К делу № 2-240/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ст. Брюховецкая Краснодарского края 5 мая 2011 г. Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Мосьпан Д.А. при секретаре Ульяницкой Г.С., с участием представителя истца - помощник прокурора Брюховецкого района Вихор П.Н., представителя ответчика - главы администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района Мурашко Л.З., представителя третьего лица на стороне истца - Брюховецкого отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Черепковой Н.В., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Брюховецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указывая, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства о защите объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Брюховецкого района. В ходе данной проверки установлено, что согласно акту приема-передачи муниципального имущества от 04 декабря 2006 года муниципальным образованием Брюховецкий район администрации Большебейсугского сельского поселения на безвозмездной основе переданы мемориальный комплекс «Скорбящая мать», 1976 года постройки, общей площадью 4 000 кв.м., расположенный в пер. Школьный, памятник Красным партизанам, 1949 года постройки, расположенный по ул. Матросова. В соответствии с абз. 18-20 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями или предприятиями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений или предприятий. В этом случае от передающей стороны передаточный акт подписывается уполномоченным лицом предприятия или визируется уполномоченным лицом учреждения. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. Прокурор Брюховецкого района указывает, что в силу ст. 2 Закона Краснодарского края от 13 ноября 2006 года №1121 «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Брюховецкий район, между вновь образованными сельскими поселениями и муниципальным образованием Брюховецкий район, в состав которого они входят», право собственности на передаваемое имущество у вновь образованных сельских поселений наступает со дня подписания соответствующего передаточного акта. Таким образом, в соответствии с названными нормами, право собственности у Большебейсугского сельского поселения на имущество, переданное ему в соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества, возникло 04 декабря 2006 года. Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. При этом, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В данном случае роль государственной регистрации состоит в подтверждении уже возникшего права на земельный участок. Согласно ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований. В статьях 11.1, 11.2 Земельного кодекса РФ определено понятие земельного участка, которым является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 17 Федерального закона «О землеустройстве», Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 межевание, в частности, включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства (земельного участка) на местности, закрепление на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства. Документы о межевании земельных участков необходимы для последующего проведения их кадастрового учета. Согласно Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимо составление межевого плана-документа, в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Таким образом, только после проведения межевания и кадастрового учета земельный участок фактически становится объектом права. В соответствии с информацией администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района от 07 февраля 2011 года №113 работы по межеванию и постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых под объектами культурного наследия в период 2006-2010 г.г. не проводились. Согласно письму Брюховецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02 февраля 2011 года №30-01/202, записи в ЕГРП касательно зарегистрированных имущественных прав на объекты недвижимости - земельные участки, выделенные сельскому поселению под объекты культурного наследия, отсутствуют, необходимые для регистрации права документы в Брюховецкий отдел Управления Росреестра не подавались. На основании п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Прокурор Брюховецкого района в своем заявлении указывает, что бездействие администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в непроведении мероприятий по государственной регистрации земельных участков, переданных сельскому поселению муниципальным образованием Брюховецкий район, используемых под объектами культурного наследия, ущемляет конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в целях сохранения памяти о подвиге предков, погибших при защите Родины, а также не исполняются конституционные обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры в целях предотвращения их разрушения или причинения им вреда (ст. 44 Конституции Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор Брюховецкого района просит обязать администрацию Большебейсугского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: мемориальный комплекс «Скорбящая мать», 1976 года постройки, общей площадью 4 000 кв.м., расположенный в пер. Школьном, памятник Красным партизанам, 1949 года постройки, расположенный по ул. Матросова, в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В судебном заседании представитель прокуратуры Брюховецкого района поддержал требования, изложенные в заявлении. Представитель ответчика глава администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района Мурашко Л.З. в судебном заседании требования прокурора признала в полном объеме, о чем предоставила в суд соответствующее письменное заявление. Представитель третьего лица на стороне истца - Брюховецкого отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю по доверенности Черепкова Н.В. в судебном заседании против удовлетворения требований прокурора Брюховецкого района не возражала. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению полностью. Доводы заявителя полностью подтверждаются надлежаще оформленными и предоставленными в суд письменными доказательствами. При таких обстоятельствах заявленные требования и признание данных требований главой администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района Мурашко Л.З. не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом права и интересы других лиц. Таким образом, имеются основания для принятия судом признания заявленных требований администрацией Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района. Судом представителю ответчика - администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района разъяснены последствия принятия судом признания заявленных требований. В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Большебейсугского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить полностью. Обязать администрацию Большебейсугского сельского поселения провести государственную регистрацию земельных участков, предоставленных под следующие объекты недвижимости: мемориальный комплекс «Скорбящая мать», 1976 года постройки, общей площадью 4 000 кв.м., расположенный в пер. Школьном, памятник Красным партизанам, 1949 года постройки, расположенный по ул. Матросова, в Едином государственном реестре прав в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, а также Федерального закона от 21 июля 1997 года №122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья