К делу №2-699/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Салогубовой В.В.,
помощника прокурора Гуртового О.А.,
при секретаре Повисенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле,
у с т а н о в и л:
Прокурор Брюховецкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в соответствии с п. 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Указанные полномочия также содержатся в п. 23 статьи 8 Устава Батуринского сельского поселения Брюховецкого района, принятого решением Совета Батуринского сельского поселения Брюховецкого района от 21.05.2010 № 57, в котором указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно Акту приема передачи муниципального имущества от 04.12.2006 года, муниципальным образованием Брюховецкий район администрации Батуринского сельского поселения на безвозмездной основе переданы: кладбище № 1 площадью 4,91 га, расположенное на территории ст. Батуринской, кладбище № 2 площадью 2,4 га, расположенное на территории х. Полтавский, кладбище № 3 площадью 2,71 га, расположенное на территории х. Зозова Балка, кладбище № 4 площадью 1 га, расположенное на территории х. Заря.
Как указывает заявитель, прокуратурой Брюховецкого района в январе 2011 года проводилась проверка в сфере указанного законодательства, по результатам которой прокурором района главе Батуринского сельского поселения 24.01.2011 года было внесено представление № 7-15-2011/170 об устранении нарушений законодательства о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения и похоронном деле. Администрацией поселения представление было рассмотрено и за неисполнение требований закона должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.
Также в ходе указанной проверки выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Батуринского сельского поселения, выразившиеся в отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения, книги регистрации захоронений на территории кладбищ, книги регистрации, установки и замены надмогильных сооружений в поселении.
В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района в октябре 2011 года в администрации Батуринского сельского поселения выявлены аналогичные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, что подтверждается информацией, поступившей в прокуратуру района 31.10.2011 года за № 387 из администрации сельского поселения и материалами проверки.
Как следует из заявления прокурора, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Частями 2, 3, 4 статьи 18.2 вышеуказанного Закона Краснодарского края № 666 предусмотрено, что монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения. Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений при предъявлении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.
Прокурор Брюховецкого района считает, что невыполнение администрацией Батуринского сельского поселения Брюховецкого района вышеуказанных требований как Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Батуринского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, что, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В связи с изложенным, прокурор Брюховецкого района просит суд признать незаконным бездействие администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствие организации введения учета и организация захоронений умерших лиц на территории поселения и обязать администрацию Батуринского сельского поселения создать на территории поселения специальную службу по вопросам похоронного дела.
Представитель прокуратуры Брюховецкого района – помощник прокурора Гуртовой О.А. в судебном заседании требования прокурора Брюховецкого района поддержал и просил суд их удовлетворить.
Представитель администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района – по доверенности Сапронова М.А. считает требования прокурора обоснованными в части, и в обоснование своих возражений показала, что администрацией Батуринского сельского поселения в соответствии с пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постоянно проводятся мероприятия по содержанию мест захоронения в надлежащем санитарном состоянии. После проверки прокуратурой района законодательства о погребении и похоронном деле администрацией Батуринского сельского поселения была произведена регистрация захоронений на кладбище ст. Батуринской. Были заведены книга регистрации старых захоронений, книга регистрации захоронений в 2011 году, книга регистрации надгробных сооружений (надгробий). Регистрация захоронений на кладбищах х. Полтавского, х. Зозова Балка, х. Заря будет продолжена при наступлении благоприятных погодных условий (апрель 2012 года). Действительно, специализированная служба по вопросам похоронного дела администрацией не создана, деятельность по ритуальным услугам на территории Батуринского сельского поселения осуществляет ИП Пыженко Н.В. Администрации Батуринского сельского поселения, ввиду небольшого количества умерших, создавать в сельском поселении специализированную службу по вопросам похоронного дела экономически нецелесообразно. В настоящее время администрацией для приведения документов в соответствие с действующим законодательством о погребении и похоронном деле, готовятся проекты постановлений: «О порядке деятельности общественного кладбища на территории Батуринского сельского поселения», «О правилах содержания мест погребения на территории Батуринского сельского поселения Брюховецкого района», «О порядке ведения книг регистрации захоронений, регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и выдачи свидетельств о регистрации захоронений на территории Батуринского сельского поселения» для направления в прокуратуру района для проверки и выдачи письменных заключений.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям органов местного самоуправления, что закреплено в пункте 23 статьи 8 Устава Батуринского сельского поселения Брюховецкого района, принятого решением Совета Батуринского сельского поселения Брюховецкого района от 28 октября 2011 года № 146 (л.д.10-13).
Судом также установлено, что муниципальным образованием Брюховецкий район администрации Батуринского сельского поселения на безвозмездной основе переданы: кладбище № 1 площадью 4,91 га, расположенное на территории ст. Батуринской, кладбище № 2 площадью 2,4 га, расположенное на территории х. Полтавский, кладбище № 3 площадью 2,71 га, расположенное на территории х. Зозова Балка, кладбище № 4 площадью 1 га, расположенное на территории х. Заря, что подтверждается Атом приема-передачи муниципального имущества, передаваемого муниципальным образованием Брюховецкий район муниципальному образованию Батуринское сельское поселение (л.д.14-16).
Как следует из представленного заявителем материала, в январе 2011 года прокуратурой Брюховецкого района проводилась проверка в сфере указанного законодательства, в ходе которой выявлено, что в нарушение законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Батуринского сельского поселения отсутствуют: специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения, книги регистрации захоронений на территории кладбищ, книги регистрации, установки и замены надмогильных сооружений в поселении. По результатам проверки прокурором района главе Батуринского сельского поселения 24.01.2011 года было внесено представление № 7-15-2011/170 об устранении нарушений законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и похоронном деле (л.д.4-6). Администрацией поселения представление было рассмотрено и за неисполнение требований закона должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д.7).
В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района в октябре 2011 года в администрации этого же поселения выявлены аналогичные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, установленные прокуратурой района при проведении проверки в январе 2011 года, что подтверждается письмом администрации Батуринского сельского поселения за № 387 от 31.10.2011 года (л.д.17).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Частями 1 и 2 статьи 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», предусмотрено, что органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Частями 2, 3, 4 статьи 18.2 вышеуказанного Закона Краснодарского края № 666 также предусмотрено, что монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения. Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений при предъявлении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.
Таким образом, судом установлено, что на территории Батуринского сельского поселения администрацией поселения в полном объеме не исполняются как требования Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и требования Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», что нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Чепигинского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, что, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Брюховецкого района о признании незаконным бездействие администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствии организации введения учета и организации захоронений умерших лиц на территории поселения являются обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствии организации ведения учета и организации захоронений умерших лиц на территории сельского поселения.
Обязать администрацию Батуринского сельского поселения Брюховецкого района создать на территории сельского поселения специальную службу по вопросам похоронного дела.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.
Судья подпись Салогубова В.В.
Решение вступило в законную силу ______________
КОПИЯ ВЕРНА:
Судья Брюховецкого
районного суда Салогубова В.В.
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края
в составе:
председательствующего Салогубовой В.В.,
пом.прокурора Брюховецкого района Гуртового О.А.,
при секретаре Повисенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле,
руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Батуринского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствии организации ведения учета и организации захоронении умерших лиц на территории сельского поселения.
Обязать администрацию Батуринского сельского поселения Брюховецкого района создать на территории сельского поселения специальную службу по вопросам похоронного дела.
Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение 10 дней.
Судья Салогубова В.В.