Решение по иску прокурора брюховецкого района в интересах неопреденного круга лиц к администрации Чепигенского с/п о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законадательства о погребении и похоронном деле



К делу №2-698/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Салогубовой В.В.,

пом.прокурора Гуртового О.А.,

при секретаре Повисенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле,

у с т а н о в и л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с заявлением к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие администрации, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле.

В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в соответствии с п. 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Указанные полномочия также содержатся в п. 23 статьи 8 Устава Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, принятого решением Совета Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района от 21.05.2010 № 56, в котором указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно Акту приема передачи муниципального имущества от 04.12.2006 года, муниципальным образованием Брюховецкий район переданы администрации Чепигинского сельского поселения на безвозмездной основе: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по ул. Мира, кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский.

Как указывает заявитель, прокуратурой Брюховецкого района в январе 2011 года проводилась проверка в сфере указанного законодательства, по результатам которой прокурором района главе Чепигинского сельского поселения 25.01.2011 года было внесено представление № 7-15-2011/202 об устранении нарушений законодательства о санитарно -эпидемиологическом благополучии населения и похоронном деле. Администрацией поселения представление было рассмотрено и за неисполнение требований закона должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

Также в ходе указанной проверки выявлены нарушения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Чепигинского сельского поселения, выразившиеся в отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения, книги регистрации захоронений на территории кладбищ, книги регистрации, установки и замены надмогильных сооружений в поселении.

В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района в октябре 2011 года в администрации Чепигинского сельского поселения выявлены аналогичные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, что подтверждается информацией, поступившей в прокуратуру района 31.10.2011 года за № 838 (л.д.16) из администрации сельского поселения и материалами проверки.

Как следует из заявления прокурора, в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Частями 2, 3, 4 статьи 18.2 вышеуказанного Закона Краснодарского края № 666 предусмотрено, что монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения. Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений при предъявлении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.

Прокурор Брюховецкого района считает, что невыполнение администрацией Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района вышеуказанных требований как Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Чепигинского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, что, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В связи с изложенным, прокурор Брюховецкого района просит суд признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствие организации введения учета и организация захоронений умерших лиц на территории поселения и обязать администрацию Чепигинского сельского поселения создать на территории поселения специальную службу по вопросам похоронного дела.

Представитель прокуратуры Брюховецкого района – помощник прокурора Гуртовой О.А. в судебном заседании требования прокурора Брюховецкого района поддержал и просил суд их удовлетворить.

Представитель администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района – глава Чепигинского сельского поселения Зинченко В.П. требования прокурора считает обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд считает требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к полномочиям органов местного самоуправления, что закреплено в пункте 23 статьи 8 Устава Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, принятого решением Совета Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района от 21.05.2010 № 56 (л.д.10-11). Судом также установлено, что муниципальным образованием Брюховецкий район администрации Чепигинского сельского поселения на безвозмездной основе переданы: кладбище № 1 площадью 2720 кв.м., расположенное на территории ст. Чепигинской по ул. Мира, кладбище № 2 площадью 4550 кв.м., расположенное на территории х. Киновия, кладбище № 4 площадью 3500 кв.м., расположенное на территории п. Лебяжий остров по ул. Северной, кладбище № 4 площадью 5000 кв.м., расположенное на территории п. Лиманский, что подтверждается Атом приема-передачи муниципального имущества, передаваемого муниципальным образованием Брюховецкий район муниципальному образованию Чепигинское сельское поселение (л.д.12-15).

Как следует из представленного заявителем материала, в январе 2011 года прокуратурой Брюховецкого района проводилась проверка в сфере указанного законодательства, в ходе проведения которой выявлено, что в нарушение законодательства о погребении и похоронном деле в администрации Чепигинского сельского поселения отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории поселения, книги регистрации захоронений на территории кладбищ, книги регистрации, установки и замены надмогильных сооружений в поселении. По результатам проверки прокурором района главе Чепигинского сельского поселения 25.01.2011 года было внесено представление № 7-15-2011/202 об устранении нарушений законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и похоронном деле. Администрацией поселения представление было рассмотрено и за неисполнение требований закона должностное лицо было привлечено к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

В ходе повторной проверки, проведенной прокуратурой района в октябре 2011 года в администрации этого же поселения выявлены аналогичные нарушения законодательства о погребении и похоронном деле, установленные прокуратурой района при проведении проверки в январе 2011 года, что подтверждается письмом администрации Чепигинского сельского поселения за № 838 от 31.10.2011 года № 838 (л.д.16).

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частями 1 и 2 статьи 15 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», предусмотрено, что органы местного самоуправления в Краснодарском крае создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с федеральным законодательством возлагаются обязанности по осуществлению погребения умерших (погибших). Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления в Краснодарском крае.

Частями 2, 3, 4 статьи 18.2 вышеуказанного Закона Краснодарского края № 666 также предусмотрено, что монтаж, демонтаж, ремонт, замена надмогильных сооружений (надгробий) и оград осуществляются на основании письменного уведомления уполномоченного исполнительного органа в сфере погребения и похоронного дела при предъявлении лицом, на которое зарегистрировано место захоронения (или по его письменному поручению иным лицом), паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации захоронения. Уполномоченный исполнительный орган в сфере погребения и похоронного дела осуществляет регистрацию установки и замены каждого надмогильного сооружения (надгробия), о чем делается соответствующая запись в книге регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и в соответствующих свидетельствах о регистрации захоронения. Установка надмогильного сооружения (надгробия) регистрируется в книге регистрации надмогильных сооружений при предъявлении документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Образец книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения утверждаются органами местного самоуправления. Книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) являются документами строгой отчетности, относятся к делам с постоянным сроком хранения и передаются на постоянное хранение в архивный фонд муниципальных архивов.

Таким образом, судом установлено, что на территории Чепигинского сельского поселения администрацией поселения не исполняются как требований Федерального закона от 12.01.1996 года № 8 «О погребении и похоронном деле», так и требования Закона Краснодарского края от 04.02.2004 года № 666 «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае», что нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, проживающих постоянно и временно находящихся на территории Чепигинского сельского поселения, как в настоящее время, так и в будущем, то есть неопределенного круга лиц, что, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В связи с изложенным, суд считает, что требования прокурора Брюховецкого района о признании незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствии организации введения учета и организации захоронений умерших лиц на территории поселения являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствии организации ведения учета и организации захоронения умерших лиц на территории сельского поселения.

Обязать администрацию Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района создать на территории сельского поселения специальную службу по вопросам похоронного дела.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.

Судья Салогубова В.В.

Решение вступило в законную силу ______________

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Брюховецкого районного суда Салогубова В.В.

районного суда Салогубова В.В.

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 декабря 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего Салогубовой В.В.,

пом.прокурора Брюховецкого района Гуртового О.А.,

при секретаре Повисенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле,

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Брюховецкого района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований законодательства о погребении и похоронном деле, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района, выразившееся в отсутствии организации ведения учета и организации захоронении умерших лиц на территории сельского поселения.

Обязать администрацию Чепигинского сельского поселения Брюховецкого района создать на территории сельского поселения специальную службу по вопросам похоронного дела.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение 10 дней.

Судья Салогубова В.В.