Решение от 19 октября 2011 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района



К делу №2-571/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст. Брюховецкая Краснодарского края      19 октября 2011 г.

Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Мосьпан Д.А.

при секретаре Ульяницкой Г.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Брюховецкого района Вихор П.Н.,

представителя ответчика – администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по доверенности Козловой Н.А.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по несоблюдению ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по несоблюдению ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения, указывая, что в соответствии с поступившим заданием прокуратуры края прокуратурой Брюховецкого района, на основании ст. 21 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» с привлечением сотрудников ОГИБДД ОВД по Брюховецкому району проведена проверка состояния улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения.

Основные требования, направленные на повышение безопасности дорожного движения и устранения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, отражены в ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги».

Администрацией Свободненского сельского поселения Брюховецкого района допускается эксплуатация улично-дорожной сети в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно акта состояния улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения от 16 сентября 2011 года, составленного ОГИБДД ОВД по Брюховецкому району, на территории Свободненского сельского поселения необходимо произвести следующие виды ремонтных работ улично-дорожной сети: произвести обрезку деревьев по всей территории улично-дорожной сети, произвести установку ограждений на мостах, произвести планировку обочин, ремонт, произвести ямочный ремонт.

Невыполнение указанных действий является нарушением требований п. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которым содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

Как предусмотрено п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, эти полномочия являются их расходными обязательствами. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения, решение которых в силу ст. 30 Закона Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» относится к компетенции местной администрации муниципального образования.

Согласно положениям ст. 2 ч. 1 Закона края от 29.11.2005 года № 950-КЗ «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период» с 01.01.2006 органам местного самоуправления поселений передается решение вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления обязаны принимать меры к обустройству дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, также организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Согласно п.1, 10, 11,12 ст. 13. Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Далее закон) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ст. 22, ч. 2 ст. 46 Закона объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. На основании вышеуказанного закона элементами обустройства автомобильных дорог являются: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Кроме того, п. 3.12 решения Совета безопасности при главе администрации Краснодарского края от 02.09.2008 №36 «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по сокращению аварийности в Краснодарском крае» главам муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано создать в структуре администраций подразделения, осуществляющие функции управления в сфере организации движения, возложив на них выполнение проектных работ в области организации дорожного движения, разработку схем и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах заселенных пунктов, нормотворческую деятельность по вопросам безопасности дорожного движения.

Пунктами 22, 22.7 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 (ред. от 07.07.2003) "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" заместитель начальника отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, а также управления (отдела) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, курирующий деятельность службы ДИиОД организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Предписывает или разрешает указанным организациям установку других технических средств организации дорожного движения

В ходе проверки установлено, что администрацией Свободненского сельского поселения до настоящего времени схемы и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах заселенных пунктов не разработаны, что подтверждается информацией начальника ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району.

Указанное бездействие администрации Свободненского сельского поселения нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

На основании изложенного прокурор Брюховецкого района просит признать незаконным бездействие администрации Свободненского сельского поселения по несоблюдению требований ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения, обязать администрацию поселения выполнить комплекс мероприятий по устранению нарушений требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», указанных в акте проверки состояния улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения ОГИБДД ОВД по Брюховецкому району от 16 сентября 2011 года, разработать схемы и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах заселенных пунктов Свободненского сельского поселения.

В судебном заседании представитель прокуратуры Брюховецкого района поддержал требования, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика – администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района Козлова Н.А. в судебном заседании требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по несоблюдению требований ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения не признала, суду пояснила, что администрацией Свободненского сельского поселения выполнены следующие мероприятия, направленные на повышение безопасности дорожного движения и устранения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий в соответствии с актом комиссионной проверки улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения от 16 сентября 2011 года: с декабря 2010 года по настоящее время вдоль дорог по ул. Ленина, ул. Гагарина, ул. Октябрьской спилено более 80 деревьев, ямочный ремонт будет произведен в ближайшее время. Договор на выполнение работ на сумму 280 тыс. руб. заключен, в ноябре месяце 2011 года работы будут завершены, планировка обочин по ул. Октябрьской начата, работы приостановлены из-за погодных условий, в проекте бюджета на 2012 год будут предусмотрены средства на разработку схемы и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах населенных пунктов Свободненского сельского поселения.

Однако в связи с тяжелым финансовым положением, администрация Свободненского сельского поселения не имеет возможности для устранения вышеуказанных нарушений в полном объеме. В 2011 году существенно снизились поступления налоговых платежей в бюджет поселения. В связи с изменением налогового законодательства в 2011 году в бюджет поселения не поступают денежные средства от уплаты физическими лицами двух основных местных налогов, а именно налога на имущество физических лиц и налога на землю, принадлежащую физическим лицам. Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков физических лиц, в соответствии с налоговым законодательством, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующим за истекшим налоговым периодом, срок уплаты налога на имущество физических лиц установлен законодательством не позднее 1 ноября года, следующим за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ (часть 2), п. 9 ст.5 Закона РФ от 09.12.2001 года № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц»).

На основании изложенного просит суд в удовлетворении иска прокурора Брюховецкого района отказать.

Доводы заявителя полностью подтверждаются надлежаще оформленными и предоставленными в суд письменными доказательствами, а именно актом комиссионной проверки улично-дорожной сети от 16 сентября 2011 года с фототаблицами, предписанием №88 в адрес администрации Свободненского сельского поселения от 17 сентября 2011 года.

Так, согласно акту проверки улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения от 16 сентября 2011 года на территории Свободненского сельского поселения необходимо произвести следующие виды ремонтных работ улично-дорожной сети: обрезку деревьев по всей территории улично-дорожной сети, установку ограждений на мостах, произвести планировку обочин, ремонт, произвести ямочный ремонт ул. Октябрьской.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» муниципальные образования в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, эти полномочия являются их расходными обязательствами.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления обязаны принимать меры к обустройству дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, также организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения, решение которых в силу ст. 30 Закона Краснодарского края «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к компетенции местной администрации муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Краснодарского края от 29 ноября 2005 года №950-КЗ «Об определении порядка решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в переходный период» с 01 января 2006 года органам местного самоуправления поселений передается решение вопросов местного значения по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Согласно п. 1, 10, 11,12 ст. 13 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 6 ст. 22, ч. 2 ст. 46 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения. На основании вышеуказанного закона элементами обустройства автомобильных дорог являются: сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Согласно п. 3.12 решения Совета безопасности при главе администрации Краснодарского края от 02.09.2008 года №36 «О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по сокращению аварийности в Краснодарском крае» главам муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано создать в структуре администраций подразделения, осуществляющие функции управления в сфере организации движения, возложив на них выполнение проектных работ в области организации дорожного движения, разработку схем и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах заселенных пунктов, нормотворческую деятельность по вопросам безопасности дорожного движения.

Согласно информации начальника ОГИБДД ОМВД России по Брюховецкому району исх. №228, № 68/12-1269, № 68/12-1263, 68/12-314, № 313, № 2497, № 68/12-1244, № 68/12-2496, № 68/12-2876 администрацией Свободненского сельского поселения до настоящего времени схемы и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах населенных пунктов не разработаны.

В соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

Исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, суд приходит к убеждению о том, что требования прокурора Брюховецкого района обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме, администрацией Свободненского сельского поселения каких-либо доказательств свидетельствующих о выполнении работ по приведению улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения в соответствии с требованиями ГОСТ, СНиП суду не предоставлено.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора Брюховецкого района о признании незаконным бездействия администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по несоблюдению ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения не противоречат закону и не нарушают охраняемые законом права и интересы других лиц. Таким образом, имеются основания для удовлетворения указанных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по несоблюдению ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Свободненского сельского поселения Брюховецкого района по несоблюдению ГОСТов, СНиП при эксплуатации улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения.

Обязать администрацию Свободненского сельского поселения Брюховецкого района поселения выполнить комплекс мероприятий по устранению нарушений требований ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», указанных в акте проверки состояния улично-дорожной сети Свободненского сельского поселения ОГИБДД ОВД по Брюховецкому району от 16 сентября 2011 года, разработать схемы и дислокации технических средств организации дорожного движения на улицах заселенных пунктов Свободненского сельского поселения.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья