К делу № 2-113/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «14» февраля 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего Комкова Н.Н. При секретаре Николаенко Л.А. С участием зам. прокурора Валько И.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения указывая, что прокуратурой Брюховецкого района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края в связи с трагическими событиями в станице Кущевская проведена проверка соблюдения земельного законодательства при эксплуатации мест погребения, расположенных на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района. В связи, с чем прокурор Брюховецкого района, просил суд признать незаконные бездействия администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в непринятии конкретных целенаправленных мер к проведению установленных законом специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости - кладбищами, находящимися в муниципальной собственности, а, в дальнейшем, государственной регистрации права на эти участки и обязать администрацию Чепигинского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по .., кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский, в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21.07.1997 № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В судебном заседании прокурор Брюховецкого района, поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района по доверенности Зинченко В.П. в судебное заседание не явился, в своём письменном заявлении адресованное суду просил рассмотреть исковые требования прокурора Брюховецкого района без их участия. Представитель заинтересованного лица Брюховецкого отдела Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. Согласно заявлению главного специалиста - эксперта Брюховецкого отдела государственного регистратора Краснодарского края Проскура А.Г. от 07 февраля 2011 года адресованного суду, просит рассмотреть иск в отсутствие представителя ФРС. Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. Судом установлено, что прокуратурой Брюховецкого района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края в связи с трагическими событиями в станице Кущевская проведена проверка соблюдения земельного законодательства при эксплуатации мест погребения, расположенных на территории Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, в ходе которой установлено следующее. Согласно акта приема передачи муниципального имущества от 04.12.2006, муниципальным образованием Брюховецкий район переданы администрации Чепигинского сельского поселения на безвозмездной основе: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по .., кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский. В соответствии с абз. 18 - 20 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. Так, в силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 13.11.2006 № 1121 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Брюховецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Брюховецкий район, в состав которого они входят», право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных сельских поселений наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта. Таким образом, в соответствии с названными нормами, право собственности у Чепигинского сельского поселения на имущество, переданное ему в соответствии с актом приема - передачи муниципального имущества, возникло 04.12.2006. Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. При этом, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ № 122), государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, что, по существу, означает презумпцию правильности регистрации прав. В данном случае роль государственной регистрации состоит в подтверждении уже возникшего права на земельный участок. В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ № 122 государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: - прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; - правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; - установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; - внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Согласно перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404, в него входят: - заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок. - правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. - правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке, - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. - иные документы - в случаях, установленных федеральными законами. Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. В статьях 11.1, 11.2 Земельного кодекса РФ определено понятие земельного участка, которым является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве», Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства. Документы о межевании земельных участков необходимы для последующего проведения их кадастрового учета. Согласно Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимо составление межевого плана - документа, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Таким образом, только после проведения межевания и кадастрового учета земельный участок фактически становится объектом права. Вместе с тем, согласно письма Брюховецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 20.01.2011 № 30-01/92, записи в ЕГРП касательно зарегистрированных имущественных прав на объекты недвижимости - земельные участки, выделенные сельскому поселению под кладбища, отсутствуют, необходимые для регистрации права документы в Брюховецкий отдел Управления Росреестра не подавались. Согласно информации администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района от 25.01.2011 № 49 исполнение требований действующего законодательства по проведению межевания и постановке на кадастровый учет земельных участков, предоставленных сельскому поселению под кладбища, запланировано только на 3 квартал 2011 года В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8 «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Отсутствие проведенных мероприятий по государственной регистрации земельных участков, переданных Чепигинскому сельскому поселению муниципальным образованием Брюховецкий район, используемых под кладбища, нарушает права неопределенного крута лиц при реализации своего права на проведение процедуры захоронения умерших, а также может повлечь за собой возникновение стихийных захоронений. Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд считает требования прокурора подлежат удовлетворению, признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в непринятии конкретных целенаправленных мер к проведению установленных законом специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости - кладбищами, находящимися в муниципальной собственности, а, в дальнейшем, государственной регистрации права на эти участки, и обязать администрацию Чепигинского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по .., кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский, в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21.07.1997 № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Учитывая изложенное, на основании ст. ст. 45, 254 ГПК, № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления поселения - удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в непринятии конкретных целенаправленных мер к проведению установленных законом специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельных участков, занятых объектами недвижимости - кладбищами, находящимися в муниципальной собственности, а, в дальнейшем, государственной регистрации права на эти участки. Обязать администрацию Чепигинского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по .., кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский, в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21.07.1997 № 122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней. Председательствующий Н.Н.Комков