К делу № 2-108/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «31» января 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего Комкова Н.Н. При секретаре Николаенко Л.А. С участием зам. прокурора Валько И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения указывая, что прокуратурой Брюховецкого района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края на основании ст. 21 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах проведена проверка мест погребения, расположенных на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, в ходе которой установлено невыполнение действий (бездействие) администрации Чепигинского сельского поселения которые нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Чепигинского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц. В связи, с чем прокурор Брюховецкого района, просил суд признать незаконные бездействия администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в несоблюдении санитарных норм и правил при эксплуатации содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения, и обязать администрацию Чепигинского сельского поселения обеспечить содержание мест погребения на территории сельского поселения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. В судебном заседании прокурор Брюховецкого района, поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района по доверенности Зинченко В.П. в судебном заседании исковые требования прокурора Брюховецкого района не признал, просил в удовлетворении исковых требований прокурора - отказать. Представитель заинтересованного лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах по доверенности Образцова И.Н. в судебное заседание не явилась, в своем письменном заявлении адресованное суду, просила суд рассмотреть дело без её участия, не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Брюховецкого района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края на основании ст. 21 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах проведена проверка мест погребения, расположенных на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, в ходе которой установлено следующее. В соответствие со ст. ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г., № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья населения, осуществлять производственный контроль, в том числе по средством лабораторных исследований и испытаний за соблюдением санитарных правил. Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Указанные полномочия также содержатся в п. 23 ст. 8 Устава Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, принятого решением Совета Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района от 21.05.2010 № 56, где указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно п. 2.9 СаНПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть обоснованность места размещения кладбища с мероприятиями по обеспечению защиты окружающей среды; наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; система дренажа; обваловка территории; организация и благоустройство санитарно-защитной зоны; характер и площадь зеленых насаждений; организация подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающихся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не менее 65 - 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории. В соответствие с п.п. 7.9, 7.10 СаНПиН 2.1.1.279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения предусматривается зона зеленых насаждений шириной не менее 20 метров, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование). Согласно акта - приема передачи муниципального имущества от 04.12.2006, муниципальным образованием Брюховецкий район переданы администрации Чепигинского сельского поселения на безвозмездной основе: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по ул. Мира, кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения санитарного состояния кладбищ Чепигинского сельского поселения установлено, что в нарушение п. п. 7,1 - 7.4, 7.9, 7.10 СаНПиН 2.1.1279-03 места сбора мусора не оборудованы в соответствии с требованиями (мусор складируется за территорией кладбища и далее вывозится в установленное место), на территории кладбищ не предусмотрена система водоснабжения. Эксплуатация кладбищ на территории Чепигинского сельского поселения производится с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, что может повлечь возникновение эпидемии, неблагоприятных последствий, вред окружающей среде. Невыполнение действий (бездействие) администрации Чепигинского сельского поселения нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Чепигинского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц. В данном случае нарушены интересы как лиц, постоянно проживающих на территории Чепигинского сельского поселения, так и временно пребывающих, которые не имеют возможности самостоятельно реализовать свое право, согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды», на благоприятную окружающую среду. Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования прокурора подлежат удовлетворению, признать незаконным бездействия администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в несоблюдении санитарных норм и правил при эксплуатации содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения и обязать администрацию Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района обеспечить содержание мест погребения на территории сельского поселения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Учитывая изложенное, на основании ст. ст. 45, 254 ГПК, № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения - удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в несоблюдении санитарных норм и правил при эксплуатации содержания мест погребения, расположенных на территории сельского поселения. Обязать администрацию Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района обеспечить содержание мест погребения на территории сельского поселения в соответствии с санитарными и экологическими требованиями. Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней. Председательствующий Н.Н.Комков