К делу 2-721/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2011 года ст. Брюховецкая Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Иваненко Е.С.
при секретаре Савченко В.Т.
с участием помощника прокурора Киселева И.В.
представителя администрации муниципального образования Брюховецкого района по доверенности от 16 ноября 2011 года № 64 Крикунова А.А.
представителя отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Брюховецкий район по доверенности от 08 июня 2011 года № 27 Клименко О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брюховецкого района в интересах Прошкина С.И. к администрации муниципального образования Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Брюховецкого района в интересах Прошкина С.И. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, указывая, что при проведении проверки по обращению Прошкина С.И. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявлены нарушения, выразившиеся в не обеспечении Прошкина С.И. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, которые нарушают его права, предусмотренные ст.40 Конституции РФ, ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ № 159, как лица указанной категории.
Прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Прошкину С.И., ... года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Киселев И.В. уточнил исковые требования, пояснив, что Прошкин С.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 23 марта 2010 года. Помимо Прошкина С.И. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации МО Брюховецкий район состоит 41 человек, право на предоставление помещений в настоящее время имеют 29 человек.
Помощник прокурора просил суд просил суд обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Прошкину С.И., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети -Кубани» на 2009 – 2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа площадью не ниже установленных социальных норм.
Представитель администрации муниципального образования Брюховецкий район по доверенности Крикунов А.А. в судебном заседании уточненные требования прокуратуры признал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель администрации Краснодарского края по доверенности от 25 июля 2011 года 3 01 498/11-08 Цыганкова А.А. в судебное заседание не явилась. В суд предоставила ходатайство в котором просила рассмотреть дело без их участия. В возражении на исковое заявление просила признать право за Прошкиным С.И. на обеспечение жилым помещением по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети-Кубани» на 2009 -2013 годы» в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Представитель отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Брюховецкий район по доверенности от 08 июня 2011 года № 27 Клименко О.Н. выступающая в судебном заседании в качестве третьего лица не возражала против удовлетворения иска.
Выслушав прокурора, представителя администрации МО Брюховецкий район, представителя отдела по вопросам семьи и детства администрации МО Брюховецкий район, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой Брюховецкого района проведена проверка по обращению Прошкина С.И. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено, что Прошкин С.И. относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы администрации МО Брюховецкий район от 19 апреля 2010 № 629 Прошкин С.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с первоначальной даты подачи заявления. В составе семьи 1 человек.
В период нахождения под опекой, во время обучения в образовательных учреждениях жилая площадь за ним не закреплялась.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских Домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, до настоящего времени Прошкин С.И. как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 ФЗ № 159 предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждане ставится законом в зависимость от каких - либо условий, в том числе от наличия либо отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список вне очередников, а также от иных условий.
Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, попадающих под данную категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ № 159 (Бюллетень Верховного суда РФ, 2008, № 10).
В силу ст. ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 № 805 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону, в частности, органы местного самоуправления Брюховецкого района наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского Края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края № 1748 путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не обеспечение Прошкина С.И. вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ № 159, как лица указанной категории.
В силу требований ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обязан принять меры по предупреждению и пресечению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что необходимо обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Прошкину С.И. ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети - Кубани» на 2009 – 2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа площадью не ниже установленных социальных норм.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах Прошкина С.И. к администрации муниципального образования Брюховецкий район и администрации Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Брюховецкий район и администрацию Краснодарского края предоставить Прошкину С.И., ... года рождения, жилое помещение по договору социального найма в рамках реализации краевой целевой программы «Дети - Кубани» на 2009 – 2013 годы в соответствии с датой постановки на льготный учет граждан, относящихся к категории детей – сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский Краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.
Судья Е.С.Иваненко