К делу №2-461/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ст. Брюховецкая Краснодарского края 21 октября 2011 г.
Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Дорошенко Е.В.,
при секретаре Ковалевой О.В.,
с участием представителя истца по доверенности Самсоновой Т.А.,
представителя ответчика Дрога А.А.,
представителя 3-его лица Е,
рассмотрев гражданское дело по иску Алексеенко Н.В к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды в помещении кухни жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды в помещении кухни жилого дома, указывая, что является собственником земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м., кадастровый номер <........>, расположенного по адресу: Краснодарский край станица Брюховецкая улица Орджоникидзе, <........>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права выданным <........>, о чем в ЕГРП <........> заделана запись о регистрации <........> Истица также является собственником жилого дома с пристройками (литер А,а,а1), общей площадью 90,3 кв.м, жилой площадью 42,2 кв.м, кадастровый номер <........>, расположенного по адресу: Краснодарский край станица Брюховецкая улица Орджоникидзе, <........> что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права выданным <........>, о чем в ЕГРП <........> заделана запись о регистрации <........>
В <........> году собственница Алексеенко Н.В. установила прибор учета холодной воды СГВ -15, по которому оплачивала воду ООО «Брюховецкому водопроводному хозяйству» по настоящее время. Прибор учета холодной воды устанавливался сотрудниками организации в помещении кухни жилого дома.
<........> контролер ООО «БВХ» С составил Акт № <........> согласно которого Алексеенко Н.В. обязана заменить водомер на новый магнитозащищенный, а также вручил Уведомление № <........> с требованием о проведении поверки водомерного устройства в течение одного месяца, заменить на новый и установить его согласно техническим условиям на врезке в уличный водопровод, до <........>
Врезка в уличный водопровод находится не возле домовладения по ул. Орджоникидзе, <........>, а на улице Красной, на расстоянии 50 метров от домовладения. Представитель ООО «БВХ» пояснил, что Алексеенко Н.В. обязана за свой счет прорыть траншею длинною в 75 метров, заменить водопроводную трубу, установить кирпичный колодец, оплатить работы по подключению воды.
Алексеенко Н.В. просила разъяснить ей на каком основании на нее возложены обязанности по выполнению данного вида работ, и почему нельзя заменить прибор учета холодной воды на месте ранее установленного, представитель ООО «БВХ», заявил, что это правила, которые подлежат исполнению и все.
Истица Алексеенко Н.В. не согласна с требованием ответчика по делу полагает, что оно незаконно, а соответственно и Акт № <........> с Уведомлением № <........> от <........> подлежит признанию незаконным и отмене в судебном порядке.
<........> Алексеенко обратилась к ответчику с Заявлением о предоставлении технических условий на установку водомера.
<........> Алексеенко было выдано разрешение по установке узла учета холодной воды, согласно которого точка установки узла учета на врезке в уличный водопровод, а не в месте, где уже установлено водомерное устройство.
Алексеенко установила водомерное устройство в домовладении на прежнем месте и <........> обратилась к ответчику с заявлением опломбировать его.
Однако ответчик отказался опломбировать водомерный счетчик в домовладении.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года за № 307, с ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23.11.2009г., в настоящее время, лица не установившие приборы учета до вступления в законную силу указанных Правил и Закона, обязаны устанавливать приборы учета в местах врезки в центральную сеть водоснабжения.
Правоотношения между Алексеенко Н.В. и ООО «БВХ», осуществляющим подачу воды, возникли до вступления в силу Закона и Правил. Наступление срока очередной государственной поверки приборов учета не свидетельствует о прекращении ранее возникших правоотношений. Следовательно, положения ч.1 ст. 13 Закона распространяются только на случаи отсутствия приборов учета у потребителя коммунальных услуг.
Ответчик обязан осуществлять деятельность по установке, замене приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми они осуществляют. Ответчик не вправе отказать Алексеенко Н.В. в замене прибора учета используемого энергетического ресурса, снабжение которым уже осуществляется.
Согласно п. 52 Правил потребитель обязан использовать приборы учета, обязан обеспечить сохранность пломб на приборах учета, установленных в жилом помещении. Из вышеуказанных норм следует, что приборы учета могут устанавливаться в жилых помещениях, а не в месте присоединения к системе централизованного водоснабжения.
Ранее в связи с выявленными нарушениями законодательства со стороны должностных лиц ООО «БВХ» в прокуратуре Брюховецкого района готовилось представление с требованием об устранении допущенных нарушений законодательства и прав граждан (см. копию ответа Прокуратуры от <........>). Но как видно и спустя год ответчик не изменил привычке нарушать Закон и права граждан.
Истица просила признать незаконными требования ответчика, содержащиеся в уведомлении № <........> от <........>, разрешении на установку прибора учета холодной воды от <........> по установке магнитозащищенного прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и обязать ответчика опломбировать установленный ею прибор учета холодной воды в жилом доме, в помещении кухни домовладения по адресу: ст. Брюховецкая ул. Орджоникидзе, <........>
Представитель истицы Самсонова Т.А. в судебном заседании иск поддержала полностью, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила. Дополнительно пояснила, что в ответ на заявку истицы от <........> об опломбировании установленного ею своими силами счетчика она получила письменный отказ ответчика, с которым также не согласна. По ее заявке от <........> представители ответчика к ней не выезжали и не проверяли соблюдение технических условий по замене прибора учета холодной воды. Требования БВХ полагает необоснованными также в связи с тем, что водопроводная труба на <........> была проложена сельским советом еще до <........> года, о чем свидетельствуют документы о газификации домовладения истицы за <........> год, где отражено наличие центрального водоснабжения в доме и на улице Орджоникидзе, в то время как на схеме магистрального водопровода ответчика не отражено наличие сети труб на участке улицы Оржоникидзе, прилегающем к дому истицы. Кроме того, полагает, что истица, на которую возложена обязанность по обеспечению сохранности счетчика, пломбы на нем, не сможет должным образом обеспечить эту сохранность при условии установки счетчика в колодце на улице ( в месте врезки в уличный водопровод), поскольку к объекту будет обеспечен доступ не только работникам БВХ, но и любым посторонним лицам.
Представитель ответчика ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Дрога А.А. иск не признал полностью, суду пояснил, что Приказом Минэнерго РФ № 149 от 07.04.2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» регулируется порядок заключения договора на установку (замену) прибора учета энергетических ресурсов, согласно которого граждане-абоненты обращаются с заявками на установку (замену) приборов учета. Согласно данного приказа организация-поставщик энергетических ресурсов проводит ряд мероприятий, в т.ч. по определению места установки прибора учета. К процессу установки (замены) прибора учета у энергоснабжающей организации подход индивидуальный по обращению каждого абонента - прием заявки, выезд на место, выдача технических условий, направление проекта договора и т.п. действия). Истец к ответчику с подобной заявкой на заключение договора не обращался, хотя в исковом заявлении указывает, что ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» не вправе отказать ей, как абоненту, в замене прибора учета.
Из искового заявление очевиден факт самовольной установки прибора учета истцом, что прямо противоречит п. 53 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» «потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение».Не указано, какая организация (имеющая на это право в соответствии с законом) произвела установку прибора учета холодной воды.
В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).
Поскольку договор на отпуск питьевой воды является публичным договором, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Публичным является также и договор на установку (замену) прибора учета энергетических ресурсов в силу прямого указания на это в Приказе Минэнерго РФ № 149 от 07.04.2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы. *
Согласно п. 7 Правил № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления.
Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.
Позицию истца основанная на том, что домовладение принадлежит ей на праве собственности и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выдача технических условий на строительство дворового водопроводного ввода на нее не распрастраняется, и, следовательно, в связи с чем нормы действующего законодательства не должны применяться к Абоненту Алексеенко, считает ошибочной, т.к. это существенно нарушает нормы материального права.
Пункт 5 статьи 426 ГК РФ говорит о ничтожности условий, если они не одинаковые для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям правил Правительства Российской Федерации.
Условия публичного договора, распространяются на отношения с любыми потребителями как заключившими договор, так и имеющими намерение его заключить.
Иные условия договора, в том числе и согласованные в заключенных сторонами договорах, являются ничтожными в силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ.
Нарушение норм материального права также заключается в нарушении Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п.1 ст. 13 указанного Закона: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам». Согласно п.6 ст. 13 до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления Закона N 261-ФЗ в силу жилых домов обязаны обеспечить установку приборов учета используемой воды на границе с централизованными системами, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Следовательно, собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится по нормативу потребления, так как это не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика Дрога А.А. просил в иске отказать полностью.
Представитель 3-его лица – администрации Брюховецкого сельского поселения Е полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суду пояснил, что водопроводная сеть ст. Брюховецкой, включающая в себя водозаборы, артскважины, водопроводные линии и другие объекты, находится в собственности Брюховецкого сельского поселения. На основании договора аренды от <........> это имущество передано ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство». Технического паспорта на водопроводные линии ст. Брюховецкой не имеется, в сельском поселении также нет схемы расположения водяных труб. Схема магистральных трубопроводов по воде имеется у ответчика. Также полагает незаконными требования ответчика об установке прибора учета холодной воды на врезке в магистральный водопровод, так как это приведет к тому, что от каждого частного домовладения начнут рыть траншеи к магистральному проводу, в том числе и через асфальтированные дороги, производить снова врезку в центральный водопровод, потом на месте врезки строить колодцы, закрывать их крышками. Это приведет к нарушению целостности дорог, тротуаров, неприглядному внешнему виду улиц, в том числе центральных. Потребителям будет крайне затруднительно обеспечивать сохранность приборов учета воды в колодцах на улице, где любой сможет, не прилагая значительных усилий, проникнуть в колодец.
Допрошенный в качестве специалиста Р – специалист отдела архитектуры и градостроительства администрации Брюховецкого сельского поселения – суду пояснил, что в градостроительных нормах, в том числе местных, не урегулированы вопросы размещения колодцев для приборов учета потребления энергетических ресурсов. Не урегулирована данная проблема и в законе «О техническом регламенте безопасности зданий и сооружений», в СНиПе «Градостроительство. Планировка и застройка городов и сельских поселений». Согласно ФЗ «Об энергосбережении» потребитель должен обеспечить сохранность прибора учета энергетических ресурсов и свободный доступ контролирующей организации к этим ресурсам. Установка прибора учета на врезке в магистральный водопровод для обеспечения сохранности прибора должна обеспечить отсутствие доступа к этому прибору посторонних лиц, то есть колодец должен быть закрыт крышкой на замок, что не обеспечивает беспрепятственного доступа к объекту котролерам самого ООО «БВХ».
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, специалиста, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Истица является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ст. Брюховецкая ул. Орджоникидзе<........> что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности.
В <........> году Алексеенко Н.В. установила прибор учета холодной воды СГВ -15, по которому оплачивала воду ООО «Брюховецкому водопроводному хозяйству» по настоящее время. Прибор учета холодной воды устанавливался сотрудниками организации в жилом доме - помещении кухни. Наличие прибора учета холодной воды с 2002 года в помещении кухни жилого дома Алексеенко Н.В. ответчиком не оспаривалось, это обстоятельство также подтверждается абонентской книжкой по расчету за воду, согласно которой у истицы сохранились квитанции по оплате воды по кубатуре с <........> года по настоящее время, при этом до <........> оплата производилась по старому счетчику, с <........> – по новому, установленному истицей взамен прежнего, срок поверки которого истек.
<........> контролер ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» С составил Акт <........>, согласно которому Алексеенко Н.В. обязана заменить водомер на новый магнитозащищенный, а также вручил Уведомление № <........> с требованием о проведении поверки водомерного устройства в течение одного месяца, заменить на новый и установить его согласно техническим условиям на врезке в уличный водопровод, до <........>
<........> Алексеенко обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических условий на установку водомера (в деле имеется)
<........> истице было выдано разрешение по установке узла учета холодной воды, согласно которого точка установки узла учета на врезке в уличный водопровод, требования к счетчику – мокроходу- диаметр 15-20 мм, предназначенный для измерения питьевой воды по ГОСТ Р 51232 и зарегистрированный с госреестре.
Истица установила самостоятельно прибор учета холодной воды – счетчик воды крыльчатый модернизированный ВСКМ 90- 15, 20 с диаметром условного прохода 15 и 20 мм для питьевой воды по ГОСТу Р 51232, защищенный от воздействия магнитного поля, что подтверждается паспортом счетчика и не оспорено ответчиком. Прибор истицей установлен на прежнем месте- в кухне жилого дома.
При этом соответствие прибора учета холодной воды установленным требованиям ответчиком не оспаривалось, согласно паспорту прибор соответствует установленным ответчиком техническим требованиям.
<........> истицей подано заявление ответчику об опломбировании прибора учета холодной воды. Однако ответчиком не осуществлялась проверка технических условий установки прибора с выездом на место, что подтвердил представитель ответчика Дрога А.А.
Ответчик не оспаривал соблюдение истицей иных технических условий по установке прибора учета холодной воды, кроме места установки на врезке в уличный водопровод, в связи с чем суд считает установленным и доказанным, что установленный на месте прежнего – в летней кухне – прибор учета холодной воды ВСКМ 90- 15, 20 установлен согласно техническим требованиям ответчика, за исключением требования по месту установки.
Согласно письменному ответу от <........> ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» отказало истице в опломбировании прибора, поскольку он установлен не на врезке в уличный водопровод и лицом, не отвечающим требованиям, предусмотренным п. 8 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении».
Письменный договор по эксплуатации прибора учета холодной воды ответчиком с истицей не заключался как ранее, так и после замены счетчика.
Отношения между истицей как потребителем воды и ответчиком как ресурсоснабжающей организацией регламентируются ст.ст. 539-547 ГК РФ (часть вторая), если иное не установлено другими нормативными актами. При этом законодательство содержит различные условия и правила пользования коммунальными услугами для потребителей, использующих эти услуги для бытовых нужд, и потребителей – организаций, пользующихся услугами для иных нужд.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Таким образом, из положений ГК РФ следует, что энергия, в том числе вода, подается энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть, при этом договор энергоснабжения считается заключенным с момента подключения потребителя к присоединенной сети, а не к системам централизованного снабжения. Потребитель обязан соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Одновременно потребитель и энергоснабжающая организация обязаны выполнять требования относящихся к ним нормативно-правовых актов по вопросам, не урегулированным ГК РФ.
Согласно ч.1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам…
Из системного толкования норм ГК и указанных положений ФЗ «Об энергосбережении» следует, что законодательство различает понятия – система централизованного снабжения и присоединенная сеть.
Кроме того, статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении» установлено, что установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к централизованным системам только в случаях, когда иное не установлено нормативно-правовыми актами.
Пунктом 7 действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года (далее Правила № 307), установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Правила № 307 содержат конкретные нормы, регламентирующие место установки прибора учета холодной воды – на границе сетей коммунальной инфраструктуры с сетями, принадлежащими собственникам жилых домов. При этом п.7 и п.13 Правил № 307 предусмотрено, что на собственника жилого дома возлагается ответственность только за состояние внутридомовых инженерных систем, понятие которых установлено п. 3 Правил - "внутридомовые инженерные системы" – это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.
Судом также учитывается содержащееся в п.6 Правил № 307 понятие холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение – это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. То есть Правила № 307 также содержат понятие присоединенной сети, которая связывает центральные сети с внутридомовыми инженерными сетями.
Поскольку Правилами № 307 на потребителя возложена ответственность только за внутридомовые инженерные системы, то возложение на него обязанности по врезке в уличный водопровод и ответственности за эксплуатацию присоединенной сети, проходящей вне жилого помещения, не основана на законе.
Пункт 34 Правил № 307 предусматривает, что в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно.
Из указанных положений Правил № 307 следует, что исполнитель (энергоснабжающая организация), а не потребитель отвечает за присоединенную сеть.
Разъяснение по границе ответственности между потребителем и ресурсоснабжающей организации дано также в Письме Минрегионразвития от 20 марта 2007 г. N 4967-СК/07, согласно которому в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила), собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п.5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом в законе речь идет об обеспечении приборами учета потребляемых энергетических ресурсов именно домов, а сетей централизованного водоснабжения на улицах, как трактует закон ответчик.
Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 года № 170 (далее Правила № 170), помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 град. С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.
Из системного толкования указанных положений ГК РФ, ФЗ «Об энергосбережении», Правил предоставления коммунальных услуг № 307, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 следует, что Правилами № 307 и Правилами № 170 установлено место установки прибора учета холодной воды в помещениях на границе внутридомовых инженерных сетей и системы коммунального водоснабжения, включающей в себя централизованные системы и присоединенную сеть, расположенные вне жилых помещений. Поскольку Правилами № 307 и № 170 определено место установки прибора учета холодной воды, то положения п.1 ст. 13 ФЗ «О ресурсосбережении» об установке учета прибора на границе с системой централизованного водоснабжения не применяются.
Такое применение закона соответствует обязанностям потребителя, установленным ст.ст. 539,540, 543 ГК РФ и п. 52 Правил № 307: при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Перечисленные в Правилах № 307 обязанности потребителя не противоречат положениям ГК РФ и содержат прямое указание на то, что потребитель обеспечивает сохранность пломб только на приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Исполнитель (энергоснабжающая организация) имеет право не чаще 1 раза в 6 месяцев снимать показания с индивидуальных приборов учета, и проверять техническое состояние приборов учета, установленных в жилом помещении. При неисполнении потребителем обязанности допуска исполнителя для проверки прибора учета пунктом 24 Правил № 307 регламентирована процедура расчета стоимости услуг по нормативу потребления на 1 человека, а не по показаниям прибора учета.
Новое законодательство, направленное на реализацию ФЗ «Об энергосбережении», в частности Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 11 мая 2011 года, содержат понятие централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, под которыми понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам, и понятие внутридомовых инженерных систем в жилых домах, которые включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Кроме того, п. 81 Указанных новых Правил предусматривает, как и закон «Об энергосбережении», что приборами учета оснащаются жилые и нежилые помещения, что в системном толковании указывает на установку приборов в жилых и нежилых помещениях в местах присоединения сетей к внутридомовым инженерным системам, а не на улице – на землях общего пользования.
Ссылка ответчика на самовольную замену истицей прибора учета потребления холодной воды судом расценивается как необоснованная виду того, что прибор был заменен по указанию самого ответчика, содержащемся в акте и уведомлении от 15.07.2011 года.
Согласно п. 8 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Вместе с тем законодательство не сдержит каких-либо специальных требований к лицам, которые могут устанавливать (производить замену) приборов учета холодной воды, в связи с чем потребитель вправе установить их самостоятельно с соблюдением технических условий.
При рассмотрении иска по существу судом также исследовалось ценообразование по поставкам холодной воды.
При этом судом установлено, что согласно ст. 7 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Производственная программа включает:
1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;
2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Методы регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса установлены ст. 8 указанного закона. В их число входит метод установления фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
Таким образом, законодательство содержит механизм покрытия расходов организаций ЖКХ на улучшение качества производимых товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, то есть на ремонт и обслуживание этих объектов согласно производственной программе.
Приказом РЭК департамента цен и тарифов Краснодарского края от 02.11.2010 года утвержден экономически обоснованный тариф на холодную воду для ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» в сумме 15, 43 рубля за 1 кубометр.
Из представленной производственной программы ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» на 2011 год усматривается, что ответчиком в тариф на холодную воду включены потери к объему отпущенной воды в сеть в размере 30, 1%, мероприятия по текущему ремонту и замене водопроводных сетей различного диаметра, общестроительные работы, замена артезианских насосов и т.п. Иными словами в тариф ООО «БВХ» на холодную воду включены мероприятия по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры и улучшение качества услуг.
Как видно из договора аренды от 01.11.2007 года водозаборы, водопроводная линия ст. Брюховецкой 12 км и другие объекты, относящиеся к водоснабжению, находятся у ответчика в аренде, принадлежат на праве собственности Брюховецкому сельскому поселению.
При этом технического паспорта водопроводной линии ст. Брюховецкой не имеется.
Ответчиком представлена схема магистральных сетей водопровода ст. Брюховецкой, из которой усматривается, что по улице Орджоникидзе в районе домовладения истицы (<........> магистральный водопровод не проложен, ближайшая магистраль проходит по улице Красной.
Вместе с тем согласно техническому паспорту домовладения истицы за <........> год, проекту газификации жилого дома и акту о выполненных работах по газификации усматривается, что по состоянию на <........> дом истицы уже был подключен к централизованному водоснабжению. На схеме к проекту газификации отображено наличие водопроводной трубы по ул. Орджоникидзе около дома истицы. Таким образом, суд считает установленным, что присоединенная сеть, связывающая магистральный водопровод с домом истицы существует как минимум с <........> года, то есть существовала на момент первоначальной установки прибора учета холодной воды и на момент передачи водопроводных линий в аренду ответчику.
Как установлено судом, граница ответственности потребителя Алексеенко Н.В. и исполнителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» проходит по внутридомовым инженерным сетям и присоединенной сети. Указанное означает, что реконструкция присоединенной сети может быть включена ответчиком в производственную программу и затраты на нее учитываются в тарифе на холодную воду, оплачиваемую потребителями. В то же время требования ответчика об установке учета прибора холодной воды на врезке в магистральный водопровод (уличный) на практике приведут к тому, что потребитель за собственный счет проведет реконструкцию присоединенной сети, находящейся в границе ответственности ООО «БВХ».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности требований ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к истице Алексеенко Н.В. об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод, содержащихся в акте <........> от <........> и разрешении по установке узла учета холодной воды от <........> и возложении на ответчика обязанности по опломбированию установленного истицей в кухне жилого дома прибора учета холодной воды – счетчика воды крыльчатого модернизированного ВСКМ 90-15,20.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Алексеенко Н.В к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды в помещении кухни жилого дома удовлетворить полностью.
Признать незаконными требования ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к Алексеенко Н.В об установке узла учета холодной воды на врезке в уличный (магистральный) водопровод, содержащиеся в акте <........> от <........> и разрешении по установке узла учета холодной воды от <........>.
Обязать ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды крыльчатый модернизированный ВСКМ 90-15,20, установленный в помещении кухни жилого дома Алексеенко Н.В, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Брюховецкая ул. Орджоникидзе, №<........>.
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено <........>.
Судья:
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ К делу №2-461/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ст. Брюховецкая Краснодарского края 21 октября 2011 г.
Судья Брюховецкого районного суда Краснодарского края Дорошенко Е.В.,
при секретаре Ковалевой О.В.,
с участием представителя истца по доверенности Самсоновой Т.А.,
представителя ответчика Дрога А.А.,
представителя 3-его лица Е,
рассмотрев гражданское дело по иску Алексеенко Н.В к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды в помещении кухни жилого дома,
руководствуясь ст.ст. 191-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Алексеенко Н.В к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды в помещении кухни жилого дома удовлетворить полностью.
Признать незаконными требования ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к Алексеенко Н.В об установке узла учета холодной воды на врезке в уличный (магистральный) водопровод, содержащиеся в акте <........> от <........> и разрешении по установке узла учета холодной воды от <........>.
Обязать ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды крыльчатый модернизированный ВСКМ 90-15,20, установленный в помещении кухни жилого дома Алексеенко Н.В, расположенного по адресу: Краснодарский край, Брюховецкий район, ст. Брюховецкая ул. Орджоникидзе, №<........>
Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: