Решение по заявлению прокурора в интересах Тютиковой В.Н. о признании незаконным постановления главы муниципального образования Брюховецкий район №1673 от 16 ноября 2010 года



К делу №2-65/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                        

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст. Брюховецкая Краснодарского края                                                               19 января 2011г.

Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Мосьпан Д.А.

при секретаре Ульяницкой Г.С.,

с участием представителя заявителя - помощник прокурора Брюховецкого района Заичко Е.В., Тютиковой В.Н.

представителя заинтересованного лица - администрации МО Брюховецкий район Крикунова А.А. по доверенности,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района о признании незаконным постановления главы муниципального образования Брюховецкий район №1673 от 16 ноября 2010 года о снятии с учета Тютиковой В.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с последствиями намеренного ухудшения своих жилищных условий и исключении Тютиковой В.Н. из единого общего списка №333 из отдельного списка «Ветераны Великой Отечественной войны» за №19, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05 октября 2010 года, признании Тютиковой В.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны», обязывании администрации муниципального образования Брюховецкий район принять Тютикову В.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления главы муниципального образования Брюховецкий район №1673 от 16 ноября 2010 года о снятии с учета Тютиковой В.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, признании последней нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны», обязывании администрации муниципального образования Брюховецкий район принять Тютикову В.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».

В обосновании своих требований прокурор указывает, что прокуратурой Брюховецкого района по заданию прокуратуры Краснодарского края о проверке исполнения органами местного самоуправления законодательства в части обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны проведена проверка, в ходе которой изучены учетные дела данной категории граждан. При проверке учетного дела члена семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны Тютиковой В.Н. выявлен факт неправомерного отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по отдельной категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».

Как указывает прокурор, в ходе проверки установлено, что в администрацию муниципального образования Брюховецкий район 05 октября 2010 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с пакетом требуемых документов обратилась член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны Тютикова В.Н.

По результатам рассмотрения заявления Тютиковой В.Н. 02 ноября 2010 года она принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны». В последующем постановлением главы муниципального образования Брюховецкий район № 1673 от 16 ноября 2010 года Тютикова В.Н. снята с учета в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.

Причиной снятия с учета Тютиковой В.Н. послужило то обстоятельство, что она, являясь собственником домовладения, расположенного по адресу: ст. ..., ул. ..., ..., (общая площадь жилого помещения - 30,60 кв.м.) в декабре 2006 года по указанному адресу прописала сына Т.., невестку Т1., а в январе 2007 года - внучку Т2. В результате вселения указанных граждан в домовладение Тютиковой В.Н. обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составило менее учетной нормы (менее 11 кв.м.). Тем самым, по мнению администрации муниципального образования Брюховецкий район, Тютикова В.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия путем вселения граждан в принадлежащее ей жилое помещение.

Прокурор Брюховецкого района указывает, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, и Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 года №30 отменены ограничения, установленные ранее действующим законодательством, связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц данной категории, а именно ставших на учет до 01 марта 2005 года.

Указ Президента вступил в силу с момента его подписания 07 мая 2008 года, тогда как Тютикова В.Н., вселяя вышеуказанных членов семьи в принадлежащее ей домовладение в 2006-2007 годах, не могла предвидеть, что в законодательство будут внесены изменения, позволяющие встать на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, указание в постановлении №1673 от 16 ноября 2010 года главы муниципального образования Брюховецкий район о снятии В.Н. Тютиковой с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении на намеренное ухудшение ею своих жилищных условий, не обоснованно.

Пунктом 1 Указа определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета лиц данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплен ст.ст. 49, 51 и 52 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьями 7 и 14 Закона Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» от 29.12.2008 № 1655-КЗ определен порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и перечень документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

При принятии решения о снятии Тютиковой В.Н. с учета органом по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не было принято во внимание то обстоятельство, что вселение сына Т., невестки Т1. и внучки Т2. произведено до вступления Указа Президента в законную силу, то есть до 07 мая 2008 года. Согласно объяснениям Тютиковой В.Н. от 07 декабря 2010 года причиной вселения указанных членов семьи в принадлежащее ей домовладение явилось то, что в силу возраста Тютиковой В.Н. сложно осуществлять уход за домом и по хозяйству.

Из изложенного следует, что решение о снятии Тютиковой В.Н. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обоснованно и должно быть отменено, так как последняя нуждается в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представитель заявителя и поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Тютикова В.Н. в судебном заседании поддержала требования прокурора, просила их удовлетворить полностью. По существу поданного заявления пояснила, что она с мужем получили по приватизации квартиру в г. Новороссийске, которую в 1993 году поменяли на домовладение в Брюховецком районе. С указанного года она стала прожевать в Брюховецком районе. Её сын с невесткой в это время проживали в собственной квартире в г. Новороссийске. После смерти мужа, ей стало тяжело вести домашнее хозяйство одной, и она пригласила сына с невесткой и внучкой переехать к ней, поскольку у сына были проблемы с трудоустройством на работу. Сын с семьей, продав жильё в г. Новороссийске за 290 тыс. рублей, переехал в её домовладение, где она и прописала его с невесткой в 2006 году, а внучку в 2007 году, на момент прописки все они были совершеннолетними. На вопрос суда пояснить, почему сын не приобрел собственное жилье за средства, полученные от продажи квартиры, либо не улучшил условия в имеющемся её жилье, пояснила, что за полученные денежные средства от продажи квартиры сын приобрел трактор и другое, необходимое для ведения фермерского хозяйства.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО Брюховецкий район Крикунов А.А. в судебном заседании показал, что требования заявителя считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19, 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 1 закона Краснодарского края 28 июля 2006 года №1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся ветераны и приравненные к ним лица, а именно: категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со ст. 8 закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан вкачестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан и граждан отдельных категорий» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по отдельной категориям граждан допускается по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Статья 53 Жилищного кодекса РФ гласит «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Кроме того, в соответствии со ст. 9 закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан и граждан отдельных категорий» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К таким действиям относится - вселение (согласие на вселение) гражданином - собственником жилого помещения либо членом жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма в принадлежащее ему (занимаемое им) жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением:

его супруги (супруга);

общих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей гражданина и его супруги (супруга);

своих несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей;

несовершеннолетних детей и не состоящих в браке совершеннолетних нетрудоспособных детей его супруги (супруга);

своих нетрудоспособных родителей, не являющихся собственниками (не являвшихся членами семьи собственника) жилых помещений и не производивших отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений в течение пяти лет, предшествующих дате регистрации по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем (занимаемом) гражданину (ом);

несовершеннолетних детей, родившихся у членов семьи гражданина, зарегистрированных по месту жительства в принадлежащем (занимаемом) гражданину(ом) жилом помещении.

Как указывает представитель заинтересованного лица по доверенности, Тютикова В.Н., согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от ... 2010 года №..., выданной администрацией Брюховецкого сельского поселения, и представленных документов Тютикова В.Н. является собственником жилого помещения по адресу: ст. ..., ул. ..., д. .... Вместе с ней проживают в качестве членов семьи: сын Т., невестка Т1. и внучка Т2. Т. и Т1. зарегистрированы по месту жительства по данному адресу с 20 декабря 2006 года, внучка Т2. с 31 января 2007 года. Общая площадь жилого помещения 30,60 кв.м., с частичными коммунальными удобствами (отсутствует горячее водоснабжение и ванная).

Таким образом, представитель ответчика считает, что оснований для отмены постановления администрации муниципального образования Брюховецкий район №1673 от 16 ноября 2010 года и признании Тютиковой В.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны» не имеется, в связи с чем заявление прокурора Брюховецкого района необходимо оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает требования заявителя не обоснованными, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Тютикова В.Н., ... года рождения, являясь членом семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны,05 октября 2010 года обратилась в администрацию муниципального образования Брюховецкий район с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

02 ноября 2010 года Тютикова В.Н. по результатам рассмотрения заявления принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны».

16 ноября 2010 года постановлением главы муниципального образования Брюховецкий район №1673 Тютикова В.Н. снята с учета в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий и с ошибочным включением ее в список нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны».

Также судом установлено, что согласно заключению от ... 2010 года начальника управления экономики, прогнозирования, потребительской сферы и торговли администрации муниципального образования Брюховецкий район Г. причиной снятия с учета Тютиковой В.Н. послужило то обстоятельство, что она, являясь собственником домовладения, расположенного по адресу: ст. ..., ул. ..., ..., (общая площадь жилого помещения - 30,60 кв.м.), с частичными коммунальными удобствами (отсутствует горячее водоснабжение и ванная), 20 декабря 2006 года по указанному адресу прописала сына Т., невестку Т1., а 31 января 2007 года - внучку Т2. В результате вселения указанных граждан в домовладение Тютиковой В.Н. обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составило менее учетной нормы (менее 11 кв.м.). Тем самым, Тютикова В.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия путем вселения граждан в принадлежащее ей жилое помещение, поэтому в соответствии с Законом Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» подлежит исключению из списка нуждающихся в жилых помещениях по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны».

Согласно ст. 8 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории малоимущих граждан допускается по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, по отдельной категории - по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили (по инициативе либо с согласия которых совершены) действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Намеренность ухудшения гражданином своих жилищных условий в целях приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении устанавливается по факту обращения гражданина с заявлением о принятии на учет до истечения пяти лет со дня совершения действий, указанных в части 2 статьи 9 Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», если иное не установлено вступившим в силу решением суда.

Как установлено судом, вселение Тютиковой В.Н. совершеннолетних сына, невестки и внучки в собственное домовладение относится к действиям указанным в ч. 2 указанной статьи Закона Краснодарского края от 29 декабря 2008 года и к исключениям данной статьи не относится.

Суд считает, что при обстоятельствах вселения Тютиковой В.Н., как собственника жилого помещения, своего совершеннолетнего сына с невесткой и внучкой, о которых она сама указала в судебном заседании, её действия нельзя расценить как не преднамеренные. Поскольку вселяемые имели реальную возможность приобрести, снять в наем другое жилое помещение, либо улучшить условия проживания в имеющемся, принадлежащем Тютиковой В.Н. По убеждению суда действия Тютиковой В.Н. по вселению сына с семьей не были вынужденными и не преднамеренными.

Кроме того, согласно ст. 53 ЖК РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии со ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.

На основании изложенного, оценивая в своей совокупности все представленные сторонами по делу доказательства, обосновывающие их требования, суд считает, что заявление прокурора Брюховецкого района о признании незаконным постановления главы муниципального образования Брюховецкий район №1673 от 16 ноября 2010 года о снятии с учета Тютиковой В.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с последствиями намеренного ухудшения своих жилищных условий и исключении Тютиковой В.Н. из единого общего списка №333 из отдельного списка «Ветераны Великой Отечественной войны» за №19, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05 октября 2010 года, признании Тютиковой В.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны», обязывании администрации муниципального образования Брюховецкий район принять Тютикову В.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны» является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления прокурора Брюховецкого района о признании незаконным постановления главы муниципального образования Брюховецкий район №1673 от 16 ноября 2010 года о снятии с учета Тютиковой В.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с последствиями намеренного ухудшения своих жилищных условий и исключении Тютиковой В.Н. из единого общего списка №333 из отдельного списка «Ветераны Великой Отечественной войны» за №19, состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 05 октября 2010 года, признании Тютиковой В.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны», обязывании администрации муниципального образования Брюховецкий район принять Тютикову В.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по категории «Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны» - отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья