К делу №2-408/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ст. Брюховецкая Краснодарского края 28 июля 2011 г. Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Дорошенко Е.В., при секретаре Ковалевой О.В., с участием представителя истца - помощника прокурора Брюховецкого района Власенко А.Б., представителя ответчика - ОВД по Брюховецкому району Краснодарского края Найденова А.В., представителя ответчика - ГУВД по Краснодарскому краю Прозорова Д.А., рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю по приведению ИВС ОВД по Брюховецкому району в соответствие с санитарными, пожарными нормами и законодательством о лицензировании и возложении обязанностей по устранению нарушений, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Брюховецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю, указывая, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения санитарного, противопожарного законодательства, законодательства о лицензировании, прокуратурой вносились представления, которые не выполнены, просил признать незаконным бездействие ОВД и ГУВД по устранению выявленных нарушений и возложить обязанности на ответчиков по приведению ИВС ОВД по Брюховецкому району в соответствие с указанными нормами. В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, указывая следующее. Проведенной проверкой изолятора временного содержания ОВД по Брюховецкому району установлено, что лица, обвиняемые в совершении преступлений, под стражей содержатся с нарушением Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Закон). Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС ОВД по Брюховецкому району не соответствуют требованиям гигиены и санитарии. В соответствии со ст. 17 Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Согласно статье 23 Закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место и выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, и туалетные принадлежности. В нарушение ст.ст. 23, 34 Закона, Приказа МВД РФ № 140 дсп от 07.03.2006 г. «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» проверкой ИВС установлено, что в 8 камерах оборудованы индивидуальные спальные места в виде 2-х ярусных кроватей, рассчитанные на содержание 40 человек, из них 5 камер с площадью на 1 человека от 2 кв.м до 2,5 кв.м, 2 камеры - с площадью на 1 человека - 1, 9 кв.м., одна камера для 4 человек с площадью на 1 человека - 4,5 кв. м, одна камера- для 4 человек с площадью на 1 человека - 2,3 кв.м, оборудована нарами. Радиодинамики для вещания общегосударственных программ в камерах отсутствуют, имеется только радиодинамик в коридоре блока камер. Столы и скамейки, а также шкафы для одежды спецконтингента, по лимиту мест в камерах отсутствуют. В камерах имеются бетонные полы и оштукатуренные стены, покрытые шпатлевкой, что недопустимо. Комната для свиданий в ИВС отсутствует. В нарушение Приказа МВД РФ № 950 дсп от 22.11.2005 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», санитарных норм и правил СанПиН бытовые условия в камерах не соответствуют требованиям гигиены и санитарии. Так, на момент проверки в изоляторе площадью 5,9 кв.м. находилось 2 человека с туберкулезом, что является нарушением п.п. 6.18-6.20, 10.8.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 7.6, 7.7, 8.2, 8.3, 8.5 СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза». В нарушение п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, камеры ИВС не оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. В нарушение п.п. 3.6.1, 4.3.6 СП 3.5.1378-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» одежда лиц, содержащихся в ИВС, не обрабатывается в дезинфекционной камере, не стирается. В камерах и изоляторе естественное и искусственное освещение недостаточное: в камерах (за исключением камеры <.......>) небольшие световые проемы запаяны густой металлической решеткой, через которые естественный свет практически не попадает в помещения; искусственное освещение представлено лампами накаливания малой мощности, что является нарушением п.п.2.1.1.3.2.1 СанПин 2.2.1./2.1.1.1278-03. В нарушение п.п.9.1-9.3, 9.6, 7.1-7.3, 7.7 СанПиН 2.3.6. 1079-01; п.п. 4.1, 4.2, 4.5 СП 3.1./3.2.1379-03 качественная термическая обработка готовых блюд не обеспечивается, нарушаются сроки хранения готовых блюд. В нарушение п. 96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», гл. 12 СП 3.1/3.2.1379-03, п. 3.5 СП 3.1.1295-03 на медицинскую деятельность не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия. Журнал регистрации инфекционных заболеваний не представлен, в журнале регистрации медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС графы «результат медосмотров» не заполнены, сведения об осмотрах на педикулез, чесотку, состояние здоровья отсутствуют. В ИВС имеется медицинский изолятор для содержания спецконтингента с инфекционными заболеваниями, однако, отделка полов и стен изолятора не позволяют проводить качественную дезинфекцию в нарушение п. 4.1 - 4.3 СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» Программа и результаты производственного контроля в ИВС отсутствуют, что является нарушениями п. 1.1 - 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В ходе проверки, проведенной прокуратурой района с привлечением сотрудников ОГПН Брюховецкого района, ИВС ОВД по Брюховецкому району, были выявлены нарушения законодательства в области соблюдения требований противопожарной безопасности. В соответствии с п.1 ч.2 ст. 37 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В ходе проведенной проверки в ИВС ОВД по Брюховецкому району были выявлены нарушения правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313; - в нарушение п. 60 ППБ-01-03 лампы освещения в ИВС не заключены в колпаки, предусмотренные конструкцией светильника; - в нарушение п. 16 ППБ-01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2002 план (схема) эвакуации людей в случае пожара не разработан в соответствии с ГОСТом; - в нарушение НПБ 110-03, НПБ 88-2001 датчики дыма в ИВС не соответствуют требованиям; - в нарушение п. 108 ППБ-01-03 помещение начальника, заместителя начальника ИВС и кабинет досмотра не укомплектованы первичными средствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Вышеуказанные нарушения неоднократно указывались в актах прокурорского реагирования, направляемых в адрес руководства ОВД по Брюховецкому району. Однако, для устранения вышеуказанных нарушений Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», санитарно - эпидемиологических норм и правил, а также и ведомственных нормативных актов при содержании лиц содержащихся в ИВС по Брюховецкому району руководством ОВД по Брюховецкому району соответствующая информация о необходимости выделения денежных средств на эти цели, неоднократно направлялась балансодержателю здания ИВС, - ГУВД по Краснодарскому краю. Однако, ответы на направленные руководством ОВД по Брюховецкому району в 2009 - 2010, 2011 г.г. обращения в ГУВД по Краснодарскому краю не поступали. Таким образом, действенных мер по устранению нарушений Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», санитарно - эпидемиологических норм и правил и ведомственных нормативных актов руководством ОВД по Брюховецкому району не предпринято. Направленные в 2009-2010 году информации о необходимости выделения денежных средств для устранения вышеуказанных несоответствий ИВС ОВД по району не могут быть расценены как исчерпывающие меры, принимаемые со стороны ОВД по Брюховецкому району для устранения нарушений. Учитывая, что указанные бездействия ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю затрагивают права неопределенного круга лиц, а по ранее принятым мерам реагирования нарушения не устранены до настоящего времени, у прокурора имеются основания для обращения в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ. Истец просил Признать незаконным бездействие ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю выразившееся в следующих нарушениях требований федерального законодательства: - ст. 17 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, п.п.9.1-9.3, 9.6, 7.1-7.3, 7.7 Сан ПиН 2.3.6. 1079-01; п.п. 4.1, 4.2, 4.5 СП 3.1./3.2.1379-03 согласно которым, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное 3-х разовое питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; - ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ, согласно которой, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров; - ст.ст. 23, 34 Закона, Приказа МВД РФ № 140 дсп от 07.03.2006 г. «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых» согласно которых в 8 камерах оборудованы индивидуальные спальные места в виде 2-х ярусных кроватей, рассчитанные на содержание 40 человек, из них 5 камер с площадью на 1 человека от 2 кв.м до 2,5 кв.м, 2 камеры - с площадью на 1 человека - 1, 9 кв.м., одна камера для 4 человек с площадью на 1 человека - 4,5 кв. м, одна камера- для 4 человек с площадью на 1 человека - 2,3 кв.м, оборудована нарами. Радиодинамики для вещания общегосударственных программ в камерах отсутствуют, имеется только радиодинамик в коридоре блока камер. Столы и скамейки, а также шкафы для одежды спецконтингента, по лимиту мест в камерах отсутствуют. В камерах имеются бетонные полы и оштукатуренные стены, покрытые шпатлевкой, что недопустимо. Комната для свиданий в ИВС отсутствует; - Приказа МВД РФ № 950 дсп от 22.11.2005 г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», п.п. 6.18-6.20, 10.8.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», п.п. 7.6, 7.7, 8.2, 8.3, 8.5 СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза», в нарушение которых бытовые условия в камерах не соответствуют требованиям гигиены и санитарии. Так, на момент проверки в изоляторе площадью 5,9 кв.м. находилось 2 человека с туберкулезом; - п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, согласно которому камеры ИВС не оборудованы санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; - п.п. 3.6.1, 4.3.6 СП 3.5.1378-03 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», в нарушение которых одежда лиц, содержащихся в ИВС, не обрабатывается в дезинфекционной камере, не стирается; - п.п.2.1.1.3.2.1 СанПин 2.2.1./2.1.1.1278-03, в нарушение которых в камерах и изоляторе естественное и искусственное освещение недостаточное: в камерах (за исключением камеры <.......>) небольшие световые проемы запаяны густой металлической решеткой, через которые естественный свет практически не попадает в помещения; искусственное освещение представлено лампами накаливания малой мощности; - п.п.9.1-9.3, 9.6, 7.1-7.3, 7.7 СанПиН 2.3.6. 1079-01; п.п. 4.1, 4.2, 4.5 СП 3.1./3.2.1379-03, в нарушение которых качественная термическая обработка готовых блюд не обеспечивается, нарушаются сроки хранения готовых блюд; - п. 96 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», гл. 12 СП 3.1/3.2.1379-03, п. 3.5 СП 3.1.1295-03, в нарушение которых на медицинскую деятельность не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия. Журнал регистрации инфекционных заболеваний не представлен, в журнале регистрации медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС графы «результат медосмотров» не заполнены, сведения об осмотрах на педикулез, чесотку, состояние здоровья отсутствуют; - п. 4.1 - 4.3 СаНПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», в нарушение которых в ИВС имеется медицинский изолятор для содержания спецконтингента с инфекционными заболеваниями, однако, отделка полов и стен изолятора не позволяют проводить качественную дезинфекцию; - п. 1.1 - 1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в нарушение которых Программа и результаты производственного контроля в ИВС отсутствуют; - п. 60 ППБ-01-03 (правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-03, утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313, Далее ППБ) в нарушение которых не заключены лампы освещения в ИВС в колпаки, предусмотренные конструкцией светильника; - п. 16 ППБ-01-03, ГОСТ Р 12.2.143-2002, в нарушение которых не разработан план (схема) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТом; - НПБ 110-03, НПБ 88-2001., в нарушение которых не установлены датчики дыма в ИВС в соответствии требованиям правил; - п. 108 ППБ-01-03 в нарушение которых не укомплектованы первичными средствами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией помещения начальника, заместителя начальника ИВС и кабинет досмотра. 2. Обязать ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю устранить указанные нарушения законодательства. В судебном заседании представитель прокуратуры Брюховецкого района помощник прокурора Власенко А.Б. поддержал требования, изложенные в заявлении, дополнил исковые требования, просил установить годичный срок для устранения нарушений. Представитель ответчика ГУВД по Краснодарскому краю Прозоров Д.А. в судебном заседании требования прокурора о признании незаконным бездействия ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю, выразившегося в несоблюдении требований Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», санитарно - эпидемиологических норм и правил, ведомственных нормативных актов в помещении ИВС ОВД по Брюховецкому району не признал, частично признал исковые требования о возложении обязанности устранить нарушения санитарных и пожарных норм и правил. Полагал предложенный прокурором годичный срок для устранения нарушений разумным. При этом пояснил, что в своем заявлении прокурор Брюховецкого района ссылается на п. 9 ст. 17 ФЗ № 103-ФЗ- 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», согласно которому подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях». Арестованные в ИВС ОМВД России по Брюховецкому району получают бесплатно питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Каких-либо фактов выявления платного питания, материально-бытового, медико-санитарного обеспечения в ИВС прокурором в заявлении не указано. Арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами, нормами санитарной площади на одного арестованного. На момент проверки нарушений санитарной нормы площади на одного арестованного, кроме медицинского изолятора, не было. Ссылка на нарушение норм площади в 2010 году указывает на то, что руководство отдела милиции, ГУ МВД России реагирует на предписания прокуратуры и выполняет требования данного федерального закона. Пункт 45 Правил внутреннего распорядка ИВС, утвержденный приказом МВД России №950-2005 года, в части оборудования камер ИВС санузлами с необходимыми требованиями приватности, столами, скамейками, шкафами, радиоточками не выполнен в полном объеме из-за отсутствия финансирования со стороны МВД России на эти цели. Отсутствие комнаты для свиданий обусловлено тем, что здание ИВС построено в 60-х годах прошлого века, до принятия ФЗ №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Руководством отдела в порядке подчиненности направляются сведения в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а ГУ МВД России по краю соответственно направляет обобщенные сведения в МВД России для получения необходимых денежных и материальных средств. В период с 2009 года до настоящего времени средства на оборудование камер не выделялись. В настоящее время в ИВС убраны лишние спальные места (кроме камеры <.......>) и арестованные содержатся с соблюдением санитарных норм площади. В ближайшее время будет осуществлена покраска стен камер клеевой краской, санитарные узлы будут оборудованы с соблюдением требований приватности. Два человека находились в медицинском изоляторе площадью 5,9 м2, так Кроме того, полагал, что ссылка прокурора на нарушение требований п. 2.1.1., 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 носит неопределенный характер, так как в данных пунктах указано, что помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение, требования к искусственному освещению в зависимости от назначения помещения изложены в таблице 1. В заявлении прокурора указано, что в камерах ИВС имеется естественное освещение. Замеры освещенности помещений ИВС в данном заявлении не указаны и также носят неопределенный характер. Для соблюдения норм СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01 в настоящее время изменен Также представитель ответчика Прозоров Д.А. пояснил, что руководством отдела в настоящее время проводятся активные мероприятия по приведению пожарной сигнализации в ИВС в соответствие с требованиями правил пожарной безопасности в Российской Федерации: производится монтаж датчиков дыма; заказан план (схема) эвакуации людей в случае пожара в соответствии с ГОСТом; укомплектованы первичными средствами пожаротушения кабинеты начальника ИВС, заместителя начальника ИВС, комната досмотра. Выше указанные сведения указывают на то, что руководство ОВД не бездействует. Получение лицензии на осуществление медицинской деятельности без значительных финансовых затрат не представляется возможным. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, осуществление медицинской помощи гражданам возложено на медицинских работников и иных специалистов учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (ст. 20). В соответствии с указанием МВД России от 01.01.2011 года №12/1 «О лицензировании медицинской деятельности спецучреждений милиции» права лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Брюховецкому району, на получение медицинской помощи реализованы путем заключения договора на оказание медицинской, в том числе неотложной помощи с лечебным учреждением МУЗ Брюховецкая ЦРБ, что и указано в данном заявлении. В данном случае отсутствует бездействие ОМВД России по Брюховецкому району и ГУ МВД России по Краснодарскому краю. Журнал регистрации инфекционных заболеваний не предусмотрен Инструкцией, утвержденной совместным приказом МВД России и Минздрава РФ №1115/475 - 1999 года, Правилами внутреннего распорядка ИВС, утвержденными приказом МВД России № 950-2005 года. Журнал медицинских осмотров лиц содержащихся в ИВС ведется в соответствии с п. 9 Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД России и Минздрава РФ № 1115/475 - 1999 года «О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи, производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС». Указывать сведения об осмотрах на педикулез, чесотку в данном журнале не предусмотрено. Также представитель ГУВД Прозоров отметил, что прокурор указывает на то, что в ИВС одежда лиц содержащихся в нем не обрабатывается в дезкамере и не стирается и ссылается на СП 3.5.1378-03 Санитарно-эпидемиологические правила. Дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий. При выявлении больного инфекционным заболеванием, при котором дезинфекция необходима как мера по предотвращению распространения этого инфекционного заболевания, в квартире, жилой комнате, номере проводится текущая дезинфекция, а после эвакуации больного - заключительная дезинфекция. Обязательной дезинфекции и стирке подвергаются только нательное белье и постельные принадлежности при выявлении инфекционных заболеваний у арестованных, в соответствии с требованиями п. 12 Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД России и Минздрава РФ № 1115/475 - 1999 года. Другие случаи необходимости стирки одежды арестованных в Инструкции, утвержденной совместным приказом МВД России и Минздрава РФ № 1115/475 - 1999 года, Правилах внутреннего распорядка ИВС, утвержденных приказом МВД России № 950-2005 года не указаны. В настоящее время одежда арестованных не обрабатывается в дезкамере из-за того, что отсутствуют финансовые возможности установить и подключить ее к коммуникациям. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно- Ст. 9 ФЗ №103-ФЗ 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определено, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел». Руководством ГУ МВД России по Краснодарскому краю постоянно ведется работа по улучшению условий содержания спецконтингента, но отсутствие финансирования не позволяет выполнить ее в полном объеме. В порядке подчиненности в МВД России неоднократно направлялись запросы о необходимости выделения денежных средств, но денежные средства на приведение ИВС края в соответствие с федеральным законодательством не поступали. В настоящее время прорабатывается вопрос о выделении 1,5 млн. рублей для приведения ИВС в соответствии с федеральным законодательством. ГУ МВД России по Краснодарскому краю постоянно отслеживает наполняемости ИВС края и принимает все меры для недопущения нарушений норм санитарной площади для арестованных. Исходя из выше изложенного, считает, что незаконного бездействия со стороны ГУ МВД России по Краснодарскому краю не имеется. Представитель ответчика - ОВД по Брюховецкому району Краснодарского края Найденов А.В. в судебном заседании требования прокурора о признании незаконным бездействия ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю, выразившегося в несоблюдении требований Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», санитарно - эпидемиологических норм и правил, ведомственных нормативных актов в помещении ИВС ОВД по Брюховецкому району не признал, частично признал исковые требования по возложению обязанностей устранить нарушения санитарного и противопожарного законодательства, поддержав доводы, изложенные представителем ГУВД по Краснодарскому краю. Полагал предложенный прокурором годичный срок для устранения нарушений разумным. Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, - территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Тимашевском, Брюховецком, Приморско-Ахтарском районах, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил. Представителя 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС по Краснодарскому краю ОНД Брюховецкого района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представил. Свидетель С - начальник ИВС ОВД по Брюховецкому району в судебном заседании пояснил, что он занимает данную должность с 2007 года, прокуратурой Брюховецкого района систематически проверяется ИВС, в том числе по соблюдению пожарных и санитарных норм. По выявленным нарушениям пожарной безопасности план эвакуации людей на случай пожара уже заказан, в стадии изготовления, количество кроватей в камерах превышало установленные нормы площади на 1 человека, демонтаж кроватей проводится в настоящее время силами сотрудников ИВС, еще полностью не окончен, число кроватей будет соответствовать норме площади на 1 арестованного. Радиодинамиков в камерах нет вообще, число столов, скамеек и шкафчиков для одежды не соответствует установленным номам ввиду отсутствия финансирования данных расходов. В ИВС не соблюдается режим приватности - туалеты не имеют ограждений. Дезкамера имеется, но она не подключена и не используется по назначению, поскольку для ее эксплуатации необходимо выделение отдельного помещения, свободных помещений нет, его надо пристраивать. Питание 3-разовое и было, но до представления прокуратуры его завозили 1 раз в день из «Камелии», в ИВС еду разогревали и раздавали арестованным. После представления прокуратуры еду стали завозить три раза в день, в ИВС ее уже не подогревают и не хранят. Перелимит лиц в ИВС не допускается. Больные содержатся отдельно. Лицензии на медицинскую деятельность в ИВС нет, так как работающий в ИВС штатный фельдшер оказывает только первую помощь больным, на медицинское обслуживание заключен договор с Брюховецкой ЦРБ, имеющей лицензию. Производственный контроль в ИВС не велся. В изоляторе ведется журнал медосмотров согласно приказу, в него вносятся данные о состоянии здоровья арестованных, если выявлены болезни или телесные повреждения, в этот журнал вносятся такие данные, арестованные в нем расписываются. Журнал установленной формы, ведется, как указано в Приказе. Журнал инфекционных болезней Приказом МВД не предусмотрен и поэтому не ведется. Полы в ИВС бетонные неокрашенные, в камерах деревянные, стены камер, медицинского изолятора краской не окрашены, плиткой не отделаны. По нормам пожарной безопасности - в коридоре ИВС предусмотрено резервное освещение, которое давно не работает, патроны этого освещения пустые без лампочек и защитных колпаков, пожарные указывают, что это небезопасно - в случае пожара при попадании воды в открытые патроны это может привести к загоранию электропроводки. Нарушение будет устранено. Нарушения по отсутствию пожарной сигнализации, датчиков дыма, системе оповещения на случай пожара и укомплектованности огнетушителями уже устранены, что подтверждается актом выполненных работ. По мере возможностей силами сотрудников ИВС нарушения устраняются, но по отдельным пунктам представлений требуются значительные финансовые ресурсы, которых не выделяют. Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям. Исковые требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчиков по устранению нарушений санитарного и противопожарного законодательства не нашли подтверждение в судебном заседании. Из показаний свидетеля Стром К.П., актоа приемки выполненных работ от 15.06.2011 года, акта приемки системы в эксплуатацию от 15.06.2011 года усматривается, что ОВД частично устранены нарушения пожарной безопасности путем установки системы пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, установке датчиков дыма, ИВС полностью укомплектова огнетушителями, что дает основание в данной части отказать в иске и по исковым требованиям об устранении указанных нарушений. Из писем ОВД по Брюховецкому району в ГУВД КК за январь - май 2011 года усматривается, что руководство ОВД многократно обращалось в ГУВД КК по вопросам финансирования мероприятий по приведению ИВС в соответствие с санитарными и пожарными нормами и правилами. Из писем ГУВД края, адресованных в Департамент взаимодействия с правоохранительными органами администрации Краснодарского края, ДООП МВД России за 2009-2001 годы усматривается, что ГУВД Краснодарского края систематически обращалось в МВД России по вопросу выделения финансовых средств на ремонт и реконструкцию ИВС ОВД по Брюховецкому району, однако в запрашиваемом объеме денежных средств не выделялось. Свидетель С суду показал, что питание больше в ИВС не разогревается, завозится ежедневно в горячем виде, схема эвакуации людей при пожаре заказана, ведется демонтаж лишних кроватей, перелимит арестованных в ИВС не допускается. Из приведенных документов и свидетельских показаний не усматривается бездействия ответчиков по принятию мер к устранению нарушений пожарных и санитарных норм в ИСВ, однако суд принимает во внимание, что принятые ответчиками меры не позволили в полной мере обеспечить надлежащие условия содержания арестованных. В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска прокурора в части признания бездействия ответчиков незаконным. Истцом не представлено доказательств нарушения п. 2.1.1, 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 по недостаточной освещенности камер, замеры освещенности не проводились, а также нарушения порядка ведения журнала медицинских осмотров арестованных. Из показаний свидетеля С, не оспоренных истцом усматривается, что в ИВС уже устранены нарушения п. 9.1-9.3, 9.6, 7.1-7.3, 7.7 СанПиН 2.3.6. 1079-01, п. 4.1, 4.2,4.5 СП 3.1/3.2.1379-03 в части подогрева пищи и сроков хранения готовых блюд. Актами выполненных работ и введения в эксплуатацию подтверждается частичное устранение нарушение пожарных норм и правил. Указанные нарушения на момент рассмотрения дела устранены либо не подтверждены истцом, в связи с чем в удовлетворении исковых требований об устранении приведенных нарушений прокурору следует отказать. В остальной части иск обоснован и подтвержден представленными документами и подлежит удовлетворению. С учетом финансовых возможностей ОВД и ГУВД края, объема и характера нарушений, которые подлежат устранению, суд приходит к убеждению, что установление ответчикам годичного срока для приведения ИВС в надлежащее состояние является разумным и достаточным. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия ОВД по Брюховецкому району и ГУВД по Краснодарскому краю по приведению ИВС ОВД по Брюховецкому району в соответствие с санитарными, пожарными нормами и законодательством о лицензировании и возложении обязанностей по устранению нарушений удовлетворить частично. Возложить на ГУВД Краснодарского края и ОВД по Брюховецкому району в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить следующие нарушения: Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на свидания, установленное ст. 18 Федерального закона «О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых», Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на надлежащее материально-бытовое обеспечение, включающее право на соблюдение нормы площади на 1 человека, на индивидуальное спальное место, на обеспечение средствами радиосвязи, столом и скамейками по лимиту мест в камере, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, предусмотренное ст. 23 Федерального закона «О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых» и п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ № 950 от 22.11.2005 года, Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на надлежащее медико-санитарное обеспечение, включающее право на обработку одежды в дезинфекционной камере, на дезинфекцию помещений ИВС, на охрану здоровья, предусмотренное ст. 24 Федерального закона «О порядке содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых» и требованиями п. 3.6.1, 4.3.6 СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности» и Приказом МВД России № 140 от 07.03.2006 года «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», п. 12.3 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», 3.5, 7.7, 7.6, 8.2,8.3, 8.5 СП 3.1.1295-03 «Профилактика туберкулеза», Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на охрану здоровья, включающее право на содержание в медицинском изоляторе, отвечающем требованиям п.п. 4.1-4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на охрану здоровья, включающее обязанность администрации ИВС по осуществлению внутреннего производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, установленного п.п. 1.1-1.5 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на надлежащее медико-санитарное обеспечение, включающее право на оказание медицинской помощи медицинским персоналом ИВС, имеющим лицензию на медицинскую деятельность, предусмотренную п. 96 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Нарушения прав лиц, содержащихся под стражей, на бытовые условия, отвечающие требованиям пожарной безопасности путем устранения нарушений п. п. 16 и 60 НПБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС РФ № 313 от 28.06.2003 года. В остальной части в иске отказать. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись. Копия верна. Судья________________Е.В. Дорошенко
как они были инфицированы микробактерий туберкулеза, и не было возможности
разместить их в других камерах ИВС. Ссылка прокурора на п. 10.8.3 СанПиН
2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», согласно которому в туберкулезном стационаре необходимо предусмотреть наличие боксированных палат для пациентов с туберкулезом, вызванным возбудителем с множественной лекарственной устойчивостью», не объективна, так как ИВС не является туберкулезным стационаром и должен иметь только медицинский изолятор.
порядок доставления готовых блюд для питания спецконтингента: доставка осуществляется 3 раза в сутки. Пища в ИВС не хранится. Разогрев пищи не производится.
эпидемиологическом благополучии населения» Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его
осуществления». У ИВС ОМВД России по Брюховецкому району нет функций по производству, хранению, транспортировки и реализации продукции, выполнению работ и оказанию услуг, следовательно, необходимость в производственном контроле отсутствует.