Решение по иску прокурора Брюховецкого района в интересах Рыбцова Н.И. к ООО Брюховецкое водопроводное хозяйство в порядке ст.45 ГПК РФ о признании незаконными требований по установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод



К делу 2-752/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года    ст. Брюховецкая

Брюховецкий районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего    Иваненко Е.С.

при секретаре    Савченко В.Т.

с участием помощника прокурора    Киселев И.В.

заинтересованного лица     Рыбцова Н.И.

представителя ответчика ООО «БВХ»    Дрога А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Брюховецкого района в интересах Рыбцова Н.И. к «Брюховецкое водопроводное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконными требований по установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Брюховецкого района в интересах Рыбцова Н.И. обратился в суд с заявлением к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконными требований, указывая, в прокуратуру Брюховецкого района поступило обращение Рыбцова Н.И. о нарушениях его социальных прав со стороны ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство», выразившихся в неправомерных предписаниях должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о замене приборов учета потребляемой воды и выносе их на место присоединения к системе централизованного водоснабжения.

По данному обращению прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» при предоставлении коммунальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения.

Прокурор просит суд признать незаконными требования ООО «БВХ» к Рыбцову Н.И., ... года рождения об установке узла учета холодной во, врезке в уличный (магистральный) водопровод, содержащийся в предписании № 482 от 10 июня 2010 года.

Обязать ООО «БВХ» опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды СВХ - ..., установленный в дoмoвлaдении Рыбцова Н.В., по адресу: Брюховецкий район, ...

В судебном заседании помощник прокурора Брюховецкого района Киселев И.В. поддержал заявленные исковые требования и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по доверенности от 10 августа 2011 года Дрога А.А. в судебном заседании требования прокуратуры не признал, просил отказать в удовлетворении иска, пояснив, что приказом Минэнерго РФ № 149 от 07 апреля 2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» регулирующих порядок заключения договора на установку (замену) прибора учета энергетических ресурсов, согласно которого граждане-абоненты обращаются с заявками на установку (замену) приборов учета. Согласно данного приказа организация — поставщик энергетических ресурсов проводит ряд мероприятий, в т.ч. и по определению места установки прибора К процессу установки (замены) прибора учета у энергоснабжающей организации подход индивидуальный по обращению каждого абонента - прием заявки, выезд на место, в технических условий, направление проекта договора и т.п. действия). Истец к ответчику подобной заявкой на заключение договора по замене прибора учета не обращался технических условий не получал.

Из действий абонента Рыбцова Н.И. очевиден факт самовольной установки прибора учета истцом, что прямо противоречит п. 53 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» где указано что: «потребителю запрещено самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение».

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать, абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).

Договор на отпуск питьевой воды является публичным договором, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством РФ правилам, обязательным. для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Публичным является договор также и на установку (замену) прибора учета энергетических ресурсов в силу прямого указания на это в Приказе Минэнерго РФ № 149 от 07 апреля 2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 устанавливают на территории РФ обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.

Согласно п.7 правил № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды одним из способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе с принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

    Позиция истца основанная на том, что нормы действующего законодательства о порядке установки прибора учета не должны применяться к абоненту Рыбцову Н.И. ответчик считает ошибочной, т.к. это нарушает нормы материального права.

    Согласно п.5 ст.426 ГК РФ условия ничтожны, если они не одинаковы для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям правил Правительства Российской Федерации.

Так же ответчик указал, что нарушение норм материального права также заключается в нарушении Федерального закона от 23 ноября 2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заинтересованное лицо Рыбцов Н.И. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования прокурора.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что в прокуратуру Брюховецкого района поступило обращение Рыбцова Н.И. о нарушениях его социальных прав со стороны ООО «БВХ», выразившихся в неправомерных предписаниях должностных лиц ООО «БВХ» о замене приборов учета потребляемой воды и выносе их на место присоединения к системе централизованного водоснабжения.

    По данному обращению прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны должностных лиц ООО «БВХ» предоставлении коммунальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, что выражается в следующем:

В соответствии со ст.4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

Согласно ст.5 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 (далее Закон) положения Закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

В соответствии со ст.9 Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:

- обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;-

- требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и т.д.

Согласно ч.5 ст.11 Закона требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения и сооружения – объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем дачные дома, садовые дома. Статьей 48 Закона установлено, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установлена в соответствии с Законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

1) здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитал ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

П.7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 (далее- Правила), собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона «Об ocновах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-3 30 декабря 2004). Понятие границы сетей законодателем не определено. Из анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что данная граница не может находиться за пределами территории, принадлежащей на праве собственности гражданину.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, a также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжения организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснаожении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом и правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Таким образом, из положений ГК РФ следует, что энергия, в том числе вода, подается энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть, при этом договор энергоснабжения считается заключенным с момента подключения потребителя к присоединенной сети, а не к системе централизованного снабжения. Потребитель обязан соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемы приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Одновременно потребитель и энергоснабжающая организация обязаны выполнять требования относящихся к ним нормативно-правовых актов по вопросам, не урегулированным ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.13 Закона производимые, передаваемые потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования ст.13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим с централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, исполнение требований ст. 13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством РФ основании разным лицам.

Из системного толкования норм ГК и указанных положений ФЗ «об энергосбережении» следует, что законодательство различает понятия - система централизованного снабжения и присоединенная сеть.

Кроме того, ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» установлено, что установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к централизованным системам только в случаях, когда иное установлено нормативно-правовыми актами.

П.7 действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года, установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещения в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых доме системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством России Федерации.

Правила № 307 содержат конкретные нормы, регламентирующие место установки прибора учета холодной воды - на границе сетей коммунальной инфраструктуры с сетями, принадлежащими собственникам жилых домов. При этом п.7 и п. 13 Правил № 307 предусмотрено, что на собственника жилого дома возлагается ответственность только за состояние внутридомовых инженерных систем, понятие которых установлено п. 3 Правил - "внутридомовые инженерные системы" - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

Судом также учитывается содержащееся в п.6 Правил № 307 понятие холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. То есть Правила № 307 также содержат понятие присоединенной сети, которая связывает центральные сети с внутридомовыми инженерными сетями.

Поскольку Правилами № 307 на потребителя возложена ответственность только за внутридомовые инженерные системы, то возложение на него обязанности по врезке в уличный водопровод и ответственности за эксплуатацию присоединенной сети, проходящей вне жилого помещения, не основана на законе.

П.34 Правил № 307 предусматривает, что в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил со дня устранения нарушений включительно.

Из указанных положений Правил № 307 следует, что исполнитель (энергоснабжающая организация), а не потребитель отвечает за присоединенную сеть.

Разъяснение по границе ответственности между потребителем ресурсоснабжающей организации дано также в Письме Минрегионразвития от 20 марта 2007 г. N 4967-СК/07, согласно которому в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно ресурсоснабжающими организациями. В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно - технического обеспечения.

Согласно п. 5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом в законе речь идет об обеспечении приборами учета потребляемой энергетических ресурсов именно домов, а сетей централизован водоснабжения на улицах, как трактует закон ответчик.

Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 № 170 (далее Правила № 170), помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 град. С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.

Из системного толкования указанных положений ГК РФ, ФЗ «Об энергосбережении», Правил предоставления коммунальных услуг № 307, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 следует, что Правилами № 307 и Правилами № 170 установлено место установки прибора холодной воды в помещениях на границе внутридомовых инженерных сетей и системы коммунального водоснабжения, включающей в себя централизованные системы и присоединенную сеть, расположенные вне жилых помещений. Поскольку Правилами № 307 и № 170 определено место установки прибора холодной воды, то положения п.1 ст. 13 ФЗ «О ресурсосбережении» об установке учета прибора на границе с системой централизованного водоснабжения применяются.

Такое применение закона соответствует обязанностям потребителя, установленным ст.ст. 539, 540, 543 ГК РФ и п. 52 Правил № 307: при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Перечисленные в Правилах № 307 обязанности потребителя не противоречат положениям ГК РФ и содержат прямое указание на то, что потребитель обеспечивает сохранность пломб только на приборах учета и распределителях установленных в жилом помещении. Исполнитель (энергоснабжающая организация) имеет право не чаще 1 раза в 6 месяцев снимать показания индивидуальных приборов учета, и проверять техническое состояние приборов учета, установленных в жилом помещении. При неисполнении потребителем обязанности допуска исполнителя для проверки прибора учета пунктом 24 Правил № 307 регламентирована процедура расчета стоимости услуг по нормативу потребления на 1 человека, а не по показаниям прибора учета.

Новое законодательство, направленное на реализацию ФЗ» Об энергосбережении», в частности Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 11 мая 2011 года, содержат понятие централизованных сетей инженерно - технического обеспечения, под которыми понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам, и понятие внутридомовых инженерных систем в жилых домах, которые включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Кроме того, п.81 Указанных новых Правил предусматривает, как и закон «Об энергосбережении», что приборами учета оснащаются жилые и нежилые помещения, что в системном толковании указывает на установку приборов в жилых и нежилых помещениях в местах присоединения сетей к внутридомовым инженерным системам, а не на улице - на землях общего пользования.

Для лиц, у которых приборы учета потребляемых энергетических ресурсов отсутствуют, законодателем установлен срок для установки таких приборов учета.

Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона до 01 января 2012 года собственники жилых домов введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 9 ст. 13 Закона установлено, что с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями ст. 13 Закона оснащению приборами используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. За необоснованный отказ в заключении таких договоров для организаций предусмотрена административная ответственность. Порядок заключения и существенные условия договора регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов используемых энергетических ресурсов, утверждены приказом Минэнерго России № 149 от 07.04.2010 (далее - Порядок).

Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количестве значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

Согласно п.13 Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия:

1) предмет договора;

2) цена договора;

3) порядок расчетов по договору;

4) срок установки (замены) прибора учета;

5)место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы;

6) порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;

7)гарантийные обязательства исполнителя.

Кроме того, ст. 7 Закона установлена обязанность собственников приборов учета используемых энергетических ресурсов обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и замену.

Прокуратурой района установлено, что согласно ст. 7 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации. Производственная программа включает:

1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;

2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Методы регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса установлены ст. 8 указанного закона. В их число входит метод установления фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;

Таким образом, законодательство содержит механизм покрытия расходов организаций ЖКХ на улучшение качества производимых товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, то есть на ремонт и обслуживание этих объектов согласно произволен программе.

Приказом РЭК департамента цен и тарифов Краснодарского от 02 ноября 2010 года утвержден экономически обоснованный тариф на холодную воду для ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» в сумме 15, 43 рубля за 1 кубометр.

Из представленной производственной программы ООО «БВХ» на 2011 год усматривается, что ответчиком в тариф на холодную воду включены потери к объему отпущенной воды в сеть в размере 30, 1%, мероприятия по текущему ремонту и замене водопроводных сетей различного диаметра, общестроительные работы, замена артезианских насосов и т.п. Иными словами в тариф ООО «БВХ» на холодную воду включены мероприятия по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры и улучшение качества услуг.

Как видно из договора аренды от 01 ноября 2007 года водозаборы водопроводная линия ст. Брюховецкой 12 км и другие объекты, относящиеся к водоснабжению, находятся у ответчика в аренде, принадлежат на праве собственности Брюховецкому сельскому поселению.

При этом технического паспорта водопроводной линии ст. Брюховецкой не имеется.

Вместе с тем согласно техническому паспорту домовладения Рыбцова Н.И. за 1995 год, проекту газификации жилого дома и акту о выполненных работах газификации усматривается, что по состоянию на 1995 год дом истец уже был подключен к централизованному водоснабжению. На схеме к проекту газификации отображено наличие водопроводной трубы по ул. ... около дома Рыбцова Н.И. Таким образом, присоединенная сеть, связывающая магистральный водопровод с домом истца существует как минимум с 1995 года, то есть существовала на момент первоначальной установки прибора учета холодной воды и на момент передачи водопроводных линий в аренду ответчику.

Как установлено судом, граница ответственности потребителя Рыбцова Н.И. и исполнителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» проходит по внутридомовым инженерным сетям и присоединенной сети. Указанное означает, что реконструкция присоединенной сети может быть включена ответчиком в производственную программу и затраты на нее учитываются в тарифе на холодную воду, оплачиваемую потребителями. В то же время требования ответчика об установке учета прибора холодной воды на врезке в магистральный водопровод (уличный) на практике приведут к тому, что потребитель за собственный. счет проведет реконструкцию присоединенной сети, находящейся в границе ответственности ООО «БВХ».

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что у Рыбцова прибор учета холодной воды СХВ - ... установлен внутри домовладения, в помещении кухни.

Согласно предписанию № 482 от 10 июня 2010 контролером ООО «БВХ» С при исследовании приборов учета холодной воды предложено с целью устранения нарушений заменить счетчик с выносом на врезку.

Согласно статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ (в ред. ФЗ 05 апреля 2009 года № 43-ФЗ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважите причинам, не может сам обратиться в суд.

Учитывая в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что необходимо признать незаконными требования ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к Рыбцову Н.И., ... года рождения об установке узла учета холодной воды на врезке в уличный (магистральный) водопровод, содержащийся в предписании № 482 от 10 июня 2010 года.

Обязать ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды СВХ - ..., установленный в дoмoвлaдении Рыбцова Н.В., по адресу: Брюховецкий район, ...

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Брюховецкого района в интересах Рыбцова Н.И. к ООО « Брюховецкое водопроводное хозяйство» в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании незаконными требований о признании незаконными требований по установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод - удовлетворить.

Признать незаконными требования ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к Рыбцову Н.И., ... года рождения об установке узла учета холодной воды на врезке в уличный (магистральный) водопровод, содержащийся в предписании № 482 от 10 июня 2010 года.

Обязать ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды СВХ - ..., установленный в домовладении Рыбцова Н.В., по адресу: Брюховецкий район, ...

Решение может быть обжаловано в судебную коллеги по гражданским Краснодарского Краевого суда через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней.

Судья Е.С. Иваненко