Решение по иску прокурора Брюховецкого района в интресах Нагайцева А.И к ООО`БВХ` о признании незаконным действий,выразившихся в требовании переноса и установки прибора учета воды на место присоединения к магистральному трубопроводу



К делу №2- 555/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2011 года Брюховецкий районный суд Краснодарского края

в составе:

председательствующего     Салогубовой В.В.,

пом.прокурора Брюховецкого района Вихор П.Н., при секретаре     Повисенко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Брюховецкого района в интересах Нагайцева А.И к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о признании незаконными действий, выразившихся в требовании переноса и установки прибора учета воды на место присоединения к магистральному трубопроводу,

у с т а н о в и л:

Прокурор Брюховецкого района обратился в суд с иском в интересах Нагайцева А.И к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о признании незаконными действий, выразившихся в требовании переноса и установки прибора учета воды на место присоединения к магистральному трубопроводу.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что в прокуратуру Брюховецкого района поступило обращение Нагайцева А.И. о нарушении его социальных прав со стороны ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство», выразившихся в неправомерных предписаниях должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о замене прибора учета потребляемой воды и выносе его на место присоединения к системе централизованного водоснабжения.

По данному обращению прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства со стороны должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» при предоставлении коммунальных услуг, в ходе которой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства, что выражается в следующем:

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг.

Согласно ст. 5 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ от 23.11.2009 года (далее - Закон) положения Закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

В соответствии со ст. 9 Закона государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления:

- обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;

- требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений и т.д.;

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения - объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома. Статьей 48 Закона установлено, что требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии Законом, не применяются к следующим зданиям, строениям, сооружениям вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта:

- здания, строения, сооружения, введенные в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

- здания, строения, сооружения, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

- здания, строения, сооружения, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Также прокурор в своем иске указывает, что пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года (далее - Правила), собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Под системами коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» № 210-ФЗ от 30.12.2004 года). Понятие границы сетей законодателем не определено. Из анализа вышеуказанных норм законодательства следует, что данная граница не может находиться за пределами территории, принадлежащей на праве собственности гражданину.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования ст. 13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного водоснабжения. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены Законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований ст. 13 Закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.

Таким образом, проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что правоотношения между организацией, осуществляющей подачу воды, и вышеуказанным гражданином, обратившимся в прокуратуру района, в домовладении которого установлены приборы учета потребляемой воды, возникли до вступления в силу Закона. Наступление срока очередной государственной поверки не свидетельствует о прекращении ранее возникших правоотношений. Следовательно, положения ч. 1 ст. 13 Закона распространяются на случаи отсутствия у потребителей коммунальных услуг приборов учета и оплаты ими услуг по нормам потребления.

Для лиц, у которых приборы учета потребляемых энергетических ресурсов отсутствуют, законодателем установлен срок для установки таких приборов учета.

Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона до 01.01.2012 года собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Частью 9 ст. 13 Закона установлено, что с 01.07.2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями ст. 13 Закона оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. За необоснованный отказ в заключении таких договоров для организаций предусмотрена административная ответственность. Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утверждены приказом Минэнерго России № 149 от 07.04.2010 года (далее - Порядок).

Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы.

Согласно п. 13 Порядка договор на установку (замену) прибора учета должен содержать следующие существенные условия: предмет договора; цена договора; порядок расчетов по договору; срок установки (замены) прибора учета; место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; гарантийные обязательства исполнителя.

Кроме того, ст. 7 Закона установлена обязанность собственников приборов учета используемых энергетических ресурсов обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и замену.

Согласно п. 24 Правил в случае неоднократного (2 и более раза) отказа потребителем в допуске исполнителя или уполномоченного им лица в занимаемое потребителем жилое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета исполнитель направляет потребителю (в письменной форме) или вручает под роспись извещение о необходимости сообщить об удобных для потребителя дате и времени снятия в течение месяца исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета или распределителей, а также о последствиях бездействия потребителя.

В соответствии с п. 52 Правил потребитель обязан в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений, а также обязан обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в жилом помещении.

Из вышеуказанных норм следует, что приборы учета могут устанавливаться в жилых помещениях, а не в месте присоединения к системе централизованного водоснабжения. Следовательно, требование законодательства об установлении приборов учета на месте присоединения к системе централизованного водоснабжения применяются к лицам, у которых на момент вступления Закона в силу приборы учета отсутствовали.

Также проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что <........> контролером ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» С была проведена проверка абонента – потребителя холодной воды Нагайцева А.И., в результате чего составлен Акт № <........> где указано, что при исследовании контролером прибора учета холодной воды СГВ-20 «Бетар-Восток», серийный номер <........> <........> года выпуска, установленного в домовладении Нагайцева А.И. по адресу: Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Горького, № <........> выявлены нарушения, а именно, межпроверочный интервал истек, водомер необходимо заменить на новый магнитозащитный, который необходимо установить согласно технических условий на врезке в уличный водопровод.

На основании изложенного, вышеуказанные требования должностных лиц ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о выносе на место присоединения к системе централизованного водоснабжения приборов учета при их замене после очередной государственной поверки не основаны на действующем законодательстве. Установка приборов учета потребляемой воды собственником жилого дома на месте присоединения к централизованной системе водоснабжения не позволит обеспечить надлежащие условия для сохранности установленных приборов учета от несанкционированного вмешательства в их работу, воздействия внешних факторов, создаст препятствия для доступа в целях считывания показаний приборов учета. В связи с вышеуказанными нарушениями закона, прокурором района в адрес директора ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» <........> было внесено представление, которое рассмотрено, однако в его удовлетворении отказано.

Согласно статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ (в ред. ФЗ от 05.04.2009 года № 43-ФЗ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В данном случае, в прокуратуру района поступило обращение Нагайцева А.И., который является пенсионером и в силу престарелого возраста (75 лет), невысокого материального положения, отсутствия юридических познаний, не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, в связи с чем, у прокурора имеются основания для обращения в суд в защиту интересов указанного гражданина.

Учитывая изложенное, прокурор Брюховецкого района просил признать незаконными действия ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района, выразившиеся в предъявлении требований к Нагайцеву А.И о переносе и установке прибора учета воды на место присоединения к магистральному трубопроводу.

Помощник прокурора Брюховецкого района Вихор П.Н. в судебном заседании иск поддержал полностью, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил. Дополнительно пояснил, что в ответ на заявку Нагайцева А.И. об опломбировании установленного им своими силами счетчика, он получил письменный отказ ответчика, с которым также не согласен. По заявке Нагайцева А.И. представители ответчика к нему не выезжали и не проверяли соблюдение технических условий по замене прибора учета холодной воды. Кроме того, полагает, что истец, на которого возложена обязанность по обеспечению сохранности счетчика, пломбы на нем, не сможет должным образом обеспечить эту сохранность при условии установки счетчика в колодце на улице в месте врезки в уличный водопровод, поскольку к объекту будет обеспечен доступ не только работникам ООО «БВХ», но и любым посторонним лицам.

Представитель ответчика ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Дрога А.А. иск не признал и пояснил суду, что Приказом Минэнерго РФ № 149 от 07.04.2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» регулируется порядок заключения договора на установку (замену) прибора учета энергетических ресурсов, согласно которого граждане-абоненты обращаются с заявками на установку (замену) приборов учета. Согласно данного приказа организация-поставщик энергетических ресурсов проводит ряд мероприятий, в том числе, и по определению места установки прибора учета. К процессу установки (замены) прибора учета у энергоснабжающей организации подход индивидуальный по обращению каждого абонента - прием заявки, выезд на место, выдача технических условий, направление проекта договора и т.п. действия). Истец к ответчику с подобной заявкой на заключение договора не обращался, технических условий не получал, хотя в исковом заявлении указывает, что ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» не вправе отказать ему, как абоненту, в замене прибора учета.

Из действий абонента Нагайцева А.И. очевиден факт самовольной установки прибора учета истцом, что прямо противоречит п. 53 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», где указано, что «потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение». Абонентом не указано, какая организация (имеющая на это право в соответствии с законом) произвела установку прибора учета холодной воды.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ).

Поскольку договор на отпуск питьевой воды является публичным договором, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством РФ правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Публичным является также и договор на установку (замену) прибора учета энергетических ресурсов в силу прямого указания на это в Приказе Минэнерго РФ № 149 от 07.04.2010 года «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов».

Также представитель ответчика Дрога А.А. ссылается на Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, которыми установлены на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы.    

Согласно п. 7 Правил № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил № 307, то есть по нормативу потребления.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

Позицию истца, основанную на том, что нормы действующего законодательства о порядке установки прибора учета воды не должны применяться к абоненту Нагайцеву А.И., считает ошибочной, т.к. это нарушает нормы материального права.

Пункт 5 статьи 426 ГК РФ говорит о ничтожности условий, если они не одинаковы для всех потребителей или если они не соответствуют обязательным требованиям правил Правительства Российской Федерации. Условия публичного договора, распространяются на отношения с любыми потребителями как заключившими договор, так и имеющими намерение его заключить. Иные условия договора, в том числе и согласованные в заключенных сторонами договорах, являются ничтожными в силу пункта 5 статьи 426 ГК РФ.

Нарушение норм материального права также заключается в нарушении Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п.1 ст. 13 указанного Закона: «Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам». Согласно п.6 ст. 13 до 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию жилых домов на день вступления Закона № 261-ФЗ в силу, обязаны обеспечить установку приборов учета используемой воды на границе с централизованными системами, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Представитель 3-его лица – администрации Брюховецкого сельского поселения Рофе И.Д. в судебном заседании показал, что требования прокурора Брюховецкого района считает обоснованными, подлежащими удовлетворению, а также показал, что водопроводная сеть ст. Брюховецкой, включающая в себя водозаборы, артскважины, водопроводные линии и другие объекты, находится в собственности Брюховецкого сельского поселения. На основании договора аренды от 01 декабря 2007 года это имущество передано ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство». Технического паспорта на водопроводные линии ст. Брюховецкой не имеется, в сельском поселении также нет схемы расположения водяных труб. Схема магистральных трубопроводов по воде имеется у ответчика. Также полагает незаконными требования ответчика об установке прибора учета холодной воды на врезке в магистральный водопровод, так как это приведет к тому, что от каждого частного домовладения потребители воды станут рыть траншеи к магистральному проводу, в том числе и через асфальтированные дороги, производить снова врезку в центральный водопровод, потом на месте врезки строить колодцы, закрывать их крышками. Это приведет к нарушению целостности дорог, тротуаров, неприглядному внешнему виду улиц, в том числе, центральных. В градостроительных нормах, в том числе местных, не урегулированы вопросы размещения колодцев для приборов учета потребления энергетических ресурсов. Не урегулирована данная проблема и в законе «О техническом регламенте безопасности зданий и сооружений», в СНиПе «Градостроительство. Планировка и застройка городов и сельских поселений». Согласно ФЗ «Об энергосбережении…» потребитель должен обеспечить сохранность прибора учета энергетических ресурсов и свободный доступ контролирующей организации к этим ресурсам. Установка прибора учета на врезке в магистральный водопровод для обеспечения сохранности прибора должна обеспечить отсутствие доступа к этому прибору посторонних лиц, то есть колодец должен быть закрыт крышкой на замок, что не обеспечивает беспрепятственного доступа к объекту контролерам самого ООО «БВХ».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Нагайцев А.И. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Краснодарский край, ст. Брюховецкая, ул. Горького, № <........> что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности (л.д.15-16).

08.07.2011 года контролер ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» С. провел проверку абонента – потребителя холодной воды Нагайцева А.И., в результате чего был составлен Акт № <........>, где указано, что при исследовании контролером прибора учета холодной воды СГВ-20 «Бетар-Восток», серийный номер <........>, <........> года выпуска, установленного в домовладении Нагайцева А.И. по адресу: Брюховецкий район, ст. Брюховецкая, ул. Горького, № <........> выявлены нарушения, а именно, межпроверочный интервал истек, водомер необходимо заменить на новый магнитозащитный, который необходимо установить согласно технических условий на врезке в уличный водопровод (л.д.25).

Также судом установлено, что в день проведения проверки – <........> контролером С абоненту Нагайцеву А.И. вручено Уведомление № <........> в котором указано, что межпроверочный интервал установленного в домовладении по адресу: ст. Брюховецкая ул. Горького №<........> водомерного устройства истек в декабре <........> года и ему предлагается провести поверку водомерного устройства в течение одного месяца или заменить на новый в соответствии со ст. 3 п.31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307.

Также в вышеназванном Уведомлении указано, что по истечении срока поверки водяного счетчика расчет оплаты за потребленную воду будет производиться по нормативу.

Судом установлено, что истец Нагайцев А.И. самостоятельно установил прибор учета холодной воды - счетчика воды «Метер СВ-20Г», защищенный от воздействия магнитного поля, что подтверждается паспортом счетчика и не оспорено ответчиком. Прибор истцом установлен на прежнем месте - в подвальном помещении жилого дома (л.д.11-14). При этом соответствие прибора учета холодной воды установленным требованиям ответчиком не оспаривалось, согласно паспорту прибор соответствует установленным ответчиком техническим требованиям.

<........> Нагайцев А.И. обратился к директору ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» с заявлением об опломбировании счетчика холодной воды СВ-20Г с антимагнитной защитой, который им самостоятельно установлен на прежнем месте взамен старого (л.д.98).

<........> Нагайцеву А.И. директором ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Ляшенко А.Н нарочно направлен письменный ответ (за исх. № <........> в котором ответчик фактически отказал потребителю Нагайцеву А.И. в регистрации и опломбировании прибора учета холодной воды и указал, что поскольку Нагайцев А.И. нарушил целостность пломбы и не выполнено предписание №<........> от <........>, а также в нарушение всех правил установлен счетчик на прежнем месте, а не в соответствии требованиями ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» - в месте подключения к системам центрального водоснабжения, то начисления за потребляемую холодную воду будут производится согласно п.31 в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от <........> № 307 по нормативу (л.д.10).

Также судом установлено, что ответчиком не осуществлялась и проверка технических условий установки прибора с выездом на место, что подтвердил представитель ответчика Дрога А.А.

Ответчик не оспаривал соблюдение Нагайцевым А.И. иных технических условий по установке прибора учета холодной воды, кроме места установки на врезке в уличный водопровод, в связи с чем, суд считает установленным и доказанным, что установленный на месте прежнего прибор учета холодной воды СГВ-20 установлен согласно техническим требованиям ответчика, за исключением требования по месту установки.

Письменный договор по эксплуатации прибора учета холодной воды ответчиком с истцом не заключался как ранее, так и после замены счетчика.

Отношения между Нагайцевым А.И. как потребителем воды и ответчиком как ресурсоснабжающей организацией регламентируются ст.ст. 539-547 ГК РФ (часть вторая), если иное не установлено другими нормативными актами. При этом законодательство содержит различные условия и правила пользования коммунальными услугами для потребителей, использующих эти услуги для бытовых нужд, и потребителей – организаций, пользующихся услугами для иных нужд.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с п.1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Таким образом, из положений ГК РФ следует, что энергия, в том числе вода, подается энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть, при этом договор энергоснабжения считается заключенным с момента подключения потребителя к присоединенной сети, а не к системам централизованного снабжения. Потребитель обязан соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Одновременно потребитель и энергоснабжающая организация обязаны выполнять требования относящихся к ним нормативно-правовых актов по вопросам, не урегулированным ГК РФ.

Согласно ч.1 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам…

Из вышеуказанных норм ГК и положений ФЗ «Об энергосбережении» следует, что законодательство различает понятия – система централизованного снабжения и присоединенная сеть.

Кроме того, статьей 13 ФЗ «Об энергосбережении» установлено, что установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к централизованным системам только в случаях, когда иное не установлено нормативно-правовыми актами.

Пунктом 7 действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года (далее Правила № 307), установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Правила № 307 содержат конкретные нормы, регламентирующие место установки прибора учета холодной воды – на границе сетей коммунальной инфраструктуры с сетями, принадлежащими собственникам жилых домов. При этом п.7 и п.13 Правил № 307 предусмотрено, что на собственника жилого дома возлагается ответственность только за состояние внутридомовых инженерных систем, понятие которых установлено п. 3 Правил - "внутридомовые инженерные системы" – это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме.

Судом также учитывается содержащееся в п.6 Правил № 307 понятие холодного водоснабжения. Холодное водоснабжение – это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. То есть Правила № 307 также содержат понятие присоединенной сети, которая связывает центральные сети с внутридомовыми инженерными сетями.

Поскольку Правилами № 307 на потребителя возложена ответственность только за внутридомовые инженерные системы, то возложение на него обязанности по врезке в уличный водопровод и ответственности за эксплуатацию присоединенной сети, проходящей вне жилого помещения, не основана на законе.

Пункт 34 Правил № 307 предусматривает, что в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно.

Из указанных положений Правил № 307 следует, что исполнитель (энергоснабжающая организация), а не потребитель отвечает за присоединенную сеть.

Разъяснение по границе ответственности между потребителем и ресурсоснабжающей организации дано также в Письме Минрегионразвития от <........> года № <........> (л.д.110), согласно которому в соответствии со ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у последнего отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Абонент (собственник жилого дома) при заключении договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией принимает на себя обязательство обеспечить возможность получения ресурса и его фактического учета. При этом такой договор в соответствии с положениями пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 (далее - Правила) не должен противоречить положениям Правил и иных нормативных правовых актов.

Под границей балансовой принадлежности (границей сетей) понимается линия раздела элементов систем коммунальной инфраструктуры и сооружений на них между владельцами по признаку собственности. Граница эксплуатационной ответственности – это линия раздела элементов систем коммунальной инфраструктуры по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности. Место установки прибора учета потребления ресурса определяется соглашением сторон. Пункт 7 Правил при этом не является нормой права, определяющей границу балансовой принадлежности (границу сетей) и границу эксплуатационной ответственности, он лишь подразумевает необходимость определения такой границы соглашением сторон на момент заключения договора. Данный пункт не устанавливает требования по переносу приборов учета из домовладения в коллекторные колодцы (л.д.110-111).

Разъяснение по границе ответственности между потребителем и ресурсоснабжающей организации дано также в Письме Минрегионразвития от 20 марта 2007 года № 4967-СК/07, согласно которому в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее - Правила), собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) или собственники жилых домов в случае отсутствия у них договоров с лицом, одновременно отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем и за подачу коммунальных ресурсов, вправе заключить договоры ресурсоснабжения о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п.5 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

При этом в законе речь идет об обеспечении приборами учета потребляемых энергетических ресурсов именно домов, а не сетей централизованного водоснабжения на улицах, как трактует закон ответчик.

Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 года № 170 (далее Правила № 170), помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 градусов С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. Таким образом, указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.

Из системного толкования указанных положений ГК РФ, ФЗ «Об энергосбережении», Правил предоставления коммунальных услуг № 307, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда № 170 следует, что Правилами № 307 и Правилами № 170 установлено место установки прибора учета холодной воды - в помещениях на границе внутридомовых инженерных сетей и системы коммунального водоснабжения, включающей в себя централизованные системы и присоединенную сеть, расположенные вне жилых помещений. Поскольку Правилами № 307 и № 170 определено место установки прибора учета холодной воды, то положения п.1 ст. 13 ФЗ «О ресурсосбережении» об установке учета прибора на границе с системой централизованного водоснабжения не применяются.

Такое применение закона соответствует обязанностям потребителя, установленным ст.ст. 539, 540, 543 ГК РФ и п. 52 Правил № 307, согласно которому при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета немедленно сообщать о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности - принимать все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Перечисленные в Правилах № 307 обязанности потребителя не противоречат положениям ГК РФ и содержат прямое указание на то, что потребитель обеспечивает сохранность пломб только на приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Исполнитель (энергоснабжающая организация) имеет право не чаще 1 раза в 6 месяцев снимать показания с индивидуальных приборов учета, и проверять техническое состояние приборов учета, установленных в жилом помещении. При неисполнении потребителем обязанности допуска исполнителя для проверки прибора учета пунктом 24 Правил № 307 регламентирована процедура расчета стоимости услуг по нормативу потребления на 1 человека, а не по показаниям прибора учета.

Новое законодательство, направленное на реализацию ФЗ «Об энергосбережении…», в частности Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 11 мая 2011 года, содержат понятие централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, под которыми понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам, и понятие внутридомовых инженерных систем в жилых домах, которые включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Кроме того, п. 81 Указанных новых Правил предусматривает, как и закон «Об энергосбережении», что приборами учета оснащаются жилые и нежилые помещения, что в системном толковании указывает на установку приборов в жилых и нежилых помещениях в местах присоединения сетей к внутридомовым инженерным системам, а не на улице – на землях общего пользования.

Ссылка ответчика на самовольную замену истицей прибора учета потребления холодной воды судом расценивается как необоснованная виду того, что прибор был заменен по указанию самого ответчика, содержащемся в акте №<........> от <........> и в уведомлении №<........> от <........>.

Согласно п. 8 ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении…» действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. Вместе с тем законодательство не сдержит каких-либо специальных требований к лицам, которые могут устанавливать (производить замену) приборов учета холодной воды, в связи с чем, потребитель вправе установить их самостоятельно с соблюдением технических условий.

Как видно из договора аренды от <........> (л.д.85-91) водозаборы, водопроводная линия ст. Брюховецкой 12 км и другие объекты, относящиеся к водоснабжению, находятся у ответчика в аренде, принадлежат на праве собственности Брюховецкому сельскому поселению.

При этом технического паспорта водопроводной линии ст. Брюховецкой не имеется.

Ответчиком представлена схема магистральных сетей водопровода ст. Брюховецкой, из которой усматривается, что по улице Горького в районе домовладения <........> принадлежащего Нагайцеву А.И., магистральный водопровод проложен на противоположной от дома истца стороне улицы.

Таким образом, суд считает установленным, что присоединенная сеть, связывающая магистральный водопровод с домом истца существует как минимум с 2003 года, то есть существовала на момент первоначальной установки прибора учета холодной воды и на момент передачи водопроводных линий в аренду ответчику.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности требований ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к Нагайцеву А.И. об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод, содержащихся в акте № <........> от <........>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Брюховецкого района в интересах Нагайцева А.И к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района о признании незаконными действий, выразившихся в требовании переноса и установки прибора учета воды на место присоединения к магистральному трубопроводу - удовлетворить.

Признать незаконными действий ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Брюховецкого района, выразившихся в требовании к Нагайцеву А.И переноса и установки прибора учета воды на место присоединения к магистральному трубопроводу.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Брюховецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Салогубова В.В.

Решение вступило в законную силу ______________

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья Брюховецкого

районного суда Салогубова В.В.