная за зданием Дома престарелых в х. Поды; 9) «Звезда» - могила неизвестного солдата (старое кладбище ст. Брюховецкой по правой стороне центральной аллеи); 10) могила Михаилу Унгура - комсомольцу герою, освободителю ст. Брюховецкой, расположенная на старом кладбище ст. Брюховецкой; 11) памятник - символ в честь воинов-освободителей, расположенный на территории СДК и МОУ СОШ № 12 х. Гарбузовая Балка; 12) 156 могил неизвестных солдат, находящиеся на старом кладбище ст. Брюховецкой.

Указанные объекты соответствуют требованиям ст.3 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».

По информации администрации Брюховецкого сельского поселения на балансе администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района данные объекты культурного наследия не находятся.

Согласно информации филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Брюховецкому району технической документации на памятники, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, в архиве филиала нет.

В соответствии с информацией Брюховецкого отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в Едином государственное реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на памятники, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне.

В связи с тем, что названные объекты культурного наследия времен Великой Отечественной войны в реестр муниципальной собственности сельского поселения не внесены, что не позволяет обеспечить их сохранность в интересах настоящего и будущего поколений, влечет за собой нарушение прав народов Российской Федерации на сохранение и развитие своего историко - культурного наследия, защиту, восстановление и сохранение историко - культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о развитии истории и культуры.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003.

В соответствии с п.п. 4, 5 данного Положения орган местного самоуправления, то есть администрация Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района, должна обратиться в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учёт объектов недвижимого имущества: 1) памятника работникам Пенькозавода, погибшим в годы ВОВ, расположенного на территории Пенькозавода в ст. Брюховецкой; 2) памятника неизвестному солдату и братской могилы на х. Красная Нива Брюховецкого района по ул. Длинная, 115 (в районе ДК); 3) Братской могилы, расположенной на кладбище х. Победа; 4) Братской могилы, расположенной на х. Кавказском; 5) Солдатской могилы на кладбище х. Кубань; 6) Солдатской могилы на х. Гарбузовая Балка (расположена на х. Гарбузовая Балка - поворот на х. Рогачи); 7) памятника Герасименко М.К., расположенного на кладбище х. Гарбузовая Балка; 8) Братской могилы освободителей, расположенной за зданием Дома престарелых в х. Поды; 9) «Звезда» - могилы неизвестного солдата (старое кладбище ст. Брюховецкой по правой стороне центральной аллеи); 10) могилы Михаилу Унгура - комсомольцу герою, освободителю ст. Брюховецкой, расположенная на старом кладбище ст. Брюховецкой; 11) памятника - символа в честь воинов-освободителей, расположенного на территории СДК и МОУ СОШ № 12 х. Гарбузовая Балка; 12) 156 могил неизвестных солдат, находящихся на старом кладбище ст. Брюховецкой.

Вместе с тем, администрация Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района до настоящего времени не обратилась в территориальные органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии вышеуказанного объекта недвижимого имущества на учет.

Согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Однако, бездействие администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества противоречит интересам муниципального образования Брюховецкое сельское поселение, связанным с возможностью признания права муниципальной собственности на указанные объекты культурного наследия по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.

В соответствии с п. 13 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу ст. 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации заповедника местного (муниципального) значения.

Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются, в том числе и местные бюджеты.

В преамбуле к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 провозглашено, что Российской Федерацией гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации, (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной их приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Статьей 33 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 закреплены цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия, к которым относятся предотвращение их повреждения, разрушения или уничтожения, изменение облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещение и предотвращение других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также их защита от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Под сохранением объектов культурного наследия ст. 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002 понимает комплекс мер, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ, работ, направленных на приспособление объекта культурного наследия для своевременного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Таким образом, непринятие администрацией Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района на баланс бесхозяйных объектов культурного наследия времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и не обеспечение соответствующих мер по поддержанию их в технически исправном и безопасном состояний может повлечь за собой разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия среды и от иных негативных последствий.

При этом ущемляются конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда (ст. 44 Конституции РФ, ст. 7 ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2002).

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц обратиться в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.

В судебном заседании прокурор изменил исковые требования, указывая, что согласно сведениям Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края памятник неизвестному солдату и братская могила на х. Красная Нива Брюховецкого района по ул. Длинная, 115 (в районе ДК, около СОШ № 6), Братская могила освободителей, расположенная за зданием Дома престарелых в х. Поды (ул. Садовая, между ДК и бывшим домом престарелых); памятник - символ в честь воинов-освободителей, расположенный на территории СДК и МОУ СОШ № 12 х. Гарбузовая Балка (между ДК и медпунктом) включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

В соответствии со ст. 9.3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73-ФЗ от 25.06.2003 к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Статья 6 Закона № 73-ФЗ от 25.06.2003 раскрывает понятие государственной охраны объектов культурного наследия. Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В ч. 3 ст. 17 Закона Краснодарского края «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» № 558 от 06.02.2003 установлено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить на территории соответствующего муниципального образования условия для выявления и обследования объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, и получения сведений, указанных в ст. 17 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Установлено, что администрации Брюховецкого сельского поселения Брюховецкого района было известно о нахождении на территории сельского поселения объектов - памятников, захоронений, связанных с Великой Отечественной войной, однако каких-либо организационных, информационных или иных мер к установлению их принадлежности к объектам культурного наследия не принято, о наличии таковых объектов на территории поселения в орган охраны памятников администрацией Брюховецкого сельского поселения не сообщалось. В связи с этим, администрацией Брюховецкого сельского поселения не выполняются организационные, информационные мероприятия, предусмотренные ст. 6 Закона № 73-ФЗ, связанные с выявлением объектов культурного наследия для их дальнейшего учета, изучения и включения в реестр памятников истории и культуры в случае признания их объектами культурного наследия.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003.

Просил обязать администрацию Брюховецкого сельского поселения обратиться в территориальный органа Ростреестра по Краснодарскому краю с заявлением о принятии на учет следующего бесхозяйного недвижимого имущества, являющегося объектами культурного наследия: памятник неизвестному солдату и братская могила на х. Красная Нива Брюховецкого района по ул. Длинная, 115 (в районе ДК, около СОШ № 6), Братская могила освободителей, расположенная за зданием Дома престарелых в х. Поды (ул. Садовая, между ДК и бывшим домом престарелых); памятник - символ в честь воинов-освободителей, расположенный на территории СДК и МОУ СОШ № 12 х. Гарбузовая Балка (между ДК и медпунктом), и одновременно обратиться в орган по охране памятников по вопросу осуществления государственной охраны вышеуказанных объектов и изготовлению технической документации. Обязать администрацию Брюховецкого сельского поселения принять меры к выполнению организационных, информационных мероприятий по выявлению объектов культурного наследия путем направления в орган охраны памятников информации о наличии на территории Брюховецкого сельского поселения следующих объектов: братская могила, расположенная на кладбище х. Победа; Братская могила, расположенная на х. Кавказском; Солдатская могила на кладбище х. Кубань; Солдатская могила на х. Гарбузовая Балка (расположена на х. Гарбузовая Балка - поворот на х. Рогачи); памятник Герасименко М.К., расположенный на кладбище х. Гарбузовая Балка; «Звезда» - могила неизвестного солдата (старое кладбище ст. Брюховецкой по правой стороне центральной аллеи); могила Михаилу Унгура - комсомольцу герою, освободителю ст. Брюховецкой, расположенная на старом кладбище ст. Брюховецкой; 156 могил неизвестных солдат, находящиеся на старом кладбище ст. Брюховецкой. Обстоятельства, изложенные в иске представитель истца - помощник прокурора Брюховецкого района Заичко Е.В., подтвердила.

Представитель ответчика - администрации Брюховецкого сельского поселения Снаговский О.А. иск признал полностью, пояснив, что администрация Брюховецкого сельского поселения ранее и в настоящее время принимала и принимает меры по охране памятников, перечисленных в иске, выделяет для этого необходимые денежные средства, однако все указанные памятники не имеют технической документации, право собственности на них ни за кем не зарегистрировано. Администрация не возражет принять меры по подготовке заявления в территориальный отдел Росреестра недвижимости по Краснодарскому краю о постановке на учет как бесхозяйных недвижимых объектов 3 памятников ( на х. Красная Нива, на х. Поды, и х. Гарбузовая Балка), которые являются памятниками регионального значения, но изготавливать на них техническую документацию сельское поселении не имеет возможности, поскольку это расходные обязательства субъекта РФ, в связи с чем администрация не возражает обратиться в орган охраны памятников по последнему вопросу. Остальные объекты к памятникам (объектам культурного наследия) не отнесены в установленном законом порядке, в связи с чем администрация не возражает обратиться в орган охраны памятников с информацией о наличии этих объектов на территории Брюховецкого сельского поселения.

Представитель 3-его лица - Брюховецкого отдела Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Терещенко И.Г. полагала рассмотрение дела на усмотрение суда в соответствии с законодательством, суду пояснила, что указанные в иске памятники как недвижимое имущество в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы. Для государственной регистрации бесхозяйного имущества необходимо заявление сельского поселения, на территории которого они находятся, техническая документация, документы, подтверждающие бесхозяйность имущества.

Представитель 3 -го лица ФГУ «Российский государственный центр инвентаризации учета объектов недвижимости- Федеральное бюро технической инвентаризации» по доверенности Федоренко Е.А. полагала рассмотрение иска на усмотрение суда в соответствии с законом, суду пояснила, что техническая документация на памятники, в том числе могилы, как объекты недвижимости может быть изготовлена только в том случае, если объекты отвечают требованиям к недвижимым, то есть являются прочными сооружениями и неразрывно связаны с землей.

Выслушав мнения сторон, представителей 3-их лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии с законом Краснодарского края № 313-КЗ от 17.08.2000 года «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории культуры) регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края» памятный знак в честь освобождения хутора Гарбузова Балка от фашистских оккупантов, расположенный на х. Гарзбузовая Балка у ДК, памятник неизвестному солдату и землякам, погибшим в боях с фашистскими захватчиками в 1942-1943 годах, расположенный на х. Красная Нива у ДК., братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году, расположенная на х. Поды у ДК, включены в перечень объектов культурного наследия регионального значения.

Бесхозяйность указанных объектов культурного наследия как объектов недвижимости подтверждается информации филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Брюховецкому району о том, что технической документации на памятники, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, в архиве филиала нет, информацией Брюховецкого отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, о том, что в Едином государственное реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на памятники, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне, информацией Департамента имущественных отношении Краснодарского края о том, что сведениями о данных объектах они не располагают, ответами ГОУ СПО «Брюховецкий аграрный колледж», ОАО «Нива Кубани», СДК х. Гарбузовая Балка МОУ СОШ № 12, администрации Брюховецкого сельского поселения, главы МО Брюховецкий район о том, что на балансе перечисленных организаций памятники регионального значения не значатся.

Согласно ст. 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом. В соответствии с п. 4 ст. 9.2 указанного Закона государственная охрана памятников культурного наследия регионального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Вопросы, касающиеся принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003.

Таким образом, несмотря на то, что государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, только органы местного самоуправления, на территории которых находятся бесхозяйные объекты культурного наследия ( не имеющие собственника), вправе подавать в территориальные органы Росреестра по Краснодарскому краю заявления о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости.

Вместе с тем согласно Положению о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей для подачи такого заявления требуется предоставление ряда документов, включая техническую документацию на объект недвижимости. Сбор необходимых документов, изготовление технической документации на объекты культурного наследия регионального значения относятся к мерам по государственной охране объектов, в связи с чем могут осуществляться только уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

На основании изложенного, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора о возложении на администрацию Брюховецкого сельского поселения обязанности подготовить заявление в территориальный орган Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения - памятного знака в честь освобождения хутора Гарбузова Балка от фашистских оккупантов, расположенного на х. Гарзбузовая Балка у ДК, памятника неизвестному солдату и землякам, погибшим в боях с фашистскими захватчиками в 1942-1943 годах, расположенного на х. Красная Нива у ДК., братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году, расположенной на х. Поды у Дома культуры, а также обратиться в орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия по вопросу государственной охраны указанных объектов культурного наследия регионального значения.

Согласно представленным суду документам установлено, что на территории Брюховецкого сельского поселения также располагаются объекты, которые согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» обладают признаками объектов культурного наследия- братская могила, расположенная на кладбище х. Победа; Братская могила, расположенная на х. Кавказском; Солдатская могила на кладбище х. Кубань; Солдатская могила на х. Гарбузовая Балка (расположена на х. Гарбузовая Балка - поворот на х. Рогачи); памятник Герасименко М.К., расположенный на кладбище х. Гарбузовая Балка; «Звезда» - могила неизвестного солдата (старое кладбище ст. Брюховецкой по правой стороне центральной аллеи); могила Михаилу Унгура - комсомольцу герою, освободителю ст. Брюховецкой, расположенная на старом кладбище ст. Брюховецкой; 156 могил неизвестных солдат, находящиеся на старом кладбище ст. Брюховецкой. Указанные объекты в установленном законом порядке (ст. 18 ФЗ «ОБ объектах культурного наследия») в реестр объектов культурного наследия не включены.

При этом собственники указанных объектов также не установлены. Согласно вышеприведенным нормам ГК РФ организационно-распорядительными полномочиями в отношении бесхозяйных недвижимых вещей, не отнесенных к категории объектов культурного наследия регионального или федерального значения, обладают исключительно органы местного самоуправления

Согласно ст. 9.3 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

В соответствии со ст. 30 Основ законодательства о культуре государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией обязаны поощрять деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, создавать условия для всеобщего эстетического воспитания.

С учетом указанных положений законодательства органы местного самоуправления сельского поселения должны принять информационные, организационные меры по сохранению и популяризации находящихся на территории сельского поселения объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, путем обращения в орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, с информацией о наличии на территории Брюховецкого сельского поселения следующих объектов: братской могилы, расположенной на кладбище х. Победа; братской могилы, расположенной на х. Кавказском; солдатской могилы на кладбище х. Кубань; солдатской могилы на х. Гарбузовая Балка - поворот на х. Рогачи; памятника Герасименко М.К., расположенного на кладбище х. Гарбузовая Балка; могилы неизвестного солдата «Звезда», расположенное на старом кладбище ст. Брюховецкой по правой стороне центральной аллеи; могилы Михаилу Унгура - комсомольцу герою, освободителю ст. Брюховецкой, расположенной на старом кладбище ст. Брюховецкой; 156 могил неизвестных солдат, находящихся на старом кладбище ст. Брюховецкой.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Брюховецкого района к администрации Брюховецкого сельского поселения о возложении обязанностей подготовки заявления в территориальный орган Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и принятию мер по обращению в орган охраны памятников информации об объектах культурного наследия удовлетворить полностью.

Возложить на администрацию Брюховецкого сельского поселения обязанности подготовить заявление в территориальный орган Росреестра по Краснодарскому краю о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения - памятного знака в честь освобождения хутора Гарбузова Балка от фашистских оккупантов, расположенного на х. Гарзбузовая Балка у Дома культуры, памятника неизвестному солдату и землякам, погибшим в боях с фашистскими захватчиками в 1942-1943 годах, расположенного на х. Красная Нива у Дома культуры, братской могилы советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками в 1943 году, расположенной на х. Поды у Дома культуры, и обратиться в орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, по вопросу обеспечения государственной охраны указанных объектов культурного наследия регионального значения.

Возложить на администрацию Брюховецкого сельского поселения обязанность по принятию информационных, организационных мер по сохранению и популяризации находящихся на территории сельского поселения объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, путем обращения в орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области государственной охраны объектов культурного наследия, с информацией о наличии на территории Брюховецкого сельского поселения следующих объектов: братской могилы, расположенной на кладбище х. Победа; братской могилы, расположенной на х. Кавказском; солдатской могилы на кладбище х. Кубань; солдатской могилы на х. Гарбузовая Балка - поворот на х. Рогачи; памятника Герасименко М.К., расположенного на кладбище х. Гарбузовая Балка; могилы неизвестного солдата «Звезда», расположенное на старом кладбище ст. Брюховецкой по правой стороне центральной аллеи; могилы Михаилу Унгура - комсомольцу герою, освободителю ст. Брюховецкой, расположенной на старом кладбище ст. Брюховецкой; 156 могил неизвестных солдат, находящихся на старом кладбище ст. Брюховецкой.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья :